4. Конкретные рекомендации подконтрольным субъектам об их действиях в случае наличия пробелов или противоречий в соответствующем нормативно-правовом регулировании

В случае наличия вступивших в законную силу судебных решений, в которых выявлены пробелы и (или) противоречия в законодательстве, в докладе по соблюдению обязательных требований приводится позиция судебного органа по его разрешению и с учетом этого даются рекомендации по конкретным действиям подконтрольных субъектов, обеспечивающим соблюдение обязательных требований в условиях пробельности (коллизионности) законодательства, а также указываются меры, предлагаемые контрольным органом для устранения выявленных пробелов и (или) коллизий.

При отсутствии состоявшихся судебных решений в условиях пробельности (коллизионности) законодательства в докладе даются конкретные рекомендации подконтрольным субъектам, какое поведение будет являться правомерным в случае наличия пробелов или противоречий в существующем регулировании.

Пример. Вывод из судебной практики в отношении способа разрешения выявленного пробела или противоречия в законодательстве.

В связи с наличием пробела в законодательстве Российской Федерации об аккредитации, о техническом регулировании в части установления обязанности аккредитованных органов по сертификации документировать процесс выполнения работ по сертификации в судебной практике путем применения различных способов толкования действующих правовых норм сформулирована позиция, согласно которой органы по сертификации хотя и являются лицами частного права, по поскольку им переданы публичные функции по подтверждению соответствия, при выполнении работ по сертификации они предоставляют публичные услуги и действуют как органы публичной власти. Поэтому на деятельность органов по сертификации, равно как и органов публичной власти, распространяется принцип транспарентности, который для органов по сертификации обозначает необходимость документирования всех этапов и юридически значимых действий, выполняемых ими в процессе осуществления сертификации. Только при соблюдении данного принципа обеспечивается возможность реального общественного и государственного контроля за деятельностью органов по сертификации.

В постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2017 г. по делу N А40-235632/16 (оставлено без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10 июля 2017 г. по тому же делу) говорится:

"...Обязанность органа по сертификации формировать материалы дела сертификата соответствия с учетом всех документов и материалов, рассмотренных и (или) оформленных органом по сертификации с соблюдением требований правовых актов, устанавливающих правила проведения работ по сертификации, и в совокупности являющихся доказательствами соответствия сертифицируемой продукции предъявляемым к ней требованиям, прямо обусловлена статусом органа по сертификации как лица частного права, осуществляющего публичные функции, и непосредственно вытекает из следующих взаимосвязанных положений законодательства о техническом регулировании и об аккредитации.

В связи с созданием единой национальной системы аккредитации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 января 2011 г. N 86 "О единой национальной системе аккредитации" юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, отвечающим критериям аккредитации, переданы правомочия по выполнению публично-правовой функции по оценке соответствия, в связи с чем, такие лица наделяются специальной правоспособностью: только они на основании обращений заявителей (товаропроизводителей, продавцов, импортеров) предоставляют соответствующие публичные услуги по подтверждению соответствия. То есть органы по сертификации хотя и являются субъектами частного права, в своей деятельности функционируют как органы публичной власти.

Следовательно, в части реализации специальной правоспособности аккредитованных лиц на них распространяется разрешительный метод правового регулирования, характерный для установления статуса государственных и муниципальных органов.

Из этого следует, что необходимость соблюдения требований нормативных правовых актов, документов в области стандартизации и иных документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия и объектам подтверждения соответствия, входящих в область аккредитации органов по сертификации, при осуществлении процедур по подтверждению соответствия, а также требований документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия, является не предметом усмотрения и проявления свободной воли аккредитованного лица, а входит в круг обязанностей органов по сертификации.

Указанная позиция подтверждается требованиями пункта 8 Критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. N 326.

Статьей 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" определено, что аккредитация в национальной системе аккредитации - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.

В силу части 1 статьи 5 Закона N 412-ФЗ аккредитация в национальной системе аккредитации осуществляется в целях обеспечения доверия к результатам оценки соответствия и создания условий для взаимного признания государствами - торговыми партнерами Российской Федерации результатов оценки соответствия.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" орган по сертификации - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации; сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров; технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации); сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона N 184-ФЗ технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения. Очевидно, что перечисленные цели объективно носят публичный характер.

Пунктом 2 статьи 25 Закона N 184-ФЗ определено, что соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.

В силу пункта 1 статьи 21 Закона N 184-ФЗ орган по сертификации уполномочен на выдачу сертификата соответствия и при добровольной сертификации продукции. Таким образом, органы по сертификации, аккредитованные в национальной системе аккредитации, осуществляя деятельность по подтверждению соответствия, обязаны соблюдать и обеспечивать публичные (общественные) интересы; основным объективированным результатом деятельности органов по сертификации является выдача заявителю сертификата соответствия на выпускаемую в обращение продукцию, что является официальным подтверждением органом по сертификации безопасности такой продукции для потребителя.

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.03.2022 ст. 27 изложена в новой редакции (ФЗ от 11.06.2021 N 176-ФЗ). Положения ч. 2 ст. 27 прежней редакции см. в ч. 10 ст. 27 новой редакции.

В свою очередь, функции контроля за деятельностью аккредитованных лиц Законом N 412-ФЗ возложены на Федеральную службу по аккредитации, которая с учетом положений части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также части 2 статьи 27 Федерального закона N 412-ФЗ обеспечивает жизнеспособность не только государственного, но и общественного контроля за деятельностью аккредитованных лиц.

Таким образом, требуемые в соответствии с правовыми актами, устанавливающими правила проведения работ по сертификации, и в совокупности являющиеся доказательствами соответствия сертифицируемой продукции предъявляемым к ней требованиям, шаги органа по сертификации при осуществлении конкретных сертификационных работ и выдаче сертификата соответствия должны быть прозрачны и объективно доступны для восприятия в рамках осуществления государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц...

Деятельность органов по сертификации выражается в том числе в обязанности органа по сертификации документировать все этапы процедуры проведения сертификации таким образом, чтобы соответствующее документирование обеспечивало возможность соблюдения либо несоблюдения органом по сертификации установленных требований к процедуре подтверждения соответствия...".

Аналогичная позиция содержится в постановлениях Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-235630/2016, N А40-235625/2016.

Рекомендации подконтрольным субъектам по правомерным действиям в условиях выявленного пробела или противоречия в законодательстве.

С учетом сложившейся судебной практики органам по сертификации следует обстоятельно документировать процесс проведения работ по сертификации и включать в материалы дела сертификата соответствия все документы, анализ которых согласно требованиям законодательства необходим для принятия объективного решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата соответствия на конкретную продукцию и которые служат доказательствами соответствия или несоответствия сертифицируемой продукции предъявляемым к ней требованиям.