См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

Пассажирские перевозки

Пассажирооборот железнодорожного транспорта в 2015 году характеризовался существенным падением относительно 2014 года (на 7,2%) и составил 120,6 млрд. пасс-км. Из 1 024,6 млн. перевезенных в 2015 году пассажиров (снижение на 4,8%) на пригородные перевозки пришлось 926,7 млн. пассажиров (снижение на 4,2%), на перевозки дальнего следования - 97,9 млн. пассажиров (снижение на 5,1%). На динамику перевозки пассажиров в дальнем следовании существенное влияние оказало повышение стоимости железнодорожного билета.

Снижение пассажирооборота железнодорожного транспорта было обусловлено значительным ростом тарифов в дальнем следовании на фоне усиления конкуренции со стороны воздушного и автобусного транспорта, а также замедлением темпов экономического роста и снижением реальных располагаемых доходов населения.

В 2016 году с учетом складывающейся тенденции за январь - август и макроэкономических параметров прогнозируется увеличение пассажирооборота на 1,5% к 2015 году, который составит 122,1 млрд. пасс-км. Данная ситуация связана прежде всего с принятыми мерами по поддержке пригородного и дальнего сообщения (установление и продление действия льготных коэффициентов и налоговых ставок), а также с введением ряда скидок на проезд льготным категориям граждан (школьники, студенты и другие).

В пригородном сообщении на динамику его пассажирооборота оказали проводимые в последние годы Правительством Российской Федерации совместно с ОАО "РЖД" мероприятия по повышению качества услуг, доступности, безопасности данного вида сообщения, в том числе субсидии из федерального бюджета.

С целью повышения доступности транспортных услуг для населения в 2015 году продолжено оказание мер государственной поддержки организациям железнодорожного транспорта, включая:

компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в поездах дальнего следования в плацкартных и общих вагонах (за 2015 год перевезено 61 млн. человек);

компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот по тарифам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом в общих и плацкартных вагонах в поездах дальнего следования (за 2015 год перевезено 2,3 млн. человек);

компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении (за 2015 год перевезено 926,5 млн. человек);

компенсацию от выравнивания тарифов при перевозке пассажиров в Калининградскую область из других регионов России и наоборот. За 2015 год перевезено 414 тыс. человек (рост на 23,4% от плановых показателей).

В целях оказания дополнительной государственной поддержки пригородного железнодорожного сообщения Федеральным законом от 6 апреля 2015 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца третьего подпункта 7 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении" предусмотрено установление ставки налога на добавленную стоимость в размере 0% на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. Эта мера позволяет снизить расходы (убытки) перевозчиков на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении и обеспечить доступность транспортных услуг. В 2015 году в результате установления НДС в размере 0% затраты перевозчиков сокращены на 7,9 млрд. рублей (с 71 до 63,1 млрд. рублей).

В целях обеспечения бесперебойной работы пригородного комплекса и создания устойчивого механизма субсидирования пригородных перевозок реализованы следующие меры:

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон от 06.04.2015 N 81-ФЗ, а не N 81.

принят Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 81 "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в части регулирования ответственности за безбилетный проезд на железнодорожном транспорте;

издано постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2015 г. N 166 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 844", в котором утвержден льготный коэффициент к тарифам на услуги инфраструктуры в пригородном сообщении на 2015 год в размере 0,01 вместо установленного ранее коэффициента 0,25.

В 2016 году продлено до 31 декабря 2030 г. действие коэффициента 0,01 к тарифу на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в пригородном сообщении на согласованных субъектом Федерации маршрутах курсирования пригородных поездов в рамках договора на транспортное обслуживание населения. Это будет способствовать повышению эффективности пригородного пассажирского железнодорожного комплекса и безубыточной деятельности пригородных пассажирских компаний, позволит обеспечить доступность для населения пригородных железнодорожных перевозок и снизить нагрузку на региональные бюджеты.

С целью поддержки пригородного железнодорожного сообщения также продлен срок действия нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении до конца 2017 года.

В прогнозный период конкуренция обострится (у пригородного транспорта с автомобильным, у дальнего - с авиацией), а развитие сектора будет определено повышением конкурентоспособности за счет повышения качества предоставляемых услуг и гибкой тарифной политики.

Продолжается развитие скоростного железнодорожного сообщения, которое уже вывело железнодорожный транспорт на качественно новый уровень, в том числе по технологиям, технике и качеству предоставляемых услуг. В ближайшей перспективе планируется появление высокоскоростного сообщения. Организация скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения позволит обеспечить сокращение потребности в подвижном составе, поддержание и дальнейшее стимулирование роста повышения научно-технического и интеллектуального потенциала страны за счет размещения на отечественных предприятиях заказов на создание новых образцов техники мирового уровня. Тем не менее дальнейшее развитие высокоскоростного сообщения зависит от инвестиционных возможностей частных инвесторов и государства, которые в настоящее время ограничены.

Инвестиции. Увеличению инвестиционной активности предприятий в целом по транспортному сектору способствует в первую очередь рост инвестиций в отрасли железнодорожного транспорта.

В 2015 году объем инвестиций в основной капитал увеличился и составил 427,6 млрд. рублей (1,4%).

Инвестиции в основной капитал магистрального железнодорожного транспорта в рамках государственной программы "Развитие транспортной системы" были направлены на реализацию важнейших проектов: модернизацию железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, комплексную реконструкцию участка Междуреченск - Тайшет, реконструкцию участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского узла и другое.

В период 2016 - 2019 годов планируется обеспечить реализацию крупных инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте в части обеспечения транспортной безопасности и реализации проектов, направленных на устранение инфраструктурных ограничений:

реконструкция участка железнодорожной линии Междуреченск - Тайшет;

комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла;

строительство железнодорожной линии Прохоровка - Журавка - Чертково - Батайск (обход Украины);

модернизация железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона;

комплексная реконструкция линий Таманского полуострова;

развитие участка Тобольск - Сургут - Коротчаево.

Мероприятия по развитию железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла направлены на повышение пропускной и перерабатывающей способности объектов железнодорожной инфраструктуры в условиях увеличивающихся размеров пассажирского движения на участках Московского железнодорожного узла.

В 2015 году в рамках развития транспортной инфраструктуры и реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" введено в эксплуатацию 118,8 км дополнительных главных путей и новых железнодорожных линий. В 2015 году капитальный ремонт и реконструкция железнодорожных путей общего пользования составили 4 974 километра.

В 2015 году открыто рабочее движение по основному ходу железнодорожного пути между станциями Лосево и Каменногорск, относящегося к категории "особо грузонапряженных", строительство которого вызвано необходимостью организации скоростного движения поездов до Хельсинки (Парголово - Буславская). Железнодорожная линия позволит сократить на два часа время нахождения в пути поездов Санкт-Петербург - Хельсинки, увеличить скорость до 200 км/ч (в настоящее время 160 км/ч) практически на всем пути (соответствующая инфраструктура уже приводится в надлежащее состояние).

Завершены строительно-монтажные работы по проекту "Строительство IV главного пути на участках Москва - Крюково Октябрьской железной дороги".

В 2015 году была продолжена работа по развитию международных транспортных коридоров, в том числе МТК Приморье-1, МТК Приморье-2.

В декабре 2015 г. состоялось открытие Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра, который расположен в зоне прохождения международного транспортного маршрута Европа - Западный Китай на пересечении международных транспортных коридоров Север - Юг и Запад - Восток. Выгодное географическое расположение центра обеспечивает выход на федеральные транспортные магистрали железнодорожного, водного и автомобильного сообщения.

В результате реализации проекта будет создан крупный логистический центр в границах международного транспортного коридора от Балтики через Поволжье до границы с Казахстаном, который предполагает создание и улучшение транспортной инфраструктуры, что позволит увеличить грузооборот на железнодорожном, водном и автомобильном транспорте через пять лет в два раза (с учетом прогноза роста грузопотоков, тяготеющих к переработке на Свияжском межрегиональном мультимодальном логистическом центре).