6.1. Начальный ("нулевой") уровень зрелости

1. На раннем этапе внедрения риск-ориентированного подхода в осуществление контрольно-надзорной деятельности и связанной с данным подходом законодательной обязанностью контрольно-надзорных органов реализовывать определенные профилактические меры, направленные на предотвращение нарушений обязательных требований (в частности, размещение на официальных сайтах контрольно-надзорных органов перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования; осуществление различными способами информирования подконтрольных субъектов и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, включая консультирование, проведение публичных мероприятий, подготовку докладов с обобщением правоприменительной практики, типовых и массовых нарушений обязательных требований, докладов с руководством по соблюдению обязательных требований, анализом новых обязательных требований и необходимых для их исполнения организационных и технических мероприятий; использование проверочных листов; объявление предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований), применение контрольно-надзорным органом соответствующих мер свидетельствует о начальном ("нулевом") уровне зрелости его системы профилактики нарушений обязательных требований.

2. На данной стадии контрольно-надзорный орган, как правило, не располагает информационными, организационно-правовыми, кадровыми или иными ресурсами, необходимыми для осуществления аналитической работы, результаты которой являются информационным базисом для планирования и реализации эффективной профилактической деятельности, либо такая аналитическая работа ранее не проводилась в контрольно-надзорном органе.

3. Налаживание действенной "обратной связи" с подконтрольными субъектами, в том числе разработка контрольно-надзорными органами необходимых дополнительных каналов такой связи, находятся на стадии становления.

4. Осуществляемые контрольно-надзорным органом профилактические мероприятия отличаются массовым характером, не предполагают дифференцированного подхода к их реализации, который учитывал бы специфику подконтрольных субъектов, состояние подконтрольной сферы общественных отношений и степень защищенности охраняемых законом ценностей, динамику изменения данных показателей при действующей ведомственной системе профилактической деятельности.

5. На начальном уровне зрелости ведомственной системы профилактики проведение профилактических мероприятий в первую очередь диктуется формальной обязательностью. Профилактические меры применяются без предварительного определения контрольно-надзорным органом конкретных целей и задач предупреждения нарушений обязательных требований. Характер применения тех или иных профилактических мероприятий, их предметное содержание и результативность определяются контрольно-надзорным органом "интуитивно", методом проб и ошибок.

В связи с этим на данном уровне нередки случаи очевидной неэффективности реализованных контрольно-надзорными органами профилактических мероприятий <*>.

--------------------------------

<*> Например, разработанные контрольно-надзорными органами перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, в основном составлены достаточно обобщенно, без дифференцирования по типам подконтрольных субъектов (объектов) и их качественных характеристик, вследствие чего, как правило, непригодны для формирования проверочных листов, определения конкретными подконтрольными субъектами действительного объема предъявляемых к ним обязательных требований; доклады с обобщением правоприменительной практики, типовых и массовых нарушений обязательных требований подготовлены контрольно-надзорными органами преимущественно по формальному принципу и не раскрывают проблематику нарушений обязательных требований с анализом причин и условий таких нарушений, в связи с чем не выполняют функцию предупреждения нарушений обязательных требований и т.д.

6. Ввиду отсутствия конкретной целевой нагрузки профилактических мероприятий анализ и оценка их эффективности на начальном уровне осложнены, поэтому их результаты не могут служить устойчивым эмпирическим базисом осуществляемого в соответствии с настоящим Стандартом планирования профилактической деятельности контрольно-надзорного органа.