6. Разъяснения новых обязательных требований и порядка их применения

6. Разъяснения новых обязательных требований и порядка их применения.

В случае выявления изменения состава и (или) содержания обязательных требований, составляющих предмет вида государственного контроля (надзора), контрольно-надзорный орган готовит комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие нормативные правовые акты, сроках и порядке вступления их в силу.

В комментариях также даются разъяснения новых обязательных требований, указываются рекомендации по конкретным организационным и техническим мерам, которые необходимо предпринять подконтрольным лицам для обеспечения их соответствия новым обязательным требованиям.

Пример. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. N 635н утверждены Правила по охране труда на городском электрическом транспорте, которые устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при эксплуатации, ремонте и обслуживании городского наземного электрического транспорта: троллейбусов и трамваев.

Требования Правил обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и физическими лицами (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), при организации и осуществлении ими работ, связанных с эксплуатацией, ремонтом и обслуживанием городского электротранспорта.

В приказе называются вредные и (или) опасные производственные факторы, воздействие которых на работников возможно при выполнении работ, связанных с эксплуатацией, ремонтом и обслуживанием городского электротранспорта, и устанавливается, что работодатель обязан при наличии у него таких факторов принять меры по их исключению или снижению до уровней допустимого воздействия, установленных требованиями соответствующих нормативных правовых актов.

К данным факторам относятся:

1) движущиеся транспортные средства, грузоподъемные машины и механизмы, перемещаемые материалы;

2) подвижные части оборудования, инструмента;

3) острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхности оборудования, инструмента;

4) падающие предметы (элементы оборудования) и инструмента;

5) повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;

6) повышенная загазованность воздуха рабочей зоны;

7) повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

8) повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов;

9) повышенный уровень шума на рабочем месте;

10) повышенный уровень вибрации;

11) повышенная или пониженная влажность воздуха;

12) повышенная или пониженная подвижность воздуха;

13) повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело работника;

14) повышенный уровень электромагнитных излучений;

15) повышенная напряженность электрического поля;

16) недостаточная освещенность рабочей зоны;

17) расположение рабочих мест на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);

18) психофизиологические производственные факторы.

Все работодатели при организации и осуществлении ими работ, связанных с эксплуатацией, ремонтом и обслуживанием городского электротранспорта, должны выявить наличие указанных факторов, разработать и осуществить предусмотренные приказом меры по прекращению (уменьшению) их воздействия на работников.

При невозможности исключения или снижения уровней вредных и (или) опасных производственных факторов до уровней допустимого воздействия в связи с характером и условиями производственного процесса выполнение работ без обеспечения работников соответствующими средствами индивидуальной защиты запрещается.

Приказом установлено, что работники, выполняющие работы, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда, должны проходить повторный инструктаж по охране труда не реже одного раза в три месяца, а также не реже одного раза в двенадцать месяцев - проверку знаний требований охраны труда.

Для выполнения указанного обязательного требования работодатель должен не позднее 3 месяцев с момента вступления в силу рассматриваемого приказа утвердить своим локальным нормативным актом перечень профессий работников и видов работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда, и обеспечить проведение для работников соответствующих профессий, а также занятых на установленных видах работ повторного инструктажа по охране труда, а не позднее года с даты вступления приказа Минтруда России провести проверку знаний этими работниками требований охраны труда, что в обязательном порядке должно быть официально зафиксировано.

00000107.jpg

00000108.png

И далее аналогичным образом даются разъяснения новых обязательных требований, выполнение которых обязан обеспечить работодатель. Кроме того, даются пояснения, как должны поступать подконтрольные субъекты при выполнении работ, применении материалов, оборудования и т.п., при отсутствии регламентации в новых правилах.

Пример. В случае применения материалов, технологической оснастки и оборудования, выполнения работ, требования к безопасному применению и выполнению которых не регламентированы Правилами, следует руководствоваться требованиями соответствующих нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и требованиями технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя.

В разделе указываются также основные аспекты, по которым контрольно-надзорный орган будет осуществлять контроль (надзор) новых обязательных требований.

Пример. При проведении контрольных мероприятий контрольно-надзорный орган будет помимо прочего проверять наличие утвержденного локальным нормативным актом перечня профессий работников и видов работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда, сроки проведения инструктажей, организацию и результаты проведения проверки знаний этими работниками требований охраны труда и т.п.