1. Проверочные листы (список контрольных вопросов) применяются в работе органов государственного контроля (надзора) для достижения следующих целей:
- упорядочение, формализация и унификация процедуры проведения проверок и оптимизация деятельности органов государственного контроля (надзора);
- повышение качества плановых проверок;
- снижение административной нагрузки на подконтрольных субъектов при сохранении необходимого уровня безопасности охраняемых законом ценностей.
Проверочные листы (списки контрольных вопросов) применяются в том числе подконтрольными субъектами в целях самопроверки соблюдения ими обязательных требований, своевременного выявления и устранения допущенных нарушений и предупреждения нарушений обязательных требований в будущем.
2. Проведение контрольно-надзорными органами проверок с применением проверочных листов (списков контрольных вопросов) позволяет решить следующие задачи:
- обеспечение единообразия и исключение произвольности в определении должностными лицами контрольно-надзорного органа и его территориальных органов предмета плановых проверок;
- ограничение предмета проверки списком контрольных вопросов (правовая конкретизация предмета проверки) и сокращение масштабов проверки;
- достижение повсеместной осведомленности подконтрольных субъектов о конкретных предметах проводимых в отношении них проверок.
3. Использование контрольно-надзорными органами проверочных листов (списка контрольных вопросов) является обязательным при проведении плановых проверок, если соответствующая обязанность предусмотрена положением о виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
4. Проверочные листы могут использоваться в качестве вспомогательного материала при осуществлении иных форм государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
5. В случае обязательности применения контрольно-надзорными органами проверочных листов предмет плановой проверки подконтрольных субъектов ограничивается перечнем вопросов, включенных в такой проверочный лист (список контрольных вопросов).
6. Контрольно-надзорные органы разрабатывают проверочные листы (списки контрольных вопросов) для каждого осуществляемого вида государственного контроля (надзора).
7. В рамках одного вида государственного контроля (надзора) контрольно-надзорный орган формирует различные по содержанию проверочные листы в зависимости от типизации подконтрольных субъектов, в том числе применяемой контрольно-надзорными органами в соответствии с требования настоящего Стандарта для определения круга лиц, в отношении которых установлены обязательные требования, при разработке, доработке или актуализации контрольно-надзорными органами перечней обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора).
8. В качестве критериев типизации подконтрольных субъектов в общем случае применяются следующие их характеристики:
- вид осуществляемой деятельности и индивидуализирующие такую деятельность юридические и фактические характеристики, прямо или косвенно влияющие на риск причинения вреда охраняемым законом ценностям <*>;
--------------------------------
<*> Если вид деятельности подконтрольного субъекта определяется по ОКВЭД, то характеристиками, влияющими на риск причинения вреда охраняемым законом ценностям, могут служить, например, следующие факторы: особенности территории, помещений, способов осуществления деятельности, длительности временного периода осуществления такой деятельности подконтрольным субъектом и т.д.
- используемые подконтрольными субъектами при осуществлении своей деятельности производственные объекты и их параметры, прямо или косвенно влияющие на риск причинения вреда охраняемым законом ценностям <**>;
--------------------------------
<**> Параметрами используемых подконтрольными субъектами производственных объектов, влияющими на риск причинения вреда охраняемым законом ценностям, могут служить, например, определенные технические, физические, пространственные и иные подобные характеристики, конкретные цели использования производственных объектов, их территориальное размещение и т.д. На момент разработки настоящего Стандарта требования к проверочным листам установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2017 г. N 177 "Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)".
- установленные категории риска или классы опасности;
- иные дополнительные параметры по усмотрению контрольно-надзорного органа с учетом специфики вида государственного контроля (надзора).
9. Указанные в пункте 8 настоящего раздела Стандарта критерии используются контрольно-надзорным органом для формирования проверочных листов (списков контрольных вопросов) как по отдельности, так и в той или иной совокупности с учетом специфики вида государственного контроля (надзора), и таким образом, чтобы проверочные листы (списки контрольных вопросов) обеспечивали дифференцированный и максимально индивидуализированный подход к различным видам подконтрольных субъектов при проведении в отношении них проверок и реализации иных форм государственного контроля (надзора).
10. Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), кроме минимального набора данных, установленных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, должна содержать сведения о примененных контрольно-надзорным органом критериях типизации подконтрольных субъектов с указанием на конкретные идентификационные характеристики.
11. Вопросы в проверочных листах (списках контрольных вопросов) формулируются кратко и максимально конкретно, чтобы исключалась возможность их различного толкования, и должны предусматривать однозначные ответы на них ("да", "нет", "не требуется") либо указание количественного показателя.
Контрольно-надзорные органы должны стремиться к минимизации числа вопросов проверочного листа, предполагающих возможный ответ "не требуется" (в том числе за счет глубокого дифференцирования проверочных листов по типам подконтрольных субъектов).
Для вопросов с возможным ответом "не требуется" применительно к каждому такому вопросу в форме проверочного листа указывается, в каких случаях соответствующее обязательное требование предъявляется к подконтрольным субъектам (с приведением наименования и реквизитов нормативного правового акта, его структурных единиц, устанавливающих такое требование).
Вопрос не может носить общий (вне зависимости от степени абстракции) или отсылочный характер.
Формулировка вопроса не должна совпадать с формулировкой обязательного требования, поставленного в вопросительную форму путем добавления частицы "ли".
12. Для корректной постановки вопроса проверочного листа учитывается характер объектов материального мира, исследование (оценка, анализ) которых осуществляется в рамках проверки соблюдения обязательных требований, и способ проверки соблюдения соответствующих обязательных требований.
Для проверки соблюдения обязательных требований к материальному объекту и результату осуществления тех или иных действий, процессов в проверочном листе формулируются однозначные утверждения либо вопросы.
Для проверки соблюдения обязательных требований к процессу формулируются вопросы о наличии документов, подтверждающих соблюдение (выполнение) процесса, о наличии условий и (или) объектов, необходимых для выполнения соответствующих требований к процессу, о соблюдении требований к характеристикам результата процесса.
13. Перечень вопросов проверочного листа должен затрагивать только предъявляемые к подконтрольным субъектам, их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам обязательные требования, относящиеся к предмету государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
14. Проверочный лист (список контрольных вопросов) может содержать вопросы, затрагивающие все предъявляемые к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю обязательные требования, либо ограничивать предмет плановой проверки только частью обязательных требований, являющихся наиболее важными и в совокупности обеспечивающих надлежащий уровень безопасности охраняемых законом ценностей и высокую степень эффективности и результативности контрольных мероприятий.
15. Перечень вопросов проверочного листа формируется контрольно-надзорным органом с учетом предыдущего опыта осуществления мероприятий по контролю (надзору) и непосредственно на основе:
- обязательных требований, включенных в перечень обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора);
- установленных в ходе текущей аналитической работы причин и условий совершения типовых и (или) массовых нарушений обязательных требований.
16. Целесообразность включения в проверочные листы тех или иных вопросов определяется контрольно-надзорным органом с учетом оценки следующих параметров обязательных требований:
- вид возможного вреда, причиненного охраняемым законом ценностям в связи с невыполнением требования (например, вред здоровью, материальный ущерб, загрязнение компонентов окружающей среды и т.д.);
- вероятность причинения вреда охраняемым законом ценностям;
- "контролепригодность" требования с учетом установленной процедуры оценки выполнения требования;
- вид и размер установленной законодательством Российской Федерации ответственности за нарушение соответствующих обязательных требований.
17. Параметры обязательных требований, указанные в подпунктах 1, 2 пункта 16 настоящего раздела Стандарта, определяются на основе имеющихся в распоряжении контрольно-надзорного органа статистических данных о связи нарушений обязательных требований с фактами причинения вреда охраняемым законом ценностям, в том числе с учетом сведений, анализируемых и (или) включаемых контрольно-надзорным органом в перечень типовых нарушений обязательных требований.
"Контролепригодность" требования определяется контрольно-надзорным органом аналитическим путем на основании оценки объективной возможности установления факта соблюдения или несоблюдения обязательного требования в ходе проведения проверки.
18. Для формулирования вопросов проверочных листов не могут непосредственно применяться обязательные требования, носящие общий характер и не содержащие руководства к действию, содержащие отсылочные нормы, описывающие требования к процессу, содержащиеся в различных нормативных правовых актах дублирующие требования, а также устаревшие, противоречивые, избыточные (малозначимые) и неэффективные обязательные требования.
19. Учет предыдущего опыта осуществления мероприятий по контролю (надзору) для каждого вида государственного контроля (надзора) предусматривает необходимость проведения, как минимум, следующих процедур:
- анализ и учет типовых и (или) массовых нарушений обязательных требований, допущенных подконтрольными субъектами;
- выявление групп подконтрольных субъектов, допускающих наибольшее количество нарушений обязательных требований;
- ранжирование обязательных требований с целью определения наиболее важных, с точки зрения обеспечения безопасности охраняемых законом ценностей, в соответствии с параметрами оценки, установленными настоящим разделом Стандарта;
- установление территориального распределения всех подконтрольных субъектов, а также территориального распределения подконтрольных субъектов, допускающих нарушения в части соблюдения обязательных требований;
- определение ключевых особенностей подконтрольных субъектов в рамках одной и той же категории риска (класса опасности) (по региональной принадлежности, принадлежности к группе подконтрольных субъектов, выделяемой по виду деятельности, иным признакам);
- выявление взаимосвязей и закономерностей между приведенными выше факторами.
20. Если утвержденные контрольно-надзорными органами до дня введения в действие настоящего Стандарта формы проверочных листов (списков контрольных вопросов) по форме, содержанию, правилам дифференцирования в зависимости от типов подконтрольных субъектов, общему порядку подготовки, включая аналитические задачи контрольно-надзорного органа, не соответствуют требованиям, установленным настоящим разделом Стандарта, то в течение 2 месяцев со дня введения в действие настоящего Стандарта такие проверочные листы подлежат пересмотру контрольно-надзорными органами для приведения их в соответствие с требованиями Стандарта.
На пересмотр проверочных листов (списков контрольных вопросов) и юридические последствия такого пересмотра распространяются требования настоящего раздела Стандарта, установленные для разработки проверочных листов и информирования о содержании и порядке применения вновь утвержденных проверочных листов.
21. Изменения в перечень вопросов проверочного листа (списка контрольных вопросов) вносятся в следующих случаях:
- изменения состава или содержания обязательных требований, относящихся к предмету государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
- изменения (совершенствования) в установленном порядке используемой контрольно-надзорным органом модели оценки риска или ее отдельных элементов;
- по итогам анализа эффективности применения контрольно-надзорным органом и его территориальными органами проверочных листов (списков контрольных вопросов), если контрольно-надзорным органом на основании объективных данных была установлена необходимость внесения изменений в соответствующий проверочный лист.
22. Контрольно-надзорный орган ежегодно проводит анализ эффективности применения проверочных листов (списков контрольных вопросов) в рамках мониторинга и оценки уровня развития профилактической работы и влияния профилактических мероприятий на предотвращение причинения вреда охраняемым законом ценностям.
Показатели и методика оценки эффективности применения проверочных листов (списков контрольных вопросов) предопределяются заявленными в настоящем разделе Стандарта специальными целями и задачами применения проверочных листов (списков контрольных вопросов).
23. Для проведения анализа эффективности применения проверочных листов (списков контрольных вопросов) контрольно-надзорный орган анализирует поступившие комментарии и замечания подконтрольных субъектов о содержании и порядке применения контрольно-надзорным органом и его территориальными органами проверочных листов (списков контрольных вопросов), результаты проведения проверок, досудебного (внесудебного) обжалования решений, действий (бездействия) контрольно-надзорных органов и (или) их должностных лиц, принятых (совершенных) в связи с проведением мероприятий по контролю, а также информацию, полученную контрольно-надзорными органами в ходе реализации иных профилактических мер, включая результаты публичных мероприятий, проводимых с подконтрольными субъектами с целью публичного обсуждения содержания проверочных листов (списка контрольных вопросов), результаты социологических исследований, в том числе организованных контрольно-надзорным органом.
24. Публичные мероприятия, посвященные обсуждению содержания проверочных листов (списков контрольных вопросов), включаются в ежегодный план-график публичных мероприятий контрольно-надзорных органов и проводятся в соответствии с требованиями настоящего Стандарта.
К участию в указанных публичных мероприятиях привлекаются представители общественных объединений предпринимателей.
25. По результатам анализа эффективности применения проверочных листов (списков контрольных вопросов) контрольно-надзорным органом может быть принято решение о внесении изменений в соответствующие проверочные листы.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей