См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

Грузовые перевозки

В 2015 году показатели перевозки грузов железнодорожным транспортом составили 1217,9 млн. тонн (снижение на 1,1%). При этом в 2015 году коммерческий грузооборот составил 2305,9 млрд. т-км (рост на 0,2%).

В 2015 году наблюдалось существенное снижение объема погрузки на железнодорожном транспорте кокса (на 6%), нефти и нефтепродуктов (на 2,1%), черных металлов (на 0,6%), лома черных металлов (на 10,1%), цемента (на 11,1%), строительных грузов (на 7,4%), химикатов и соды (на 1,3%). При этом рост объема погрузки грузов железнодорожным транспортом наблюдался по: каменному углю (2,5%), руде железной и марганцевой (0,4%), химическим и минеральным удобрениям (4,4%), лесным грузам (2%), зерну и продуктам перемола (2,7%), руде цветной и серному сырью (6,1%).

Основной причиной снижения объемов погрузки грузов в 2015 году стало уменьшение погрузки строительных материалов и нефтеналивных грузов. Положительная динамика грузооборота при снижении объемов погрузки связана с ростом средней дальности перевозок за счет увеличения перевозки грузов в экспортном сообщении.

Погрузка грузов железнодорожным транспортом за январь - август 2016 г. составила 809,6 млн. тонн (рост 1,6%). По данным ОАО "РЖД", за январь - август 2016 г. снижение погрузки наблюдается по нефти и нефтепродуктам (на 7,5%), черным металлам (на 1,8%), лому черных металлов (на 4,7%), цементу (на 5,3%). Вместе с тем рост объема перевозок наблюдается по каменному углю (3,2%), коксу (2,7%), руде железной и марганцевой (1,3%), химическим и минеральным удобрениям (2,7%), лесным грузам (7,9%), зерну (5,4%), строительным грузам (17,2%), руде цветной и серному сырью (4,7%), химикатам и соде (2%) и промышленному сырью и формовочным материалам (1,4%). Кроме того, на динамику перевозок нефти основное влияние оказали экспортные поставки, а сокращение объемов по нефтепродуктам (без учета сжиженных газов) затронуло в основном перевозки для нужд внутреннего рынка.

Грузооборот железнодорожного транспорта в январе - августе 2016 г. с учетом порожнего пробега составил 1 966,2 млрд. т-км (рост 1,2%) и без учета порожнего пробега 1 536,4 млрд. т-км (рост 1,5%).

В 2016 году ожидается рост коммерческих перевозок на 1% и грузооборота на 1,2%, которые составят 1 230,1 млн. тонн и 2 331,6 млрд. т-км соответственно. Ожидаемый объем перевозок по итогам года обусловлен складывающимися тенденциями на магистральном железнодорожном транспорте за январь - август 2016 г., стабилизацией объемов производства и ростом физического объема экспорта.

Сложившаяся в 2016 году ситуация прежде всего связана с ростом промышленного производства в стране, что напрямую оказывает влияние на грузооборот и перевозки грузов железнодорожным транспортом.

При прогнозируемых темпах роста промышленного производства в среднесрочный период ожидается умеренный рост коммерческих перевозок грузов и грузооборота, которые к 2019 году достигнут 1 280,3 млн. тонн и 2 453,4 млрд. т-км, что составит 1,7% и 2,2 процента.

Основным сдерживающим фактором роста перевозок железнодорожным транспортом является инфраструктура и подвижной состав, износ основных фондов которых доходит до 60 - 80 процентов. В связи с этим в среднесрочный период потребуются значительные объемы инвестиций с целью реализации потенциала рынка железнодорожных перевозок в полном объеме.