См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

Потребление и доходы населения

00000009.png

Источник: данные Росстата, прогнозные оценки Минэкономразвития России

Поддержку доходам будет оказывать динамика социальных трансфертов, что связано, во-первых, с индексацией пенсий на отчетный уровень инфляции, во-вторых, - с предусмотренной в 2017 году единовременной выплатой. В 2018 - 2019 годах ускорению реальных располагаемых доходов будут способствовать динамика реальной заработной платы и постепенное увеличение доходов от предпринимательской деятельности в условиях восстановления экономики: в 2019 году рост реальных располагаемых доходов оценивается на уровне 0,8 процента.

Ожидается, что в условиях постепенного восстановления доходов, роста реальной заработной платы население будет постепенно отказываться от сберегательной модели поведения. Склонность населения к сбережению снизится с 15,4% в 2015 году до 13% в 2019 году. В результате оборот розничной торговли, как и доходы, вернется к росту в 2017 году (увеличение на 0,6%) с последующим ускорением до 1,8% к 2019 году. В целом за прогнозный период оборот розничной торговли вырастет на 3,6 процента. При этом среднегодовые темпы роста оборота торговли непродовольственными товарами в этот период будут на 0,3 п. п. опережать рост оборота торговли продовольственными товарами и составят 1,4 процента.

Среднегодовые темпы роста платных услуг населению в 2017 - 2019 годах составят 1,3 процента.

Позитивные тенденции в экономике, более высокая динамика реальной заработной платы, предусмотренные в варианте "базовый+", обеспечат более существенное, чем в базовом варианте, ускорение темпов роста реальных располагаемых денежных доходов населения (до 2,2% в 2019 году). В целом за 2017 - 2019 годы доходы увеличатся на 5,3 процента.

Более позитивная динамика доходов обеспечит более быстрое восстановление потребительской активности. В результате склонность населения к сбережению снизится существеннее, чем в базовом варианте (до 12,3% в 2019 году), при одновременном ускорении прироста оборота розничной торговли до 2,7 - 3,5% в 2018 - 2019 годах. Кроме того, поддержку розничному товарообороту будет оказывать более значительное, чем в базовом варианте, восстановление потребительского кредитования.

Низкая база IV квартала 2015 г., обусловленная снижением стоимости продуктов питания, включенных в состав потребительской корзины, и низкий уровень инфляции в начале 2016 года оказали влияние на динамику величины прожиточного минимума. По результатам первого полугодия 2016 г. величина прожиточного минимума выросла на 0,3 процента. В целом за 2016 год величина прожиточного минимума на душу населения оценивается на уровне 9 962 рубля, прирост составит 2,7 процента.

Прогноз величины прожиточного минимума на 2017 - 2019 годы рассчитан с учетом потребительской корзины, установленной в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации". В 2018 году в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена актуализация потребительской корзины, что приведет к увеличению ее стоимости. По оценке Минтруда России, повышение составит 5 п. пунктов. В целом за 2016 - 2019 годы величина прожиточного минимума увеличится на 22,3 процента.

В условиях варианта "базовый+" величина прожиточного минимума будет несколько выше и увеличится за 2016 - 2019 годы на 22,6 процента.

При продолжающемся сокращении реальных располагаемых доходов населения уровень бедности в 2016 году вырастет до 13,9 процента. С учетом динамики доходов населения уровень бедности в 2017 году сохранится на уровне 2016 года. С учетом увеличения стоимости потребительской корзины в 2018 году доля бедного населения несколько увеличится, а в 2019 году - вновь вернется к уровню 2016 - 2017 годов.

В варианте "базовый+" в результате более высоких темпов роста доходов населения уровень бедности к 2019 году снизится до 13,3 процента.