5.8.1. Общие положения

1. В целях установления и (или) совершенствования контрольно-надзорными органами порядка и механизмов досудебного (внесудебного) обжалования в настоящем разделе Стандарта используются следующие термины и определения:

- административный регламент или иной нормативный правовой акт - административный регламент по исполнению государственной функции государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а в случае отсутствия утвержденного в установленном законом порядке такого административного регламента иной нормативный правовой акт, определяющий порядок исполнения контрольно-надзорным органом государственной функции государственного контроля (надзора);

- досудебное (внесудебное) обжалование - совокупность действий по рассмотрению и разрешению уполномоченными должностными лицами контрольно-надзорных органов или вышестоящих органов государственной власти споров, возникающих на основании жалоб на решения, действия (бездействие) контрольно-надзорных органов и (или) их должностных лиц, принятые и (или) совершенные в связи с осуществлением государственного контроля (надзора);

- жалоба - представленное заявителем в контрольно-надзорный орган или в определенных случаях вышестоящий орган государственной власти мотивированное несогласие с конкретными решениями, действиями (бездействием) контрольно-надзорного органа и (или) его должностных лиц, принятыми и (или) совершенными в связи с осуществлением соответствующими субъектами контрольно-надзорной деятельности;

- заявитель - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в отношении которых осуществляется государственная функция государственного контроля (надзора) (подконтрольный субъект), а также иные лица, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации, административным регламентом или иным нормативным правовым актом вправе обжаловать в досудебном (внесудебном) порядке решения, действия (бездействие) контрольно-надзорного органа и (или) его должностных лиц, принятые и (или) совершенные в связи с осуществлением контрольно-надзорной деятельности;

- механизмы досудебного (внесудебного) обжалования - установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации административным регламентом или иным нормативным правовым актом и применяемые контрольно-надзорным органом правовые способы и средства рассмотрения и разрешения жалоб заинтересованных лиц;

- порядок досудебного (внесудебного) обжалования - установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации в административном регламенте или ином нормативном правовом акте последовательность действий заявителей и должностных лиц контрольно-надзорного органа или в определенных случаях вышестоящего органа государственной власти, связанных с подачей заявителем жалобы, принятием ее к рассмотрению, процедурой рассмотрения жалобы по существу и принятием решения по итогам рассмотрения жалобы;

- уполномоченное должностное лицо (уполномоченный орган) - должностное лицо контрольно-надзорного органа либо коллегиальный орган контрольно-надзорного органа (если создание коллегиального органа предусмотрено законом), либо вышестоящий орган государственной власти, уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации на рассмотрение жалобы по существу и принятие решения по ней.

2. Применение контрольно-надзорными органами порядка и механизмов досудебного (внесудебного) обжалования в соответствии с настоящим Стандартом направлено на достижение следующих целей:

- наиболее полная реализация прав и законных интересов подконтрольных субъектов при осуществлении государственного контроля (надзора);

- повышение эффективности диалогового взаимодействия между контрольно-надзорными органами и подконтрольными субъектами;

- формирование единообразной правоприменительной практики контрольно-надзорных органов, их территориальных органов при осуществлении мероприятий по государственному контролю (надзору);

- снижение временных и финансовых издержек подконтрольных субъектов при обжаловании решений, действий (бездействия) контрольно-надзорных органов и (или) их должностных лиц;

- развитие системы "самоконтроля" контрольно-надзорных органов при осуществлении государственного контроля (надзора) и совершенствование порядка реализации ими государственной функции государственного контроля (надзора);

- снижение общей административной нагрузки на государственный аппарат (включая судебные органы) за счет активизации порядка и механизмов досудебного (внесудебного) обжалования.

3. Применение контрольно-надзорными органами порядка и механизмов досудебного (внесудебного) обжалования позволит решить следующие задачи:

- быстрое разрешение по существу споров, связанных с обжалованием заявителями решений, действий (бездействия) контрольно-надзорных органов и (или) их должностных лиц;

- своевременное восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов подконтрольных субъектов или иных заинтересованных лиц в случае признания обжалуемых решений, действий (бездействия) контрольно-надзорных органов и (или) их должностных лиц незаконными;

- формирование эмпирического базиса для планирования мероприятий по информированию подконтрольных субъектов о типовых спорных ситуациях, возникающих в связи с осуществлением контрольно-надзорной деятельности, совершенствования порядка и практики проведения разъяснительной работы относительно процедур контроля, применения иных профилактических мер;

- системный анализ качества деятельности контрольно-надзорных органов и их должностных лиц.

4. В административном регламенте или ином нормативном правовом акте в разделе "Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию, а также его должностных лиц" должны быть детально, с учетом особенностей вида государственного контроля (надзора), установлены порядок и механизмы досудебного (внесудебного) обжалования.

5. Если федеральным законом, определяющим особенности осуществления вида государственного контроля (надзора), установлены обязательность досудебного (внесудебного) обжалования решений, действий (бездействия) контрольно-надзорного органа и (или) его должностных лиц, порядок и механизмы досудебного (внесудебного) обжалования, то требования настоящего Стандарта применяются к таким отношениям в части, не противоречащей положениям соответствующего федерального закона.

6. Структурирование и содержание раздела "Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию, а также его должностных лиц" должны отвечать требованиям действующего законодательства Российской Федерации и включать, в том числе следующие положения:

- принципы досудебного (внесудебного) обжалования;

- информация для заинтересованных лиц об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществляемых) в ходе исполнения государственной функции;

- предмет досудебного (внесудебного) обжалования;

- круг субъектов, имеющих право на досудебное (внесудебное) обжалование решений, действий (бездействия), принятых (совершенных) в ходе исполнения государственной функции;

- возможные способы подачи жалобы и требования к ее содержанию;

- срок, в течение которого заинтересованные лица вправе обжаловать в досудебном (внесудебном) порядке решения, действия (бездействие) контрольно-надзорного органа и (или) его должностных лиц;

- исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не дается;

- органы государственной власти и должностные лица, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке;

- сроки рассмотрения жалобы;

- основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования;

- возможные процедуры рассмотрения жалобы;

- процессуальные права и обязанности заявителя и должностных лиц контрольно-надзорного органа, решения, действия (бездействие) которых обжалуется, а также механизмы их реализации;

- правила оценки доказательств при рассмотрении жалобы уполномоченным должностным лицом (уполномоченным органом);

- виды принимаемых уполномоченным должностным лицом (уполномоченным органом) решений по итогам рассмотрения жалобы;

- право заявителя на подачу апелляции на принятое уполномоченным должностным лицом (уполномоченным органом) решение по жалобе и порядок его реализации.

7. Порядок и механизмы досудебного (внесудебного) обжалования определяются контрольно-надзорным органом с учетом общих для всех контрольно-надзорных органов полномочий при осуществлении государственного контроля (надзора), предусмотренных федеральным законом о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле, и специальных полномочий контрольно-надзорных органов, установленных иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними подзаконными нормативными правовыми актами.

8. Порядок и механизмы досудебного (внесудебного) обжалования должны быть обусловлены характером юридических последствий, наступающих для подконтрольного субъекта (иного заинтересованного лица) вследствие принятия (совершения) обжалуемых решений, действий (бездействия) контрольно-надзорного органа и (или) его должностных лиц.

Если обжалуемые в досудебном (внесудебном) порядке решения, действия (бездействие) контрольно-надзорного органа и (или) его должностных лиц влекут за собой объективную невозможность осуществления подконтрольным субъектом экономической деятельности (например, приостановление действия лицензии), следует вводить механизмы коллегиального рассмотрения по существу соответствующих жалоб, в том числе с участием членов общественного совета (при наличии) при контрольно-надзорном органе или вышестоящем органе государственной власти.