6.2. Первый ("аналитический") уровень зрелости

1. На первом ("аналитическом") уровне зрелости в контрольно-надзорном органе начинает функционировать и развиваться адаптированная в политике "умного" государственного регулирования система профилактики нарушений обязательных требований, предполагающая определение набора, глубины и периодичности применения используемых контрольно-надзорным органом профилактических мер в зависимости от видов подконтрольных субъектов (в том числе по категориям риска (классам опасности)), видов и характеристик их деятельности и используемых ими производственных объектов, от выявленных и потенциальных причин и условий нарушений обязательных требований и причинения вреда общественно значимым благам и т.п.

Выбор контрольно-надзорным органом профилактических мер, их предметное содержание, целевая аудитория и периодичность применения основываются на результатах анализа статистики видов, размеров (объема) причиненного охраняемым законом ценностям вреда и установленных факторов риска, общей и частных ситуаций с соблюдением обязательных требований в подконтрольной сфере, учете профессиональных компетенций и опыта инспекторского состава и должностных лиц аналитических подразделений, а также иных факторов, значимых для достижения целей профилактической деятельности.

2. Цель профилактики на первом уровне зрелости - стратегическое управление поведением подконтрольных субъектов, предотвращение нарушений обязательных требований и снижение рисков причинения ущерба.

3. Первый уровень зрелости ведомственной системы профилактики нарушений обязательных требований обладает следующими ключевыми характеристиками:

- осознанность и предметная избирательность контрольно-надзорных органов при проведении обязательных профилактических мероприятий;

- налаженное диалоговое взаимодействие контрольно-надзорных органов с подконтрольными субъектами;

- планирование профилактической деятельности, основанное на итогах анализа результатов предшествующего опыта профилактической деятельности и непосредственно контрольно-надзорных мероприятий;

- конкретная целевая ориентация каждой реализуемой профилактической меры;

- расширение спектра применяемого профилактического инструментария и использование на постоянной основе всех предусмотренных настоящим Стандартом мер профилактики;

- дифференциация, адаптация, индивидуализация и периодический пересмотр применяемых контрольно-надзорным органом профилактических мер с учетом состояния подконтрольной сферы, типизации подконтрольных субъектов, результатов комплексного анализа проблем соблюдения обязательных требований;

- межведомственное взаимодействие контрольно-надзорных органов с целью повышения эффективности профилактической работы.

4. Дифференциация, адаптация и индивидуализация профилактических инструментов предполагает, что внедряемые инструменты могут (должны) отличаться для различных подконтрольных субъектов, используемых ими производственных объектов, а также сложившихся конкретных ситуаций по направлению, объему, содержанию и интенсивности.

На данном уровне зрелости контрольно-надзорный орган в рамках текущей деятельности осуществляет сбор и анализ данных о поведении подконтрольных субъектов и состоянии подконтрольной сферы и в зависимости от полученных результатов постоянно корректирует содержание и интенсивность профилактической работы.

Пример. Анализ причин несоблюдения санитарного законодательства в ряде зарубежных стран показывает, что причиной зачастую является незнание английского языка поварами многочисленных этнических заведений общественного питания. Решением по устранению выявленного фактора риска стал перевод обязательных требований на родные языки таких лиц. Очевидно, что данное решение, в отличие только от применения мер административной ответственности за несоблюдение обязательных требований, способствует достижению фундаментальной цели контроля снижению доли нарушений и, как следствие, снижению риска причинения вреда охраняемым законом ценностей.

5. Периодический пересмотр инструментов профилактики предполагает постоянную работу над актуализацией и повышением эффективности профилактической деятельности контрольно-надзорного органа.

С указанной целью в ведомственную систему профилактики интегрируются подсистемы оценки результативности профилактических мероприятий и управления рисками, разрабатываемые в соответствии с настоящим Стандартом.

6. В межведомственное взаимодействие на первом уровне зрелости ведомственной системы профилактики нарушений обязательных требований вовлечены преимущественно контрольно-надзорные органы, осуществляющие смежные виды государственного контроля (надзора).

Основными вопросами такого межведомственного взаимодействия являются обмен данными о соблюдении одними и теми же подконтрольными субъектами (группами подконтрольных субъектов) обязательных требований в рамках соответствующих видов государственного контроля (надзора), состояние защищенности общественно значимых благ по объективной оценке различных контрольно-надзорных органов, включая статистические данные о видах, размере (объеме) причиненного вреда охраняемым законом ценностям вследствие нарушения обязательных требований, обмен опытом в осуществлении профилактической деятельности, в том числе иллюстрирование лучших практик и приведение отрицательных примеров, реализация совместных профилактических мероприятий и т.п.