См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

Рост (снижение) производства основных видов транспортных средств и оборудования, %

Рост (снижение) производства основных видов транспортных

средств и оборудования, %

2015 год

отчет

2016 год

оценка

2017 год

2018 год

2019 год

2019 год к 2015 году, %

прогноз

Электровозы магистральные

-37,9

22,4

2,9

1,6

1,2

29,5

Вагоны грузовые магистральные

-45,6

3,9

5,1

5,5

3,0

18,7

Автомобили грузовые

-15,2

4,9

8,0

6,1

5,4

26,7

Автомобили легковые

-27,7

-9,9

3,3

4,4

2,9

0

При этом в период до 2019 года производство транспортных средств и оборудования будет характеризоваться стабилизацией объемов производства после их значительного сокращения в 2015 году. Индекс инвестиций в основной капитал в 2019 году по отношению к 2015 году вырастет на 4,2 процента.

В 2016 году производство легковых автомобилей сократится на 9,9%, что обусловлено, прежде всего, сокращением внутреннего спроса в результате продолжающегося падения реальных располагаемых доходов денежных доходов населения при одновременном росте цен, а также сокращением экспортных поставок (в том числе в связи с ухудшением экономической конъюнктуры в странах СНГ).

На развитие производства автомобильной техники в среднесрочной перспективе будет оказывать влияние реализация инвестиционных проектов по созданию новых конкурентоспособных производств и расширению действующих производственных мощностей (в том числе определенных в соответствующих программах инновационного развития ПАО "КАМАЗ" и ОАО "АВТОВАЗ"), которые позволят расширить производство ряда новых моделей автомобилей.

Рост производства легковых автомобилей в 2019 году составит 10,9% относительно уровня 2016 года. Указанная динамика будет обусловлена ростом реальных располагаемых доходов населения, а также диверсификацией географии экспортных поставок отечественных производителей.

В среднесрочной перспективе увеличение коммерческого грузооборота автомобильного транспорта (в 2019 году на 6,2% по отношению к 2015 году) также окажет положительное влияние на спрос на грузовые автомобили и приведет к росту объемов выпуска в 2019 году на 26,7% процента по отношению к 2015 году.

Развитие производства продукции транспортного машиностроения можно подразделить на две подгруппы.

В части подвижного состава отмечается значительный рост производства. Производство вагонов грузовых магистральных, по оценке Минэкономразвития России, на 2016 год увеличится на 3,9%, пассажирских магистральных - на 52,4 процента. Указанная динамика обусловлена в основном действием программы поддержки транспортного машиностроения на 2016 год (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 57-р).

При этом в 2016 - 2017 годах реализация инвестиционного проекта "Приобретение тягового подвижного состава", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 2744-р, будет способствовать обновлению парка локомотивов ОАО "РЖД" (износ которого превышает 75%), что приведет к увеличению объемов производства тягового подвижного состава. Рост производства магистральных тепловозов в 2019 году оценивается в 208,5% по сравнению с уровнем 2015 года.

В целях стимулирования спроса на инновационную продукцию утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1223 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении скидки при условии приобретения инновационных вагонов с повышенной осевой нагрузкой, а также на возмещение части затрат российским организациям на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на приобретение инновационных вагонов с повышенной осевой нагрузкой, в рамках подпрограммы "Транспортное машиностроение" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".

Основным фактором развития производства в 2016 - 2019 годах в авиастроительном комплексе будет осуществление поставок авиационной техники в рамках государственного оборонного заказа и военно-технического сотрудничества, реализация которых будет способствовать аккумулированию ресурсов для развития производства продукции гражданского назначения. Использование данных ресурсов будет способствовать развитию гражданской авиационной техники, в том числе в части самолетов МС-21, SSJ-100 и вертолетов Ми-38 и Ка-62.

Основные направления развития производства в авиастроительном комплексе в среднесрочной перспективе определены Основами государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года, государственной программой Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы", Стратегией развития газотурбинного двигателестроения Российской Федерации на 2008 - 2015 годы и на период до 2025 года. Указанные направления предусматривают:

расширение объемов серийного производства сертифицированных образцов новой гражданской авиационной техники, включая беспилотные летательные аппараты;

развитие газотурбинного двигателестроения, в том числе создание газотурбинных двигателей и промышленных установок нового поколения, в частности для топливно-энергетического комплекса;

создание эффективной системы обслуживания и ремонта гражданской авиационной техники и снабжение эксплуатирующих организаций запчастями и комплектующими деталями;

обеспечение соответствия отечественной авиационной техники мировым стандартам.

С целью обеспечения повышения эффективности развития авиастроения будут реализованы следующие механизмы государственной поддержки:

стимулирование спроса (закупка воздушных судов для нужд Минобороны России, субсидирование лизинговым компаниям и авиакомпаниям части затрат, направленных на приобретение воздушных судов, субсидирование части затрат на закупку запчастей и организацию авиационных сервисных центров, субсидирование экспорта SSJ-100, предоставление госгарантий ОАО "Ильюшин Финанс Ко" по кредитам, привлекаемым данным ОАО в целях лизинга воздушных судов, произведенных в Российской Федерации ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии", взнос в ПАО "ГТЛК" на осуществление лизинга воздушных судов;

поддержка производственной деятельности и реализации инвестиционных проектов (увеличение уставного капитала АО "ОПК "Оборонпром", реализация Федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 - 2020 годы", субсидирование процентных ставок по кредитам, направленным на техническое перевооружение предприятий отрасли, субсидирование части затрат на организацию производства самолетов региональной авиации и сертификацию таких самолетов).

Кроме того, дополнительными факторами, обеспечивающими развитие авиастроительного комплекса, являются:

реализация программ инновационного развития ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация", АО "ОДК", АО "Вертолеты России" и АО "ОПК "Оборонпром" с целью обеспечения производства новых видов авиационной техники, а также повышения эффективности производства и конкурентоспособности действующих типов летательных аппаратов посредством оптимизации корпоративной системы управления инновационной деятельностью;

участие производственных предприятий, научных и образовательных организаций в технологических платформах в области авиастроения (технологическая платформа "Авиационная мобильность и авиационные технологии"), что позволит хозяйствующим субъектам расширить возможности обеспечения технологической модернизации, выпуска принципиально новой продукции, расширения набора партнерских взаимоотношений с контрагентами, интенсивной подготовки и переподготовки кадров с необходимыми технологическими компетенциями.

В 2016 - 2019 годах объем производства воздушных судов составит 181 гражданский самолет и 140 гражданских вертолетов.

Развитие судостроительного комплекса в прогнозный период будет определяться увеличением объемов государственного оборонного заказа, сохранением текущих объемов военно-технического сотрудничества, а также реализацией проектов в области гражданского судостроения в части строительства для нужд ПАО "Газпром", ГК "Росатом", ПАО "Совкомфлот", ОАО "Новатэк", ПАО "НК "Роснефть" и других компаний и пароходств судов и оффшорной техники для освоения континентального шельфа (буровых установок, технологических платформ, судов снабжения), морских транспортных судов (танкеров, газовозов), судов специального назначения (ледоколов, научно-исследовательских судов), судов внутреннего плавания, судов класса "река-море", дноуглубительных судов, крупных круизных лайнеров и рыбопромысловых судов.

Данные процессы будут реализованы с использованием механизмов государственной поддержки развития судостроительной промышленности, определенных в государственной программе Российской Федерации "Развитие судостроения на 2013 - 2030 годы" (далее - госпрограмма) и в федеральной целевой программе "Развитие гражданской морской техники" на 2009 - 2016 годы. На развитие отрасли также окажет влияние реализация мероприятий госпрограммы по развитию судостроительной науки, развития лизинга в сфере судостроения, развития производственных мощностей гражданского судостроения в Дальневосточном регионе (в рамках реализации инвестиционного проекта по строительству судостроительного комплекса на базе ОАО "ДВЗ "Звезда").

С целью развития судостроительного комплекса принят Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки российского судостроения и судоходства", которым предусматривается ряд мер по стимулированию отечественного судостроения и устанавливается ряд преференций для предприятий судостроительной отрасли. В рамках указанного федерального закона комплексно объединены меры по стимулированию судостроения и судоходства в Российской Федерации.

В ближайшие годы планируется увеличить строительство гражданских судов: в 2017 году прогнозируется строительство до 53 судов, в 2018 году - до 56, в 2019 году - до 58 судов. Всего в 2017 - 2019 годах предполагается строительство до 167 судов.

На развитие производства космической техники в прогнозный период будет оказывать влияние эффективность реализации основных программных документов в сфере космической деятельности (Федеральная целевая программа "Развитие российских космодромов на 2016 - 2025 годы", Федеральная целевая программа "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы" и другие программы и проекты, запланированные к реализации в рамках государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы").

В рамках указанных программ предполагаются к реализации мероприятия в части:

наращивания и поддержания орбитальных группировок систем фиксированной космической связи и телевещания, ретрансляции, подвижной персональной спутниковой связи, систем космического метеорологического мониторинга, космического мониторинга окружающей среды, проведения фундаментальных космических исследований, поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ, а также создания новых космических аппаратов для деятельности по данным направлениям;

развития российского сегмента международной космической станции;

создания перспективной пилотируемой транспортной системы;

создания перспективных средств выведения, в том числе для космодрома "Восточный", и обеспечения их серийного производства;

замены космических аппаратов "Глонасс-М" системы ГЛОНАСС усовершенствованными аппаратами "Глонасс-К";

формирования научно-технического и технологического заделов для создания ракеты-носителя тяжелого класса повышенной грузоподъемности;

дальнейшего развития объектов наземной инфраструктуры, специального оборудования и производственных технологий;

реализации проектов использования космических технологий и информации в социально-экономических целях;

развития системы космодромов, используемых Российской Федерацией.

Расширение масштабов космической деятельности приведет к увеличению запусков космических аппаратов и, соответственно, к росту объемов производства ракет-носителей, разгонных блоков, космических аппаратов социально-экономического, научного и военного назначения. В связи с этим рост производства в ракетно-космической промышленности (общий объем выпуска отрасли) в 2019 году по отношению к 2015 году может составить 15% (в сопоставимых ценах).

При этом в отношении указанных секторов машиностроения существуют значительные риски возможного сокращения параметров государственного оборонного заказа и соответствующих федеральных целевых программ, в связи с чем предполагаемый объем выпуска может сократиться на 3 - 4 процента.

При реализации более благоприятного сценария развития экономики (вариант "базовый+") индекс промышленного производства в машиностроительных отраслях в 2016 году снизится на 1,7%; в 2017 году - вырастет на 2%; в 2018 году - на 4,1%; в 2019 году - на 4,5 процента.

По группе "производство машин и оборудования" индекс промышленного производства в 2016 году вырастет на 3%; в 2017 году - на 0,4%; в 2018 году - на 2,6%; в 2019 году - на 3,1 процента.

По группе "производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования" индекс промышленного производства в 2016 году снизится на 3,6%, в 2017 году - вырастет на 1,6%, в 2018 году - на 3,7%, в 2019 году - на 4,2 процента.

По группе "производство транспортных средств и оборудования" индекс промышленного производства в 2016 году снизится на 2,4%; в 2017 году - вырастет на 2,8%; в 2018 году - на 4,8%; в 2019 году - на 5,1 процента.

Индекс инвестиций в основной капитал по группе "производство машин и оборудования" (без производства боеприпасов) в 2016 году снизится на 7,6%, в 2017 году - вырастет на 2%, в 2018 году - на 2,3%; в 2019 году - на 2,7 процента.

По группе производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования индекс инвестиций в основной капитал в 2016 году снизится на 5,8%; в 2017 году - вырастет на 2,3%; в 2018 году - на 2,4%; в 2019 году - на 2,3 процента.

По группе производство транспортных средств и оборудования индекс инвестиций в основной капитал в 2016 году покажет снижение на 6,7%; в 2017 году - вырастет на 2,4%; в 2018 году - на 4,1%; в 2019 году - на 4,8 процента.