См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

Машиностроительный комплекс

Развитие машиностроительного комплекса (производство машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств и оборудования) в 2015 году определялось сокращением объемов производства высокотехнологических секторов экономики, обусловленного соответствующим снижением инвестиционной активности и потребительского спроса.

При этом в целом в 2015 году по машиностроительному комплексу наблюдалось сокращение производства на 8,8%, в том числе сокращение производства машин и оборудования (-11,1%), электрооборудования, электронного и оптического оборудования (-7,9%) и транспортных средств и оборудования (-8,5%).

Определенный вклад в развитие машиностроительного комплекса внесла реализация мер государственной поддержки высокотехнологичных секторов экономики, в том числе в части: стимулирования спроса на продукцию российского производства (автомобилестроения, сельскохозяйственной техники, вагоностроения, авиастроения и судостроения), стимулирования инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов (в автомобилестроении, станкостроении, ОПК, транспортном машиностроении), стимулирования развития производственно-технологического потенциала отдельных секторов машиностроения (например, в рамках федеральных целевых программ). В 2015 году на реализацию указанных механизмов (без учета расходов на реализацию Федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 - 2020 годы") из федерального бюджета было направлено более 180 млрд. рублей.

В 2015 году отмечался низкий уровень загрузки производственных мощностей отдельных видов высокотехнологичных товаров (в части тракторов для сельского и лесного хозяйства прочих - около 10,5%, станков металлорежущих - около 17,5%, вагонов грузовых магистральных - 23,4%, генераторов переменного тока (синхронных генераторов) - 38,1%, автомобилей легковых - около 42,8%, холодильников и морозильников бытовых - около 46%, аппаратуры приемной телевизионной, в том числе видеомониторов и видеопроекторов, - около 28,3%).

В условиях сокращения спроса на машиностроительную продукцию в 2015 году относительно уровня 2014 года также отмечалось сокращение импорта. Импорт соответствующих товаров (по группам ТН ВЭД 84 - 90) в стоимостном выражении сократился на 40,1 процента. Кроме того, по ряду ключевых товарных позиций (бытовые стиральные машины, грузовые вагоны, легковые автомобили, грузовые автомобили, зерноуборочные комбайны) отмечается сохранение тенденции роста доли отечественных товаров на рынке. Экспорт продукции машиностроения (по группам ТН ВЭД 84 - 90) в стоимостном выражении за указанный период сократился на 4 процента.

В настоящее время на развитие высокотехнологичных секторов экономики сдерживающее влияние оказывает ряд ограничений, в том числе технологическое отставание отдельных производств, введение секторальных санкций, ограничивших доступ предприятий страны к отдельным зарубежным технологиям и рынку капитала, низкая производительность труда, недостаток финансовых ресурсов (в том числе на проведение НИОКР), зависимость от поставок импортных комплектующих.

Таким образом, общесистемным фактором развития машиностроительного комплекса в среднесрочной перспективе является эффективность реализации мероприятий, направленных на снижение негативного влияния указанных ограничений, в том числе:

развитие экспорта машиностроительной продукции в страны Ближнего и Дальнего зарубежья. Реализация мероприятий, направленных на продвижение продукции отечественных производителей на новые рынки;

развитие совместных производств конечных продуктов и комплектующих с ведущими зарубежными организациями (в автомобилестроении, транспортном машиностроении, станкостроении, сельхозмашиностроении, авиастроении и других секторах) и заключение специальных инвестиционных контрактов с производителями продукции машиностроения;

реализация Государственной программы вооружений и расширение военно-технического сотрудничества;

реализация мер, направленных на импортозамещение продукции машиностроительного комплекса.