5.6. Мероприятия, направленные на поощрение и стимулирование добросовестных подконтрольных субъектов

5.6. Мероприятия, направленные на поощрение и стимулирование добросовестных подконтрольных субъектов.

1. Контрольно-надзорные органы применяют меры, направленные на поощрение и стимулирование добросовестных подконтрольных субъектов в следующих целях:

- поддержание устойчивого диалогового взаимодействия с подконтрольными субъектами и создание атмосферы "дружелюбного" и справедливого контроля (надзора);

- мотивация подконтрольных субъектов к добросовестному поведению и сознательному соблюдению обязательных требований;

- эффективное информирование всех заинтересованных лиц о результатах проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении подконтрольных субъектов (обеспечение возможности осуществления общественного контроля).

2. Для организации комплексной работы с подконтрольными субъектами органы государственного контроля (надзора) разрабатывают систему мероприятий, направленных на поощрение и стимулирование добросовестных подконтрольных субъектов.

3. Система мероприятий, направленных на поощрение и стимулирование добросовестных подконтрольных субъектов, с описанием методики и критериев оценки добросовестности подконтрольных субъектов, конкретных инструментов (мер) поощрения и стимулирования, а также целевых и плановых показателей (ожидаемых результатов) включается в ведомственную программу профилактики нарушений обязательных требований.

4. При разработке видов мероприятий, направленных на поощрение и стимулирование добросовестных подконтрольных субъектов, органы государственного контроля (надзора) определяют порядок и критерии оценки добросовестности подконтрольных субъектов, в том числе самостоятельные критерии для отдельных видов мер поощрения и стимулирования.

5. Критерии оценки добросовестности подконтрольных субъектов разрабатываются контрольно-надзорными органами после консультаций с общественными советами (при наличии), представителями заинтересованных общественных объединений, в том числе объединений подконтрольных субъектов, и с учетом итогов таких консультаций.

6. При определении критериев добросовестности подконтрольных субъектов по общему правилу учитываются следующие параметры:

- соблюдение подконтрольным субъектом обязательных требований, являющихся предметом государственного контроля (надзора) (учитываются количество случаев, характер (степень тяжести) нарушений подконтрольным субъектом обязательных требований, выявленных по итогам плановых и внеплановых проверок, реализации иных форм государственного контроля (надзора), и причиненный вследствие таких нарушений вред охраняемым законом ценностям, а также количество случаев объявления подконтрольному субъекту предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований и степень их исполнимости);

- соблюдение подконтрольным субъектом требований законодательства Российской Федерации об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (учитывается количество случаев и характер нарушений подконтрольным субъектом соответствующего законодательства при осуществлении в отношении него государственного контроля (надзора));

- своевременность представления подконтрольным субъектом в контрольно-надзорный орган необходимой информации (в том числе учитываются случаи непредставления такой информации);

- "административная репутация" подконтрольного субъекта, сформированная на основе комплексного анализа взаимоотношений подконтрольного субъекта, в том числе с иными органами публичной власти (учитываются в том числе факты привлечения подконтрольного субъекта к административной и (или) уголовной ответственности (для граждан) в связи с несоблюдением обязательных требований, являющихся предметом видов государственного контроля (надзора) иных контрольно-надзорных органов, а также исполнимость подконтрольным субъектом наложенных на него административных наказаний за нарушение обязательных требований);

- внедрение подконтрольным субъектом системы внутреннего контроля профилактики нарушений обязательных требований;

- степень активности участия подконтрольного субъекта в экспертных советах, формируемых при органе государственного контроля (надзора), общественной экспертизе проектов нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов;

- непосредственность взаимодействия подконтрольных субъектов с контрольно-надзорным органом в рамках предоставления отчетности и иных документов;

- иные дополнительные параметры по усмотрению контрольно-надзорного органа, в том числе с учетом специфики вида государственного контроля (надзора).

7. Указанные в пункте 6 настоящего раздела Стандарта параметры могут применяться контрольно-надзорным органом как по отдельности, так и в рамках определяемой им совокупности, с учетом вида меры поощрения и (или) стимулирования.

8. Критерии добросовестности подконтрольных субъектов должны предполагать возможность количественной оценки определяемых ими характеристик подконтрольных субъектов.

9. При применении контрольно-надзорным органом мер поощрения и стимулирования добросовестных подконтрольных субъектов используется индивидуальный подход.

10. Возможность применения к конкретному подконтрольному субъекту мер поощрения и стимулирования определяется на основе анализа соответствия характеристик подконтрольного субъекта установленным критериям добросовестности подконтрольных субъектов с учетом количественных показателей соответствующих характеристик.

11. Определение соответствия характеристик подконтрольного субъекта установленным критериям добросовестности подконтрольных субъектов осуществляется с учетом временного периода устойчивого добросовестного поведения подконтрольных субъектов (например, для присвоения подконтрольному субъекту условного репутационного статуса, перевода подконтрольного субъекта в более низкую категорию риска (присвоение более низкого класса опасности), перехода на упрощенное взаимодействие с контрольно-надзорным органом и т.д.).

В указанном случае временной период оценки соответствия характеристик подконтрольного субъекта установленным критериям добросовестности подконтрольных субъектов не может быть менее 1 года и более 3 лет и по общему правилу зависит от категории риска (класса опасности), присвоенной подконтрольному субъекту или его деятельности, или используемым им производственным объектам.

12. Для поощрения и стимулирования добросовестных подконтрольных субъектов в общем случае могут применяться следующие меры:

- выдвижение представителей подконтрольных субъектов в общественные и экспертные органы при контрольно-надзорном органе;

- использование упрощенных процедур контроля (надзора) и комплексное упрощение текущего взаимодействия с контрольно-надзорным органом;

- оптимизация представления подконтрольным субъектом отчетности: сокращение количества типовых отчетностей и документов, представляемых подконтрольным субъектом в контрольно-надзорный орган, в том числе за счет внедрения электронных форм отчетности;

- присуждение подконтрольному субъекту условного репутационного статуса, обозначающего добросовестное соблюдение подконтрольным субъектом обязательных требований в подконтрольной сфере общественных отношений (например, статус подтвержденной безопасности деятельности), и предоставление подконтрольному субъекту права публично размещать данную информацию в открытых источниках, в том числе в информационных и рекламных материалах. Присвоение условного репутационного статуса не может собой подменять соблюдение подконтрольным субъектом требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, об аккредитации в национальной системе аккредитации, о стандартизации;

- абстрактная оценка деятельности подконтрольного субъекта по итогам реализации в отношении него контрольно-надзорных мероприятий (далее - оценка подконтрольного субъекта), подразумевающая присвоение каждому подконтрольному субъекту по результатам проведенной плановой проверки оценки от 1 до 5, где 5 - наивысший балл (категория), 1 - низший балл (категория); получение высшего балла (категории) свидетельствует о наибольшей степени добросовестности подконтрольного субъекта, а низшего - о наименьшей.

Информация об оценке подконтрольного субъекта предоставляется любым заинтересованным лицам через размещаемый на официальном сайте контрольно-надзорного органа специальный электронный сервис путем заполнения пользователем минимально необходимых реквизитов подконтрольного субъекта.

Кроме того, в целях информирования об оценке подконтрольных субъектов всех заинтересованных лиц контрольно-надзорный орган выпускает специальные наклейки (стикеры, вывески) с указанием категории подконтрольного субъекта, присвоенной по результатам оценки; такие наклейки (стикеры, вывески) могут предоставляться подконтрольному субъекту как непосредственно при проведении проверки, так и в территориальных подразделениях контрольно-надзорного органа;

Пример. Рейтинг гигиены продуктов питания (Food Hygiene Rating) является системой оценки пищевой гигиены для мест общественного питания и продавцов продуктов питания. Рейтинг составляется по результатам проверок, проведенных в сфере гигиены продуктов питания.

Результаты проверок и рейтинг компаний находятся в свободном доступе. Каждый потребитель может использовать данные рейтинга для выбора места общественного питания или продуктового магазина. Высокая оценка в рейтинге гарантирует высокое качество и безопасность продуктов питания в том или ином заведении.

Данная система реализуется правительством Великобритании при содействии британского Агентства по стандартизации продуктов питания Food Standards Agency (FSA).

В рамках рейтинга компании может быть присвоена категория от 0 до 5. Категория 5 является наивысшей и присваивается компаниям, чьи стандарты пищевой гигиены не только соответствуют минимальным требованиям законодательства, но и превосходят их. Присвоение категории происходит на основании оценки следующих критериев:

- насколько соблюдаются стандарты гигиены при производстве, приготовлении и хранении пищи и продуктов питания; также выясняется, какие меры принимаются подконтрольными субъектами по предотвращению заражения продуктов и пищи опасными бактериями;

- состояние помещения, включая чистоту, освещение, вентиляцию, оборудование, отсутствие насекомых и грызунов;

- состояние и эффективность систем контроля качества на предприятии.

Все организации, которые получают рейтинг 3 - 5 считаются "в полной мере соответствующими заведениями" (Broadly Compliant Premises). Это означает, что, как минимум, они соответствуют всем требованиям законодательства. Рейтинг 0 - 2 подразумевает, что организация допускает нарушения законодательства и требуется принять мер по их устранению.

На официальном сайте FSA помимо текстовых пояснений размещена краткая видео-инструкция, иллюстрирующая пользователям основные принципы функционирования и использования рейтинга.

Компании, которым присваивается определенное место в рейтинге, могут официально размещать на фасадах своих заведений специальные наклейки, отражающие соответствующую информацию. Таким образом, любой потребитель получает набор инструментов, позволяющих выбрать заведение, соответствующее всем требованиям законодательства в сфере продуктов питания.

На картинке ниже приведен пример того, как непосредственно выглядит подобная наклейка.

Описание Рейтинга гигиены продуктов питания приведено по ссылке:

https://www.food.gov.uk/multimedia/hygiene-rating-schemes/ratings-find-out-more-en.

00000017.jpg

Видеоролик, наглядно поясняющий назначение и основные принципы рейтинга, приведен по ссылке:

https://youtu.be/fLbhpNzEoiQ.

- стимулирование подконтрольных субъектов, своевременно оплачивающих административные штрафы, наложенные за нарушение обязательных требований, с помощью механизма основанной на прямой связи корреляции срока уплаты штрафа и его размера (например, при уплате административного штрафа подконтрольным субъектом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 20 дней со дня вынесения постановления (решения) о наложении административного штрафа такой штраф может быть уплачен в размере половины (или одной трети) суммы наложенного административного штрафа) <*>;

--------------------------------

<*> Введение мер, указанных в пунктах 2, 3, 6 возможно только после внесения изменений в действующее законодательство.

- внесение подконтрольного субъекта в реестр ("белый список") добросовестных подконтрольных субъектов и (или) рейтинг социальной ответственности подконтрольных субъектов, предусмотренный разделом 3.7 настоящего Стандарта, которые формируются и ведутся контрольно-надзорными органами и публикуются в открытом доступе на их официальных сайтах;

- привлечение подконтрольных субъектов к разработке, доработке и актуализации нормативно-правовых актов, стандартов и иных документов, устанавливающих обязательные требования, на основе принципов экспертного и (или) общественного участия;

- иные меры стимулирования и поощрения подконтрольных субъектов, в том числе в зависимости от специфики вида государственного контроля (надзора), сложившейся конкретной ситуации с соблюдением подконтрольным субъектом обязательных требований, а также с учетом международного опыта, при условии соответствия таких мер требованиям законодательства Российской Федерации, положениям настоящего Стандарта и принципам справедливости и разумности.

13. По итогам мониторинга и оценки уровня развития профилактической работы и влияния профилактических мероприятий на предотвращение риска причинения вреда охраняемым законом ценностям контрольно-надзорным органом определяются успешные случаи использования мер стимулирования и поощрения подконтрольных субъектов, информация и комментарии в отношении которых включаются в ежегодный доклад по правоприменительной практике, статистике типовых и массовых нарушений обязательных требований.

14. Для оценки эффективности мероприятий, направленных на поощрение и стимулирование добросовестных подконтрольных субъектов, контрольно-надзорные органы разрабатывают перечень целевых показателей и ожидаемых результатов.

15. К ключевым показателям эффективности мероприятий, направленных на поощрение и стимулирование добросовестных подконтрольных субъектов, могут быть отнесены:

- снижение количества зафиксированных нарушений обязательных требований;

- увеличение числа подконтрольных субъектов, включенных в категорию низкого риска и освобожденных от проверок;

- увеличение числа подконтрольных субъектов, вовлеченных в регулярное взаимодействие с контрольно-надзорным органом (за исключением взаимодействия по вопросами несоблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований);

- повышение уровня доверия подконтрольных субъектов к контрольно-надзорным органам,

16. Информация о применяемых контрольно-надзорным органом мерах стимулирования и поощрения добросовестных подконтрольных субъектов, а также условия применения соответствующих мер, в том числе установленные контрольно-надзорным органом критерии добросовестности подконтрольных субъектов и алгоритмы определения соответствия им, размещаются на официальном сайте контрольно-надзорного органа отдельным информационным блоком в разделе, посвященном профилактике нарушений обязательных требований.

Указанная информация актуализируется по мере ее объективного изменения (в том числе в случаях внесения изменений в ведомственную программу профилактики нарушения обязательных требований в части осуществляемых контрольно-надзорным органом мероприятий, направленных на стимулирование и поощрение добросовестных подконтрольных субъектов).