1. В целях подготовки докладов о правоприменительной практике контрольно-надзорным органом системно и постоянно осуществляется обобщение и анализ правоприменительной практики.
2. Правоприменительная практика обобщается по следующим основным направлениям:
- состояние соблюдения обязательных требований подконтрольными субъектами;
- состояние организации и проведения контрольно-надзорных мероприятий, включая результаты обжалования решений, действий (бездействия) контрольно-надзорного органа и (или) его должностных лиц в административном и судебном порядке.
3. Для обобщения правоприменительной практики контрольно-надзорным органом используются следующие сведения:
- результаты контрольно-надзорных мероприятий, осуществляемых как с взаимодействием с подконтрольными субъектами, так и без такого взаимодействия, включая случаи объявления подконтрольным субъектам предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
- результаты рассмотрения поступивших в контрольно-надзорный орган обращений граждан, информации от иных органов публичной власти, содержащих сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям;
- материалы судебной практики, сложившейся в подконтрольной сфере общественных отношений;
- статистические данные о вреде (в том числе масштабах, видах, размере вреда), причиненном охраняемым законом ценностям в результате нарушения обязательных требований;
- результаты производства по делам об административных правонарушениях;
- результаты опросов подконтрольных субъектов на предмет выявления случаев нарушения ими обязательных требований, причинения вреда охраняемым законом ценностям, а также степени избыточности административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности, нарушений контрольными органами действующего законодательства Российской Федерации об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
- результаты обжалования в административном и судебном порядке решений, действий (бездействия) контрольно-надзорного органа и (или) его должностных лиц, связанных с осуществлением государственного контроля (надзора);
- результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам деятельности контрольно-надзорного органа;
- разъяснения, даваемые контрольными органами, органами прокуратуры, иными государственными органами по вопросам осуществления контрольно-надзорной деятельности;
- результаты аналитической работы, осуществляемой в рамках актуализации перечня обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора);
- иные источники, содержащие информацию о нарушении обязательных требований и (или) проведении мероприятий по соответствующему виду государственного контроля (надзора).
4. Сотрудники контрольно-надзорного органа по результатам проведенных контрольных мероприятий представляют уполномоченному на накопление и обработку информации лицу полученные по итогам таких мероприятий сведения о подконтрольных субъектах и состоянии соблюдения обязательных требований, а также результаты контрольных мероприятий и перечень выявленных нарушений.
5. В рамках подготовки доклада контрольно-надзорный орган регулярно (не реже 1 раза в квартал) публикует на своем официальном сайте в разделе, посвященном профилактике нарушений обязательных требований, сведения о количестве проведенных контрольно-надзорных мероприятий, о наиболее часто встречающихся нарушениях обязательных требований, количестве вступивших в законную силу решений (постановлений) о привлечении подконтрольных субъектов и (или) их должностных лиц к административной ответственности за нарушения обязательных требований (с указанием основных видов правонарушений), результаты обобщения правоприменительной практики, классификацию выявленных причин типовых и (или) массовых нарушений в сроки, определенные распоряжением контрольно-надзорного органа, устанавливающим порядок профилактической работы.
6. Вся собранная контрольно-надзорным органом информация по установленным нарушениям обязательных требований анализируется на предмет выявления типовых и (или) массовых нарушений, а также причин и условий их возникновения <*>.
--------------------------------
<*> Под типовыми нарушениями обязательных требований понимаются нарушения обязательных требований, частота совершения которых подконтрольными субъектами за определенный (длительный) период времени является наибольшей, по сравнению с иными возможными нарушениями обязательных требований, действующих в соответствующей сфере правового регулирования.
Под массовыми нарушениями обязательных требований понимаются нарушения обязательных требований, количество совершения которых подконтрольными субъектами за определенный (в том числе краткосрочный) период времени является наибольшим, по сравнению с иными возможными нарушениями обязательных требований, действующих в соответствующей сфере правового регулирования.
7. Информация о проведенных проверках, о процессе и результатах рассмотрения дел о нарушениях обязательных требований, результатах обжалования в административном и судебном порядке решений, действий (бездействия) контрольно-надзорного органа и (или) его должностных лиц, связанных с осуществлением государственного контроля (надзора), а также результаты рассмотрения мер прокурорского реагирования по вопросам деятельности контрольно-надзорного органа обобщаются и анализируются на предмет выявления основных сложностей и проблем для подконтрольных субъектов в вопросах взаимодействия с контрольно-надзорным органом при осуществлении мероприятий по государственному контролю (надзору).
8. В отношении вопросов правоприменительной практики, по которым в ходе проведенного анализа контрольно-надзорным органом установлен факт их различного (неоднозначного) разрешения, проводится их специальное изучение с привлечением (при необходимости) специалистов иных государственных органов.
По результатам изучения указанных вопросов вырабатываются предложения по уточнению нормативного правового регулирования обязательных требований и (или) процедур осуществления государственного контроля (надзора) и разрешения спорных ситуаций, направленные на обеспечение принятия в дальнейшем унифицированных решений по соответствующим вопросам.
9. При изучении и обобщении правоприменительной практики осуществляется ее исследование на предмет выявления избыточных, устаревших, дублирующих обязательных требований.
10. В случае выявления устаревших, дублирующих, избыточных, в том числе малозначимых и неэффективных, обязательных требований контрольно-надзорный орган готовит предложения по их отмене.
Такие предложения направляются контрольно-надзорным органом в уполномоченный орган (должностному лицу) с проектом решения о внесении изменений (отмене) в правовые акты, содержащие указанные обязательные требования.
11. По результатам обобщения правоприменительной практики контрольный орган проводит классификацию причин типовых и (или) массовых нарушений обязательных требований (далее - причины типовых и (или) массовых нарушений) для выработки необходимых профилактических мероприятий.
11.1. Причины типовых и (или) массовых нарушений классифицируются по следующим основаниям:
- неясность или неоднозначность толкования обязательного требования;
- отсутствие информации в открытом доступе о наличии и содержании обязательного требования;
- избыточность, дублирование, устаревание обязательного требования;
- высокий уровень издержек (финансовых, организационных, административных и иных) по соблюдению обязательного требования по сравнению с возможной ответственностью за его несоблюдение;
- отсутствие прямой связи несоблюдения обязательного требования с риском причинения ущерба охраняемым законом ценностям, риском наступления ответственности.
11.2. В зависимости от вида государственного контроля (надзора) и сложившейся правоприменительной практики контрольным органом могут быть выделены дополнительные основания классификации причин нарушений обязательных требований, в том числе не носящих массового или типового характера, но приводящих к существенным угрозам (вреду) охраняемым законом ценностям.
11.3. С учетом классификации выявленных причин типовых и (или) массовых нарушений контрольно-надзорный орган разрабатывает необходимые профилактические мероприятия или корректирует интенсивность их проведения.
11.4. Полученные результаты учитываются при принятии (изменении) ведомственных программ профилактики нарушений обязательных требований.
12. Все выявленные контрольно-надзорным органом в результате анализа и обобщения правоприменительной практики типовые нарушения обязательных требований включаются в перечень типовых нарушений обязательных требований, который составляется и ведется в соответствии с порядком, установленным приложением 2 к настоящему Стандарту.
13. На основании данных перечня типовых нарушений обязательных требований контрольно-надзорный орган отслеживает динамику соответствующих нарушений обязательных требований, выявляет их причины и разрабатывает профилактические мероприятия, направленные на снижение числа (прекращение) нарушений обязательных требований.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей