См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

Перевозки грузов

Перевозки грузов автомобильным транспортом занимают наибольшую долю в общем объеме коммерческих перевозок грузов - 44 - 45%, и только 9% в общем объеме коммерческого грузооборота. В среднесрочный период значительные сдвиги в структуре перевозок грузов не прогнозируются.

Продолжающийся интенсивный процесс автомобилизации населения при более низких темпах ввода в эксплуатацию автомобильных дорог сдерживает развитие автомобильных перевозок. Так, в настоящее время около 50% от общего объема перевозок по автомобильным дорогам федерального значения осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети, что приводит к увеличению транспортных издержек в конечной стоимости продукции, а также снижению безопасности дорожного движения. Таким образом, развитие автомобильных дорог является ключевой задачей снятия инфраструктурных ограничений экономического роста и повышения безопасности дорожного движения.

В 2015 году наблюдалось снижение темпов грузооборота относительно уровня 2014 года (1,1%).

Перевозки грузов автомобильным транспортом в 2015 году составили 1540,3 млн. тонн, или снижение на 4,6%, а коммерческий грузооборот - 120,5 млрд. т-км или снижение на 1,1 процента.

Среднее расстояние перевозки 1 тонны коммерческого груза в 2015 году продолжало расти и составило 78,2 км (в 2014 году - 75,5 км). Снижение объема перевозок грузов автомобильным транспортом в 2015 году обусловлено снижением объемов производства по виду деятельности "Строительство" (снижение 7%), а также сжатием платежеспособного спроса и снижением оборота розничной торговли (снижение 10%).

Тенденции свидетельствуют о сохранении роста среднего расстояния перевозки грузов и усиления конкурентных позиций автомобильного транспорта на рынке высокодоходных и скоропортящихся продуктов.

Увеличение объема перевозок автомобильным транспортом за январь - август 2016 г. составило 1,2%, а грузооборота - 2,2 процента. Учитывая тенденции восьми месяцев 2016 года, а также макроэкономические параметры, в 2016 году ожидается незначительное увеличение объема перевозок грузов автомобильным транспортом, который составит 1 548 млн. тонн (0,5%), коммерческий грузооборот прогнозируется на уровне 122,3 млрд. т-км (1,5%).

Обостряется конкуренция на рынке контейнерных отправок, транспортировки скоропортящихся, продовольственных, тарно-штучных и других номенклатур на расстояниях до 2000 километров. Прогнозируется, что в среднесрочной перспективе данная тенденция сохранится.

Вместе с тем с учетом прогнозируемых темпов промышленного производства и ВВП в среднесрочной перспективе прогнозируется рост перевозок грузов автомобильным транспортом в 2019 году до 1 605,2 млн. тонн (4,2%), а грузооборота - до 130,7 млрд. т-км (8,5%).

Стабильному росту перевозок грузов и грузооборота автомобильным транспортом будут способствовать увеличение темпов потребления стройматериалов, рост розничной торговли. Предполагается, что темпы роста перевозок грузов будут несколько ниже в связи со снижением дальности грузоперевозок. Данная тенденция будет вызвана повышенной конкуренцией со стороны железнодорожного транспорта в условиях сокращения заказов от грузоотправителей.

Ключевыми факторами конкурентоспособности автомобильного транспорта будут являться гибкость ценообразования и географии перевозок, новая техника и технологии перевозочного процесса, а также интеграция разных видов транспорта при перевозке (интермодальность).