См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

Пассажирские перевозки

Финансовые трудности, возникшие у российских авиакомпаний в связи с валютными колебаниями и ростом операционных расходов, а также со снижением реальных доходов населения, привели к падению по итогам 2015 года пассажирских перевозок (6%), которые составили 226,9 млрд. пассажиро-километров.

Падение объема пассажирооборота на воздушном транспорте в значительной степени обусловлено ростом тарифов, снижением деловой активности населения, сокращением потребительского спроса населения, сложностями на мировом рынке туристических услуг, сохранением геополитической напряженности (закрытие авиаперелетов по популярным направлениям - Турция и Египет).

Также необходимо отметить, что в 2015 году наблюдалось сокращение перевозок пассажиров воздушным транспортом в международном сообщении и рост внутренних перевозок.

В 2015 году гражданской авиацией было перевезено 92,1 млн. пассажиров (снижение на 1,1%). Значительный рост пассажирооборота наблюдался на внутренних воздушных линиях.

На высокие темпы роста перевозок пассажиров во внутреннем сообщении оказали влияние меры господдержки, направленные на повышение доступности услуг воздушного транспорта для населения. Государственная поддержка авиаперевозок в 2015 году реализована посредством пяти программ субсидирования из федерального бюджета:

на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории России и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации. В перечень субсидируемых вошли 124 маршрута, из них 29 - софинансируемых из региональных бюджетов. Полеты осуществляются по всем 9 федеральным округам страны, в том числе в регионы Арктической зоны и Крайнего Севера. 27 маршрутов обслуживают труднодоступные населенные пункты, где отсутствует круглогодичное транспортное сообщение другими видами транспорта;

на обеспечение доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении. Полеты осуществляются с 1 апреля 2015 г. по 44 маршрутам 11 авиаперевозчиками;

из г. Калининграда в европейскую часть страны и в обратном направлении. Полеты выполняются по 2 маршрутам: Калининград - Москва и Калининград - Санкт-Петербург 6 авиаперевозчиками;

в г. Симферополь и в обратном направлении. Полеты выполняются с 1 июня 2015 г. по 34 маршрутам 8 авиаперевозчиками;

внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе.

В рамках этих пяти программ субсидирования в 2015 году перевезено 1,5 млн. пассажиров при объеме бюджетных ассигнований 8,9 млрд. рублей.

В рамках реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации для снижения ставки налога на добавленную стоимость на услуги по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа с 1 июля 2015 г. до 31 декабря 2017 г. с 18 до 10 процентов. На услуги по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа в направлении из Республики Крым и г. Севастополя и обратно ставка налога на добавленную стоимость установлена на уровне 0 процентов. Реализация указанного закона в сфере внутренних воздушных перевозок позволяет сохранить доступность внутренних авиаперевозок для населения (не допустить существенного увеличения тарифа, несмотря на рост себестоимости).

При этом доходы от авиаперевозок в 2015 году выросли и составили 945,2 млрд. рублей (2014 год - 814,2 млрд. рублей), что обусловлено снижением убытков от перевозки пассажиров и грузов до 8,6 млрд. рублей (2014 год - 24,7 млрд. рублей).

Учитывая итоги за январь - август 2016 г., а также оценку темпов ВВП и реальной заработной платы и реальных доходов населения, пассажирооборот 2016 года оценивается на уровне 208,7 млрд. пасс-км (снижение на 8%).

На динамику пассажирооборота 2016 года позитивное влияние также окажет снятие запрета на чартерные перелеты в Турцию.

В среднесрочной перспективе также прогнозируется падение пассажирооборота, который к 2019 году может достичь 223 млрд. пасс-км (98,3% к уровню 2015 года). Принимая во внимание снижение реальной заработной платы, следует ожидать восстановление спроса на авиаперевозки не ранее 2018 года.

На динамику развития пассажирских авиаперевозок окажет влияние дополнительный транспортный спрос в 2018 году в городах проведения чемпионата мира по футболу. Прогнозируемые среднесуточные значения пассажиропотока через аэропорты Московского авиационного узла оцениваются в 300 тыс. пасс./сутки в оба направления. Результаты расчетов показали, что общее количество матчей и "фан-зон" в период проведения чемпионата мира по футболу 2018 года составляет 10,746 млн. посещений.

Основное ограничение развития перевозок воздушным транспортом - дисбаланс между уровнем развития инфраструктуры и непосредственно перевозок (авиакомпаний). Несмотря на огромную территорию страны, основной пассажиропоток концентрируется в московском авиационном узле и г. Санкт-Петербурге (80 - 85% пассажиропотока).

За январь - август 2016 г. аэропортами Московского авиационного узла (Внуково, Домодедово, Шереметьево) было перевезено 50,2 млн. пассажиров. При этом в январе - июле 2016 г. аэропортами Московского авиационного узла было перевезено на 3,2 млн. пассажиров меньше, чем за январь - июль 2015 г. Снижение перевозок в аэропортах Московского авиационного узла обусловлено значительным падением международных перевозок (снижение на 16,3%).

Ожидается развитие сегмента низкотарифных авиаперевозок. Вместе с тем экстенсивное развитие рынка воздушных перевозок увеличивает риск финансовой неустойчивости авиакомпаний.