заместителем министра образования
и науки Российской Федерации,
руководителем приоритетного проекта
"Доступное дополнительное
образование для детей"
В.Ш.КАГАНОВЫМ
1 июня 2017 г.
1. Настоящая методика разработана во исполнение контрольной точки 2.9 паспорта приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей", утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 ноября 2016 г. N 11.
При применении настоящей методики необходимо учитывать требования постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
Применение настоящей методики при определении и создании высокооснащенных мест для реализации образовательных программ в системе дополнительного образования детей носит рекомендательный характер и не является обязательным требованием, подлежащим контролю при проведении проверок в организациях дополнительного образования детей органами государственного контроля (надзора).
2. Настоящая Методика определяет подходы к определению и созданию высокооснащенных мест для реализации образовательных программ в системе дополнительного образования детей, основанные на соблюдении принципа автономии организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в решении задач разработки образовательных программ и обеспечения их материально-технического оснащения.
3. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" материально-техническое обеспечение образовательной деятельности отнесено к компетенции самих организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
При этом требования к необходимому материально-техническому обеспечению могут устанавливаться государственными и местными нормами и требованиями, федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В условиях отсутствия соответствующих требований, либо осуществления лишь общей регламентации оснащения образовательного процесса решение о перечне необходимых для реализации образовательной деятельности средств обучения принимается организацией на основании потребностей, определяемых самими образовательными программами.
4. В условиях отсутствия федеральных государственных требований и (или) стандартов к реализации дополнительных общеразвивающих программ именно содержание указанных программ определяет то, какие средства обучения необходимы организации для обеспечения высокого оснащения программы в целях обеспечения ее эффективной реализации.
5. Вариативность дополнительного образования, находящая отражение в дифференциации направленностей образовательных программ, существенной и законодательно не ограниченной вариативности видов деятельности программ и еще большей вариативности содержания и условий реализации таких программ, определяет значительное разнообразие, а зачастую, и уникальность норм оснащения образовательного процесса по реализации отдельных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
6. Определение норм оснащения образовательного процесса средствами обучения должно осуществляться посредством определения конкретного перечня оборудования и инвентаря, инструментов, учебно-наглядных пособий, компьютеров, информационно-телекоммуникационных сетей, аппаратно-программных и аудиовизуальных средств, печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов и иных материальных объектов, необходимых для организации образовательной деятельности по реализации конкретной дополнительной общеобразовательной программы (далее - перечни средств обучения).
7. С целью определения высокооснащенных мест для реализации образовательных программ в системе дополнительного образования детей разрабатываются примерные (возможные) перечни средств обучения в разрезе отдельных видов деятельности, в рамках которых разрабатываются и реализуются образовательные программы. При отсутствии примерных (возможных) перечней средств обучения используются соответствующие перечни средств обучения, разработанные для наиболее родственных видов деятельности той же направленности, в том числе в рамках приказа Минобрнауки России от 30 марта 2016 г. N 336 "Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания".
Для учета разнообразия возможных образовательных программ, разрабатываемых и реализуемых в рамках одного вида деятельности, рекомендуется осуществлять разработку не менее четырех примерных (возможных) перечней средств обучения.
8. Примерные (возможные) перечни средств обучения, указанные в пункте 7 настоящей Методики, подлежат оценке с целью определения стоимости оснащения в соответствии с ними одного места для реализации дополнительной общеобразовательной программы Sp в соответствии с формулой:
Ci - рыночная стоимость комплекта средств обучения, соответствующего i-й позиции примерного (возможного) перечня средств обучения;
Ni - число учеников, обучающихся в группе, одновременно использующих комплект средств обучения, соответствующего i-й позиции примерного (возможного) перечня средств обучения;
m - общее количество позиций примерного (возможного) перечня средств обучения.
9. С целью принятия решения о соответствии места, созданного для реализации образовательной программы в системе дополнительного образования детей в организации, осуществляющей образовательную деятельность, критерию высокооснащенности осуществляется оценка используемых организацией средств обучения в соответствии с формулой, указанной в пункте 8 настоящей Методики. Полученная оценка сопоставляется с нижней оценкой стоимости оснащения в одного места для реализации дополнительной общеобразовательной программы в соответствии с разработанными примерными (возможными) перечнями оборудования (далее - нижняя граница). В случае если полученная оценка превышает нижнюю границу более чем на 20 процентов, созданное место признается соответствующим критерию высокооснащенности.
10. С целью государственного планирования и принятия управленческих решений по развитию системы дополнительного образования на федеральном, региональном и местном уровнях (за исключением уровня конкретной образовательной организации) планирование потребностей в создании новых и переоснащении уже созданных мест рекомендуется осуществлять на основании оценки средней стоимости обеспечения оснащения образовательного процесса, определяемой как среднее значение стоимостей оснащения в соответствии с разработанными примерными (возможными) перечнями оборудования (далее - оценка средней стоимости оснащения). При этом, в связи с различными возможностями организации реализации образовательных программ в населенных пунктах с различным числом жителей, рекомендуется определять объем средств, необходимый для увеличения охвата дополнительным образованием детей по программам соответствующего вида деятельности (направленности), в расчете на одного ребенка (V) по формуле:
P - оценка средней стоимости оснащения для конкретного вида деятельности (направленности);
Чгр - среднее число групп детей, которые могут быть набраны на обучение по образовательной программе в течение учебного года в соответствующем населенном пункте с учетом социально-демографической ситуации.
11. При отсутствии возможности разработки отдельных примерных (возможных) перечней средств обучения для осуществления оценки, регламентируемой пунктом 8 настоящей Методики, для принятия решений, указанных в пунктах 9 и 10 настоящей методики, могут использоваться следующие параметры, определенные на основе анализа 3 108 примерных (возможных) перечней средств обучения, осуществленного в рамках реализации Приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование", в разрезе отдельных направленностей дополнительных общеобразовательных программ:
Стоимость нормы оснащения образовательного процесса <1> |
||
--------------------------------
<1> Единица измерения в оригинале документа не указана. - Ред.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей