5.5. Разъяснительная работа относительно процедур контроля (предоставление информации в доступном формате о правах и обязанностях подконтрольных субъектов до начала, во время и после проведения мероприятий по контролю (надзору))

1. Контрольно-надзорные органы при осуществлении государственной функции государственного контроля (надзора) проводят с подконтрольными субъектами разъяснительную работу по применению законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле (далее - разъяснительная работа относительно процедур контроля).

2. Разъяснительная работа относительно процедур контроля проводится в следующих целях:

- формирование у подконтрольных субъектов единого понимания сущности, предмета и особенностей контрольно-надзорной деятельности как в целом, так и применительно к конкретным видам государственного контроля (надзора);

- предупреждение неверного толкования подконтрольными субъектами законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле;

- уяснение и реализация подконтрольными субъектами их прав и обязанностей, возникающих в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору), муниципальному контролю.

3. Контрольно-надзорные органы проводят индивидуальную и общую разъяснительную работу относительно процедур контроля и предоставляют подконтрольным субъектам разъяснительную информацию относительно процедур контроля до начала, во время и после проведения мероприятий по контролю (надзору).

4. Индивидуальная разъяснительная работа относительно процедур контроля проводится с подконтрольными субъектами в форме устных разъяснений, которые даются подконтрольному субъекту инспектором непосредственно перед началом проведения мероприятий по контролю (надзору), предполагающих взаимодействие с подконтрольным субъектом (далее - предварительный этап контрольных мероприятий), во время (при необходимости) и после проведения таких мероприятий (далее - завершающий этап) и в форме предоставления индивидуальных консультаций в порядке, установленном настоящим Стандартом.

5. В рамках предварительного этапа должностное лицо контрольно-надзорного органа, уполномоченное на проведение в отношении подконтрольного субъекта мероприятий по контролю (надзору), после предъявления служебного удостоверения и документов, подтверждающих законность проведения проверки (или реализации иных форм государственного контроля (надзора)) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации:

- сообщает подконтрольному субъекту и (или) его уполномоченному представителю причину проведения мероприятий по контролю (надзору) (плановая проверка; режим постоянного государственного контроля (надзора); фактические основания проведения внеплановой проверки);

- объясняет, соблюдение каких обязательных требований (групп обязательных требований) подлежит оценке и какие материальные объекты являются носителями информации о соблюдении или несоблюдении соответствующих обязательных требований;

- разъясняет права и обязанности проверяемых подконтрольных субъектов, возникающие у них в связи с проведением мероприятий по контролю (надзору), и порядок реализации соответствующих прав и обязанностей;

- объясняет, каким образом будут осуществляться мероприятия по контролю (надзору), включая план и временной график проведения конкретных мероприятий;

- какие действия надлежит предпринять подконтрольному субъекту для обеспечения реализаций указанных плана и графика, в том числе сообщает о необходимости в сопровождающих лицах из числа представителен администрации подконтрольных субъектов и (или) иных работников;

- отвечает на поступающие от подконтрольного субъекта и (или) его уполномоченного представителя вопросы относительно проводимых мероприятий по контролю (надзору).

6. По окончании мероприятий по контролю (надзору) (при наличии согласия подконтрольного субъекта) проводится завершающая встреча, на которой инспектор:

- сообщает подконтрольному субъекту и (или) его уполномоченному представителю общую информацию об итогах проведенных мероприятий по контролю (надзору) и их потенциальных юридических последствиях, включая возможную квалификацию выявленных нарушений и установленную законодательством Российской Федерации ответственность за них;

- сообщает информацию о принятии контрольно-надзорным органом возможных последующих мер, включая информацию о сроках их принятия и юридических последствиях, наступающих для подконтрольного субъекта в связи с реализацией таких мер;

- разъясняет права и обязанности подконтрольного субъекта, возникающие по итогам проведения мероприятий по контролю (надзору), в том числе по итогам реализации контрольно-надзорным органом последующих мер, включая право на обжалование в судебном и (или) досудебном (внесудебном) порядке решений, действий (бездействия) должностных лиц контрольно-надзорного органа и порядок реализации указанного права;

- отвечает на поступающие от подконтрольного субъекта и (или) его уполномоченного представителя вопросы.

7. Одновременно с актом проверки (иным документом, завершающим мероприятие по контролю (надзору)) контрольно-надзорный орган направляет подконтрольному субъекту сопроводительное письмо с изложением в простом и понятном формате информации, указанной в подпунктах 1 - 3 пункта 6 настоящего раздела Стандарта.

8. Порядок проведения предварительного и завершающего этапов контрольных мероприятий, вопросы содержания сопроводительного письма, указанного в пункте 7 настоящего раздела Стандарта, устанавливается административным регламентом по исполнению государственной функции государственного контроля (надзора), муниципального контроля и (или) положением о виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

9. Предварительный и завершающий этапы контрольного мероприятия, как и все мероприятия по контролю, проводятся должностными лицами контрольно-надзорных органов с соблюдением этических принципов вежливости и уважения: инспекторы должны знать и осознавать свое ответственное положение в качестве представителей власти, но в то же время обязаны проявлять особую осторожность в поведении, не допускать злоупотреблений полномочиями, предвзятости и личной предубежденности, проявлять вежливость при установлении контактов и завязывании отношений и уважать людей независимо от должности и статуса; поведение, при котором инспектор демонстрирует свое превосходство и власть либо запугивает подконтрольного субъекта и (или) его уполномоченного представителя, является недопустимым.

10. Для индивидуальных консультаций по вопросам, касающимся процедур контроля, устанавливается сокращенный срок рассмотрения и предоставлении ответов.

Такой срок не может превышать 10 рабочих дней со дня поступления в контрольно-надзорный орган соответствующего вопроса подконтрольного субъекта.

11. Общая разъяснительная работа относительно процедур контроля проводится контрольно-надзорным органом следующими способами:

- предоставление общих консультаций по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) в порядке, установленном Стандартом;

- проведение публичных мероприятий с обсуждением отдельных проблемных вопросов осуществления государственного контроля (надзора) в порядке, установленном Стандартом;

- размещение на официальном сайте контрольно-надзорного органа в разделе, посвященном осуществлению государственного контроля (надзора), а также на специализированных тематических сайтах, исчерпывающей информации о видах, формах, порядке и сроках проведения контрольно-надзорным органом мероприятий по государственному контролю (надзору), правах и обязанностях подконтрольных субъектов и контрольно-надзорного органа, способы и порядок обжалования решений, действий (бездействия) контрольно-надзорного органа и его должностных лиц, связанных с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору).

Указанная информация должна быть представлена в формате, адаптированном для эффективного непосредственного восприятия подконтрольными субъектами (блок-схемы, презентации, "руководства" по действиям подконтрольных субъектов при проведении в отношении них мероприятий по государственному контролю (надзору), обучающие видеоматериалы и т.д.);

- подготовка и распространение среди подконтрольных субъектов информационных и обучающих печатных материалов (брошюры) о видах, формах, порядке и сроках проведения контрольно-надзорным органом мероприятий по государственному контролю (надзору), правах и обязанностях подконтрольных субъектов и контрольно-надзорного органа, способах и порядке обжалования решений, действий (бездействия) контрольно-надзорного органа и его должностных лиц, связанных с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору);

- информирование с помощью средств массовой информации, а также иных открытых источников (печатные издания, телевидение, радио, социальные сети и др.), и социальной наружной рекламы о моделях правомерного поведения подконтрольных субъектов при осуществлении в отношении них государственного контроля (надзора);

- размещение в помещениях контрольно-надзорного органа, его территориальных органов инфографических материалов (плакаты) со схемами и (или) иллюстрациями, касающимися процедур осуществления государственного контроля (надзора), прав и обязанностей подконтрольных субъектов и контрольно-надзорных органов;

- иными способами по усмотрению контрольно-надзорного органа.

12. Контрольно-надзорные органы проводят общую разъяснительную работу относительно процедур контроля с учетом специфики каждого вида осуществляемого ими государственного контроля (надзора).

13. Общая разъяснительная работа относительно процедур контроля в обязательном порядке проводится при вступлении в силу новых нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора), внесении изменений в действующие в соответствующей сфере нормативные правовые акты, их отмене, признании Конституционным Судом Российской Федерации неконституционными или придании указанным судом отдельным положениям таких нормативных правовых актов конституционно-правового смысла.

Сведения об изменениях в законодательстве Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в течение 10 рабочих дней со дня принятия в установленном порядке соответствующих изменений, публикуются на официальном сайте контрольно-надзорного в разделе, посвященном осуществлению государственного контроля (надзора), в том числе в виде сравнительных схем, наглядно демонстрирующих такие изменения в законодательстве (либо ключевые изменения, юридически значимые для подконтрольных субъектов).

14. Публичные мероприятия по общей разъяснительной работе относительно процедур контроля включаются в план-график публичных мероприятий контрольно-надзорных органов и проводятся в соответствии с настоящим Стандартом.

15. Контрольно-надзорные органы ежегодно проводят анализ эффективности разъяснительной работы относительно процедур контроля в рамках мониторинга и оценки уровня развития профилактической работы и влияния профилактических мероприятий на предотвращение причинения вреда охраняемым законом ценностям.

Показатели и методика оценки эффективности разъяснительной работы относительно процедур контроля предопределяются заявленными в настоящем разделе Стандарта специальными целями ее проведения.

При этом в общем случае к показателям эффективности разъяснительной работы относительно процедур контроля относятся следующие:

- уровень информированности подконтрольных субъектов относительно процедур контроля;

- степень уяснения подконтрольными субъектами отдельных процедур государственного контроля (надзора), прав и обязанностей подконтрольных субъектов и порядка их реализации при осуществлении в отношении них государственного контроля (надзора);

- масштаб охвата подконтрольных субъектов, проинформированных относительно процедур контроля;

- степень вовлеченности подконтрольных субъектов во взаимодействие с контрольно-надзорным органом;

- степень удовлетворенности подконтрольных субъектов качеством разъяснительной работы относительно процедур контроля;

- иные показатели по усмотрению контрольно-надзорного органа, корреспондирующие целям и принципам разъяснительной работы относительно процедур контроля.

16. По итогам анализа эффективности разъяснительной работы относительно процедур контроля контрольно-надзорные органы совершенствуют методы реализации соответствующей профилактической меры.

Пример. Большинство зарубежных контрольно-надзорных органов размещают на своих официальных сайтах значительное количество материалов, относящихся к непосредственному проведению контрольно-надзорных мероприятий. Таким образом, подконтрольные субъекты имеют возможность изучить всю информацию относительно процедур контроля (надзора). Как правило, подобные материалы содержат структурированную и исчерпывающую информацию относительно порядка и предмета проводимых контрольных мероприятий.

1. Например, на официальном сайте британского Агентства по стандартизации продуктов питания - Food Standards Agency (FSA) размещены все необходимые руководства по осуществлению контрольных процедур в сфере торговли и производства продуктов питания.

В рамках таких руководств рассматриваются следующие аспекты проведения проверок:

- описание целей и задач проведения проверок:

- обеспечение безопасности продуктов питания;

- обеспечение корректности и полноты информации, размещенной на этикетках;

- описание процедуры определения частоты проведения проверок;

- описание действий инспекторов как во время, так и по результатам проведения проверок;

- описание процедуры подачи жалобы на действия инспекторов и органов местного самоуправления.

2. На официальном сайте Таможенного и пограничного управления США (U.S. Customs and Border Protection) опубликовано "Руководство по проверке судов" <*>, которое содержит подробные разъяснения в части контрольных мероприятий в отношении судов, прибывающих на территорию США. Целью руководства является информирование подконтрольных субъектов в отношении требований к документации, контрольным процедурам, а также снижение количества нарушений со стороны судоходных компаний.

--------------------------------

<*> Руководство по проверке судов //URL: https://www.cbp.gov/sites/default/files/documents/vessel_guide_4.pdf.

Руководство структурировано следующим образом:

- документальные формы, требуемые при прибытии в порт и отбытии из порта:

- декларация по прибытию;

- декларация по отбытию;

- требования для экипажа по прибытию:

- требования к документам для экипажа;

- требования к визе для экипажа;

- проверка экипажа:

- прибытие экипажа;

- высадка членов экипажа на берег;

- обследования в порту прибытия;

- 90-дневная проверка экипажа;

- задержание экипажа;

- дезертиры/лица, скрывающееся от правосудия;

- добровольный выезд;

- проверка по категориям пассажиров:

- в общем порядке;

- гости/члены семьи;

- контрактные работники;

- потерпевшие кораблекрушение;

- нелегалы;

- паромные перевозки;

- предварительная проверка:

- закрытые круизы;

- частные судна;

- безбилетные пассажиры;

- потенциальные жертвы торговли людьми.

3. На официальном сайте Министерства сельского хозяйства США - U.S. Department of Agriculture (USDA) размещено "Руководство по проведению проверок в сфере обеспечения сохранности и безопасности животных" <*>. Руководство представляет собой объемный документ (порядка 400 страниц), в котором подробно описаны все аспекты, связанные с проведением соответствующих проверок, по следующим направлениям:

--------------------------------

<*> Руководство по проведению проверок в сфере обеспечения сохранности и безопасности животных //URL: https://www.aphis.usda.gov/animal_welfare/downloads/Animal-Care-Inspection-Guide.pdf.

- необходимые процедуры в рамках проверок;

- общие процедуры осмотра в рамках проверок;

- специализированные типы проверок;

- ведение учета в рамках контрольных мероприятий;

- требования к ветеринарной помощи для лицензиатов;

- проведение проверки в рамках исследовательских процедур.

Руководство служит инструментом для повышения качества и единообразия проверок, документации, а также обеспечения соблюдения положений "Программы по уходу за животными".

4. Управлением по охране труда Великобритании - Health and Safety Executive (HSE) разработано и размещено на официальном сайте ведомства руководство по разъяснению контрольных процедур "Чего ожидать от визита инспектора HSE" (What to expect when a health and safety inspector calls).

Данное руководство предназначено для тех, кто занимается бизнесом и подпадает под требования законодательства об охране здоровья и безопасности. В руководстве приведены пояснения касающиеся того, какие действия будут предприняты со стороны инспектора после принятия решения о проведении проверки в отношении подконтрольного субъекта.

Руководство содержит информацию по следующим направлениям:

- обеспечение соблюдения требований законодательства о безопасности труда;

- формирование и направление жалоб и апелляций;

- информация для сотрудников и их представителей;

- каналы получения дополнительной информации о законодательстве и обеспечении его соблюдения.

5. В Уэльсе органом по контролю в сфере образования (Estyn) проводятся проверки подконтрольных субъектов (детские сады и иные подобные заведения, которые поддерживаются или получают финансирование от местных органов власти, начальные, средние, специальные, независимые школы, независимые специализированные колледжи, образовательные заведения для взрослых) на предмет соблюдения предъявляемых к ним обязательных требований. Ведомство серьезно и всесторонне подходит к вопросу информирования подконтрольных субъектов относительно контрольных процедур. Так, на официальном сайте Estyn приведено значительное количество полезной информации для подконтрольных субъектов относительно предъявляемых к ним требований, проведения проверок и профилактики нарушений обязательных требований.

Информация относительно проведения проверочных мероприятий в отношении подконтрольных субъектов представлена набором материалов различного формата: раздел на официальном сайте, брошюра с кратким описанием структуры проведения проверок, видеоролик, подробные руководства.

Раздел на официальном сайте ведомства <*>, содержит минимальное текстовое описание всех аспектов проведения проверки и сопровождается и видеороликом. В указанном разделе освещаются следующие вопросы:

--------------------------------

<*> Раздел на официальном сайте Estyn с кратким описанием проверочных мероприятий //URL: https://www.estyn.gov.wales/changes-inspection-arrangements-september-2017.

- субъекты проверки;

- объекты проверки;

- периодичность и продолжительность проверок;

- типы заключений по результатам проверки и т.д.

Брошюра с кратким описанием структуры проведения проверок <*> содержит перечень объектов (областей) проверки, а также аспектов, проверяемых в рамках каждого объекта (см. таблицу).

--------------------------------

<*> Брошюра с кратким описанием структуры проведения проверок //URL: https://www.estyn.gov.wales/sites/default/files/documents/2017%20-final%20CIF.pdf.

Объект проверки

Проверяемые аспекты

1.

Стандарты

1.1. Стандарты и общий прогресс

1.2. Стандарты и прогресс отдельных групп

1.3. Стандарты и прогресс в навыках

2.

Успеваемость и отношение к обучению

2.1. Успеваемость

2.2. Отношение к обучению

3.

Преподавание и опыт обучения

3.1. Качество преподавания

3.2. Широта, сбалансированность и уместность учебной программы

3.3. Обеспечение получения навыков

4.

Забота, поддержка и руководство

4.1. Отслеживание, мониторинг и предоставление поддержки в обучении

4.2. Личное развитие

4.3. Предоставление защиты и гарантий

5.

Лидерство и управление

5.1. Качество и эффективность лидеров и управленцев

5.2. Процесс самооценки и планирование улучшений

5.3. Профессиональное обучение

5.4. Использование ресурсов

Видеоролик <**>, размещенный в рамках указанного выше информационного раздела официального сайта ведомства, дает более полное представление о контрольных мероприятиях, осуществляемых Estyn. Помимо прочего содержание ролика информирует заинтересованных лиц относительно следующих вопросов проведения контрольных мероприятий:

--------------------------------

<**> Видеоролик, содержащий пояснения относительно контрольных мероприятий //URL: https://youtu.be/sNZBKB_OK_4.

- подготовка и начало проведения проверки (за 15 дней до начала проверки подконтрольному субъекту направляется соответствующее уведомление);

- средняя длительность проверки (порядка 4 дней);

- объекты (области) проведения проверки (см. описание брошюры выше);

- каналы сбора информации во время проверок (опросники, беседы с учениками, их родителями, персоналом и т.д.);

- оценка результатов проверки (инспектор отдельно оценивает каждую из областей проверки и проставляет отдельные оценки; при этом не ставится средняя для всех областей оценка, а учитывается балл каждой отдельно взятой области.

Предусмотрены 4 варианта оценки:

- "Отлично" - очень сильная, устойчивая деятельность и практика;

- "Хорошо" - сильные функции, хотя незначительные аспекты могут потребовать улучшения;

- "Адекватное и нуждается в улучшении" - сильные стороны перевешивают слабые стороны, но важные аспекты требуют улучшения;

- "Неудовлетворительно и нуждается в срочном улучшении" - важные недостатки перевешивают сильные стороны);

- содержание отчета по результатам проверки (отчет сфокусирован на наиболее важных аспектах, выявленных в ходе проведения проверки; в начале отчета формируется резюме, в котором кратко излагаются основные его выводы);

- меры по результатам проведения проверок (по результатам проведения проверки может быть принято решении о реализации одной из следующих мер: проведение дополнительного обзора или повторной проверки; осуществление существенные улучшений; принятие специальных мер).

Подробные руководства относительно проведения проверок размещены в специальном разделе <*> официального сайта ведомства. Руководства предусмотрены для каждой из групп подконтрольных субъектов.

--------------------------------

<*> Раздел с руководствами по проведению проверок //URL: https://www.estyn.gov.wales/draft-inspection-guidance-september-2017.

В качестве примера можно рассмотреть руководство по проведению проверок в отношении начальных школ <**>. В данном руководстве излагается порядок и принципы проведения проверочных мероприятий.

--------------------------------

<**> Руководство по проведению проверок начальных школ //URL: https://www.estyn.gov.wales/sites/default/files/documents/Guidance%20for%20the%20inspection%20of%20primary%20schools%20-%202016%20handbook_o.pdf.

Целями проведения проверок является:

- обеспечение подотчетности пользователям услуг и другим заинтересованным сторонам посредством размещения отчетов о проверках в публичном доступе;

- содействие улучшению образования и профессиональной подготовки.

Информация в руководстве структурирована следующим образом:

- введение;

- цель данного руководства;

- правовая основа для проведения проверок начальных школ;

- часть 1. Проведение проверок:

- введение;

- принципы проведения проверок;

- кодекс поведения для инспекторов;

- ожидания в отношении подконтрольных субъектов - устанавливается ряд требований и принципов, обязательных для соблюдения представителями школ;

- проверка аспектов, связанных со здоровьем и безопасностью в школе;

- подход к проведению проверки;

- виртуальная проверочная комната - электронный сервис, позволяющий инспекторам и зарегистрированным подконтрольным субъектам общаться и обмениваться информацией до, во время и после проведения контрольных мероприятий;

- команда инспекторов - содержит описание состава и структуры команды инспекторов;

- взаимодействие с подконтрольными субъектами до проведения проверки;

- планирование проверки и подготовка команды инспекторов;

- процесс проверки - содержит описание всех этапов проведения проверки;

- соответствие обязательным требованиям - описывается необходимость соответствия обязательным требованиям (подробный перечень требований приведен в приложении 3;

- после проведения проверки - содержит описание процедуры подготовки отчета и взаимодействия с представителями школы;

- обеспечение качества проверок - содержит описание основных аспектов, обеспечивающих качественное проведения проверок.

- часть 2. Принятие решений по результатам проверки:

- информация о школе - содержит оценку общей информации в отношении проверяемой школы;

- резюме проверки - содержит описание общей оценки школы и потенциальных возможностей для улучшений;

- оценка результатов проверки - содержит описание оценок, которые могут быть применены;

- оценка ключевых вопросов и показателей качества;

- подготовка рекомендаций;

- ключевые вопросы (являются основными показателями оценки по результатам проверки):

- Ключевой вопрос 1: Насколько удовлетворительны результаты проверки?

- Ключевой вопрос 2: Насколько удовлетворительно обеспечение образовательной деятельности?

- Ключевой вопрос 3: Насколько качественно осуществляется руководство и управление?

- приложения:

- приложение 1: Структура проведения проверки (см. брошюру с кратким описанием структуры проведения проверок);

- приложение 2: Источники подтверждающей информации - содержит матрицу, иллюстрирующую источники подтверждающей информации в разрезе ключевых вопросов и различных проверочных мероприятий);

- приложение 3: Правила и руководства - содержит подборку законодательных актов, содержащих перечни обязательных требований. Нормативные акты сгруппированы по тематическим группам (например, права человека, процедуры подачи жалоб и т.д.) и соотнесены с ключевыми вопросами;

- приложение 4: Анкета для учащихся - содержит опросник для учащихся, используемый в рамках контрольных мероприятий;

- приложение 5: Анкета для родителей/опекунов - содержит опросник для родителей, используемый в рамках контрольных мероприятий;

- приложение 6: Учащиеся с дополнительными потребностями в обучении - описание категорий учащихся, чьи мнения и потребности должны быть отдельно изучены;

- приложение 7: Отчетность об исполнении данных в начальных школах - содержит описание основных подходов к дальнейшему использованию результатов проверки;

- приложение 8: Дополнительные учебные процессы в школах - содержит руководство по проверке дополнительных учебных процессов в школах.

Руководства, размещенные на сайте FSA, приведены по ссылке:

https://www.food.gov.uk/business-industry/hygieneratings/food-law-inspections.

Руководство по проверке судов приведено по ссылке: https://www.cbp.gov/sites/default/files/documents/vessel_guide_4.pdf

Руководство по проведению проверок в сфере обеспечения сохранности и безопасности животных приведен по ссылке: https://www.aphis.usda.gov/animal_welfare/downloads/Animal-Care-Inspection-Guide.pdf.

Руководство "Чего ожидать от визита инспектора HSE" приведено по ссылке:

http://www.hse.gov.uk/pubns/hsc4.htm.

Раздел с руководствами Estyn по проведению проверок приведен по ссылке:

https://www.estyn.gov.wales/draft-inspection-guidance-september-2017.

Руководство Estyn по проведению проверок начальных школ приведено по ссылке: https://www.estyn.gov.wales/sites/default/files/documents/Guidance%20for%20the%20inspection%20of%20primary%20schools%20-%202016%20handbook_0.pdf.