См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

Производство нефтепродуктов

Индекс производства кокса и нефтепродуктов в 2015 году вырос на 0,3%, а объем первичной переработки нефти - снизился на 2,7%, в результате, после достижения исторического максимума за постсоветский период в 2014 году (295,1 млн. тонн), объем в 2015 году составил 287,2 млн. тонн. Доля переработки нефти в объеме ее добычи снизилась до 53,8% (в 2014 году -56,1%). Использование среднегодовой производственной мощности по переработке нефти в 2015 году снизилось и составило 87,1% против 91,8% в 2014 году, а рентабельность проданных товаров, продукции и услуг снизилась до 6,4% (по состоянию на 1 января 2016 г.) против 8,7% (по состоянию на 1 января 2015 г.).

В 2015 году экспортировано 171,7 млн. тонн нефтепродуктов (рост 3,8%), из которых на страны дальнего зарубежья и СНГ приходится 95,2% и 4,8% соответственно. При этом доля экспорта нефтепродуктов в общем объеме экспорта товаров снизилась с 23,2% в 2014 году до 19,6% в 2015 году. В структуре экспорта нефтепродуктов продолжает преобладать жидкое топливо, но его доля в общем объеме экспорта нефтепродуктов уменьшилась с 52,8% в 2014 году до 52% в 2015 году. Средние экспортные цены на нефтепродукты снизились на 43,9% к уровню 2014 года.

Доля импорта нефтепродуктов крайне незначительна и составила в 2015 году 1,1% от внутреннего потребления нефтепродуктов (1,3 млн. тонн).

Глубина переработки нефтяного сырья в Российской Федерации продолжает отставать от мирового уровня (85 - 95%) и в 2015 году составила 74,1% против 72,4% в 2014 году. Сложившаяся тенденция наращивания глубины переработки с одновременным снижением производства и экспорта топочного мазута является результатом действия налоговых мер, принятых Правительством Российской Федерации и направленных на стимулирование увеличения выпуска "светлых" нефтепродуктов.

В связи с завершающим этапом модернизации нефтеперерабатывающих заводов инвестиции в основной капитал в производство нефтепродуктов в 2015 году существенно замедлили свой рост и составили 458,5 млрд. рублей (индекс физического объема снизился на 14,2%).

К проблемам в нефтеперерабатывающей промышленности помимо сравнительно низкой глубины переработки нефти можно также отнести зависимость отрасли от импортного оборудования и катализаторов, высокую энергоемкость производства, низкие темпы внедрения новых технологий и неэффективность территориальной структуры расположения НПЗ.

По итогам работы нефтеперерабатывающей отрасли в январе - августе 2016 г. объем нефти, поставленной на переработку, в текущем году оценивается на 3,6% ниже уровня 2015 года (277 млн. тонн), экспорт нефтепродуктов составит 160 млн. тонн (-6,7%), что связано в основном с наметившейся тенденцией сокращения поставок дизельного топлива на внешние рынки, увеличением глубины переработки и снижением внутреннего спроса на некоторые нефтепродукты, в том числе на топочный мазут, со стороны ЖКХ. При этом в производстве нефтепродуктов индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах по итогам 2016 года снизится на 7,8 процента.

При разработке прогноза учитывались технический регламент Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" и решения Правительства Российской Федерации в области оборота нефтепродуктов (оборот автомобильных бензинов и дизельного топлива класса "Евро-3" - до 31 декабря 2014 г., класса "Евро-4" - до 30 июня 2016 г. и по классу "Евро-5" срок не ограничен).

С учетом предусмотренных в соглашениях с нефтяными компаниями сроков модернизации нефтеперерабатывающих заводов, направленной на увеличение глубины переработки нефти, прогнозируется умеренное снижение объемов нефтепереработки до 265,5 млн. тонн в 2019 году, а глубина переработки возрастет до 79,8 процента. Умеренный рост внутреннего спроса на нефтепродукты и снижение экономической эффективности экспорта "темных" нефтепродуктов приведет к постепенному снижению экспорта нефтепродуктов до 145,5 млн. тонн к 2019 году (на 8,1% к 2016 году). В структуре экспорта произойдет замещение "темных" нефтепродуктов "светлыми" нефтепродуктами.

Продолжится закрытие ряда небольших неэффективных нефтеперерабатывающих предприятий с низкой глубиной переработки, производство нефтепродуктов на которых не отвечает установленным требованиям в техническом регламенте к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту.

После стагнации в 2016 году внутренний спрос на автомобильный бензин и на дизельное топливо с учетом постепенного восстановления экономики страны, грузо- и пассажироперевозок всеми видами транспорта в прогнозный период будет иметь в базовом варианте тенденцию умеренного увеличения и в 2019 году к 2016 году темп прироста внутреннего потребления этих видов моторного топлива составит соответственно 6 и 5,7 процента.

С учетом завершающейся модернизации нефтеперерабатывающих мощностей и мировой конъюнктуры на нефтяном рынке и стремления нефтяных компаний оптимизировать инвестиционные расходы в условиях экономического спада ожидается снижение инвестиционной активности в секторе нефтепереработки в прогнозный период. Инвестиции в основной капитал за период с 2017 по 2019 годы в базовом варианте ожидаются в объеме более 1,5 трлн. рублей.