5.8.3. Требования к регламентации и применению порядка и механизмов досудебного (внесудебного) обжалования

1. Рассмотрение и разрешение контрольно-надзорным органом жалоб в рамках досудебного (внесудебного) обжалования должны отвечать следующим принципам:

- принцип законности и справедливости: уполномоченные должностные лица (уполномоченные органы) принимают итоговое решение по жалобе исходя из соответствия обжалуемых решений, действий (бездействий), причин и условий их принятия и (или) совершения, действующему законодательству Российской Федерации, и одновременно с учетом правомерности действий заявителя и (или) объективной возможности правомерного поведения заявителя;

- принцип непосредственного действия прав и свобод заявителей: уполномоченные должностные лица (уполномоченные органы) толкуют применяемые ими положения законодательства Российской Федерации, касающиеся существа рассматриваемого спора, а также процедуры его рассмотрения, таким образом, чтобы результат толкования не приводил к ущемлению прав и свобод заявителей;

- принцип равенства всех перед законом: уполномоченные должностные лица (уполномоченные органы) равным образом и при условии единообразного толкования применяют положения законодательства Российской Федерации ко всем лицам, на которых соответствующие положения распространяются в силу их правового статуса и которые становятся участниками спора по обжалованию решений, действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора) и (или) его должностных лиц;

- принцип добросовестности использования права на досудебное (внесудебное) обжалование: заявители при обжаловании решений, действий (бездействия) контрольно-надзорных органов и (или) их должностных лиц не вправе осуществлять свои процессуальные права исключительно с намерением причинения вреда иным лицам, права, свободы и законные интересы которых затрагиваются обжалуемыми решениями, действиями (бездействием), и (или) с целью дезорганизации работы контрольно-надзорного органа или вышестоящего органа государственной власти;

- принцип открытости рассмотрения жалобы: контрольно-надзорный орган и уполномоченные должностные лица (уполномоченные органы) обеспечивают заявителям возможность лично или через своих представителей присутствовать при рассмотрении и разрешении жалобы, излагать свою позицию по существу спора, представлять доказательства, обосновывающие доводы жалобы, знакомиться в процессе рассмотрения жалобы со всеми документами и материалами, касающимися предмета спора;

- принцип состязательности: заявитель, а также должностное лицо контрольно-надзорного органа, решения, действия (бездействие) которого обжалуются, до принятия решения по жалобе вправе представлять документы и материалы, обосновывающие их доводы, знакомиться с документами и материалами, представленными другой стороной спора, а контрольно-надзорный или вышестоящий орган государственной власти надлежащим образом обеспечивают реализацию указанных прав.

2. Предметом обжалования в досудебном (внесудебном) порядке могут быть любые, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора) решения, действия (бездействие) контрольно-надзорных органов и (или) их должностных лиц, в том числе:

- решение о присвоении подконтрольным субъектам, их деятельности и используемым производственным объектам категории риска (класса опасности);

- решение о включении подконтрольного субъекта в ежегодный план проведения плановых проверок;

- проведение проверки или реализация иных форм государственного контроля (надзора) при отсутствии законных оснований;

- проведение внеплановой проверки без согласования с органами прокуратуры, в случае если такое согласование необходимо;

- несоблюдение порядка уведомления о проведении проверки;

- проведение проверок с нарушением установленных сроков;

- непредставление подконтрольному лицу экземпляра акта проверки;

- выдача предписания об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения проверки;

- постановление о привлечении к административной ответственности, в случае если контрольно-надзорный орган наделен соответствующими полномочиями;

- иные решения, действия (бездействие) контрольно-надзорных органов и (или) их должностных лиц, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора) и влекущие для подконтрольных субъектов определенные юридические последствия.

3. Установленный перечень видов решений, действий (бездействия) контрольно-надзорных органов и (или) их должностных лиц, которые вправе обжаловать заявители в досудебном (внесудебном) порядке, должен быть открытым.

4. В круг лиц, имеющих право на обжалование в досудебном (внесудебном) порядке решений, действий (бездействия) контрольно-надзорных органов и (или) их должностных лиц, включаются подконтрольные юридические лица и индивидуальные предприниматели, в том числе действующие через своих представителей, уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. В случае если жалоба подается через представителя заявителя, в качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, могут быть представлены:

- оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);

- оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии печати) и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);

- копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

6. Для контрольно-надзорных органов, в компетенцию которых входит привлечение к административной ответственности, должны быть также учтены требования законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях в части определения иных субъектов, имеющих право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении.

7. Контрольно-надзорный орган обеспечивает заявителям возможность использования различных, равноценных по юридической значимости, способов подачи жалобы (подача жалобы на личном приеме, подача жалобы через пункт приема входящей корреспонденции контрольно-надзорного органа, направление жалобы почтовым отправлением, направление жалобы в электронной форме посредством специального электронного сервиса и (или) через "личный кабинет" подконтрольного субъекта).

8. При подаче жалобы в электронной форме жалоба, а также документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

9. Требования, которым должна отвечать жалоба на решения, действия (бездействие) контрольно-надзорного органа и (или) его должностных лиц, в общем случае сводятся к следующим:

- наименование органа государственной власти, в который подается жалоба, или указание конкретного должностного лица, которому подается жалоба;

- наименование органа или указание на должностное лицо контрольно-надзорного органа (фамилия, имя, должность), решения, действия (бездействие) которого обжалуются;

- наименование заявителя, если им является юридическое лицо, место его нахождения, сведения о государственной регистрации; фамилия, имя и отчество заявителя, если им является физическое лицо, его место жительства или место пребывания; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес; номера контактных телефонов, факсов, адреса электронной почты заявителя, его представителя;

- конкретные решение, действия (бездействие) должностных лиц контрольно-надзорного органа, которые, по мнению заявителя, нарушают его права, свободы и законные интересы;

- указание на конкретные права, свободы и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются обжалуемым решением, действием (бездействием) контрольно-надзорного органа и (или) его должностного лица;

- доводы, обосновывающие несогласие заявителя с обжалуемыми им решениями, действиями (бездействием) контрольно-надзорного органа и (или) его должностного лица;

- содержание требования заявителя к контрольно-надзорному органу или уполномоченному должностному лицу (уполномоченному органу), касающееся юридической судьбы обжалуемого решения, действия (бездействия) и восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов:

- о признании незаконным полностью или в части обжалуемого решения, действия (бездействия) контрольно-надзорного органа и (или) его должностных лиц и отмене такого решения, действия (бездействия) полностью или в части;

- об обязанности контрольно-надзорного органа принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов заявителя;

- перечень прилагаемых к жалобе документов.

10. Контрольно-надзорный орган уведомляет лицо, направившее жалобу, о поступлении жалобы в соответствующий орган государственной власти и о присвоенном ей регистрационном номере в течение 1 рабочего дня со дня регистрации жалобы.

Уведомление заявителя осуществляется доступным и распространенным способом, обеспечивающим быструю передачу заявителю информации и позволяющим контролировать факт получения уведомления заявителем (отправка сообщения по электронной почте с применением опций "подтверждение доставки сообщения", "подтверждение прочтения сообщения"; уведомление по телефону; направление факса; иные способы электронного обмена информацией), а также заказным почтовым отправлением с уведомлением о доставке.

При наличии технической возможности контрольно-надзорный орган направляет соответствующее уведомление, в том числе через "личный кабинет" подконтрольного субъекта.

11. В целях обеспечения баланса частных и публичных интересов в административном регламенте или ином нормативном правовом акте указывается срок, в течение которого заявитель вправе в досудебном (внесудебном) порядке обжаловать решения, действия (бездействие) контрольно-надзорного органа и (или) его должностных лиц (далее - срок для обжалования), а также момент, с которого начинается исчисление такого срока.

12. Срок для обжалования устанавливается исходя из принципа разумности и может различаться в зависимости от видов обжалуемых решений, действий (бездействия), но в общем случае составляет 3 месяца со дня, когда заявитель узнал о предполагаемом нарушении его прав и законных интересов конкретными решениями, действиями (бездействием) контрольно-надзорного органа и (или) его должностных лиц.

В частности, если по итогам проверки подконтрольному субъекту выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, срок для обжалования подконтрольным субъектом действий должностных лиц контрольно-надзорного органа при проведении проверки, а также предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований составляет 10 рабочих дней с момента получения подконтрольным субъектом предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

13. Днем, когда заявитель узнал о предполагаемом нарушении его прав, свобод и законных интересов решениями, действиями (бездействием) контрольно-надзорного органа и (или) его должностных лиц, в том числе если информация передавалась заявителю различными способами (личное вручение документа, по электронной почте, заказным почтовым отправлением и т.д.), по общему правилу признается день первичного получения заявителем юридически оформленной информации о соответствующих решениях, действиях (бездействии) (например, получение экземпляра акта проверки, получение предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований).

14. В исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы по существу в общем случае включаются следующие:

- текст жалобы не поддается прочтению (при условии возможности однозначно установить заявителя и его контактные данные);

- не указание информации, требуемой в соответствии с подпунктом 4 пункта 9 настоящего раздела Стандарта;

15. О приостановлении рассмотрения жалобы заявитель в течение 1 рабочего дня со дня принятия соответствующего решения уведомляется в порядке, указанном в пункте 10 настоящего раздела Стандарта.

Уведомление о приостановлении рассмотрения жалобы должно содержать указание на основание такого приостановления и предельный срок для устранения выявленных недостатков.

Такой срок в общем случае должен составлять от 5 до 15 рабочих дней с момента получения заявителем соответствующего уведомления.

Если в установленный срок заявителем не будут устранены указанные в уведомлении недостатки, то ответ на жалобу не дается.

16. В случае приостановления рассмотрения жалобы установленный в административном регламенте или ином правовом акте срок рассмотрения жалобы также приостанавливается.

17. Ответ на жалобу не дается в следующих случаях:

- неустранение заявителем недостатков, ставших основанием для приостановления рассмотрения жалобы, в срок, указанный в уведомлении о приостановлении рассмотрения жалобы;

- невозможность однозначной идентификации заявителя и его контактных данных.

18. Идентификация заявителя и его контактных данных осуществляется в зависимости от способа подачи жалобы.

Если жалоба направлена почтовым отправлением или подана на личном приеме, то ответ на жалобу не дается в случае отсутствия сведений о наименовании заявителя, если им является юридическое лицо, его месте нахождения, сведений о фамилии, имени и отчестве заявителя, если заявителем является физическое лицо, его месте жительства или месте пребывания.

Если жалоба подана в электронной форме, то в случае отсутствия в тексте жалобы указанных идентифицирующих сведений о заявителе, ответ на жалобу не дается только при объективной невозможности установления соответствующих данных на основании имеющейся в распоряжении контрольно-надзорного органа информации.

19. Жалоба на решения, действия (бездействие) должностных лиц контрольно-надзорного органа подается в соответствующий контрольно-надзорный орган.

Жалоба, поступившая в уполномоченный на ее рассмотрение орган, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

20. Жалобы на решения, принятые руководителем контрольно-надзорного органа, подаются в вышестоящий орган государственной власти (при его наличии) либо в случае его отсутствия подаются в контрольно-надзорный орган и рассматриваются коллегиальным органом при контрольно-надзорном органе (если создание такого коллегиального органа предусмотрено законодательством Российской Федерации), а в случае отсутствия указанного коллегиального органа соответствующие жалобы рассматриваются непосредственно руководителем контрольно-надзорного органа с участием Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации <*> или общественных представителей указанных уполномоченных в установленном законом порядке.

--------------------------------

<*> Участие Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федераций в рассмотрении жалобы возможно только по согласованию с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и уполномоченным по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации соответственно, либо в случае, если такое участие предусмотрено федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации.

Жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц территориальных органов контрольно-надзорного органа (за исключением случаев обжалования решений, действий (бездействия) руководителей территориальных органов) рассматриваются должностными лицами соответствующих территориальных органов согласно установленной должностной субординации.

Жалобы на решения, действия (бездействие) руководителей территориальных органов контрольно-надзорного органа рассматриваются руководителем контрольно-надзорного органа или его заместителями.

21. Жалоба заявителя на решения, действия (бездействие) должностных лиц контрольно-надзорного органа и (или) его должностных лиц не может быть оставлена без рассмотрения, если такая жалоба адресована не уполномоченному на рассмотрение соответствующей жалобы должностному лицу.

22. В случае если в компетенцию контрольно-надзорного органа (или его территориального органа) не входит рассмотрение жалобы по существу (в том числе, если жалоба подлежит рассмотрению вышестоящим органом государственной власти), то контрольно-надзорный орган (или его территориальный орган) в течение 3 рабочих дней со дня регистрации такой жалобы направляет ее в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган, о чем в течение 1 рабочего дня уведомляет заявителя в порядке, установленном пунктом 10 настоящего раздела Стандарта.

В указанном случае срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

23. В общем случае срок рассмотрения жалобы на решения, действия (бездействие) контрольно-надзорного органа и (или) его должностных лиц в связи с осуществлением государственного контроля (надзора) составляет не более 15 рабочих дней со дня регистрации жалобы соответствующим органом государственной власти, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены органом, уполномоченным на ее рассмотрение.

24. Для целей полного рассмотрения и справедливого разрешения жалобы в случае необходимости истребования у заявителя и (или) иных органов публичной власти, организаций, физических лиц дополнительных документов и материалов срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более 1 раза и не более чем на 10 календарных дней.

25. Контрольно-надзорный орган (или вышестоящий орган государственной власти) не позднее чем за 7 рабочих дней до дня рассмотрения жалобы по существу уведомляет заявителя о дате, времени, месте рассмотрения жалобы.

Уведомление заявителя осуществляется в порядке, установленном пунктом 10 настоящего раздела Стандарта.

26. До дня рассмотрения жалобы заявитель вправе представить в контрольно-надзорный орган (или вышестоящий орган государственной власти) дополнительные доказательства обоснованности жалобы.

Такие доказательства приобщаются к жалобе и становятся обязательным предметом исследования и оценки уполномоченным должностным лицом (уполномоченным органом) при рассмотрении жалобы по существу.

27. До дня рассмотрения жалобы заявитель может обратиться в контрольно-надзорный орган с ходатайством об истребовании имеющейся в распоряжении контрольно-надзорного органа информации, касающейся заявителя, предмета обжалования, и затрагивающей права, свободы и законные интересы заявителя.

Контрольно-надзорный орган обязан удовлетворить указанное ходатайство в течение 2 рабочих дней с момента его регистрации и направить заявителю в порядке, установленном пунктом 10 настоящего раздела Стандарта, копии документов, содержащих запрашиваемую им информацию.

28. На должностном лице контрольно-надзорного органа, решения, действия (бездействие) которого обжалуются, лежит обязанность по доказыванию законности и обоснованности оспариваемых принятых и (или) совершенных им решений, действий (бездействия).

29. Уполномоченное должностное лицо (уполномоченный орган) истребует у должностного лица, решения, действия (бездействие) которого обжалуются, письменные пояснения по существу жалобы.

Такие письменные пояснения становятся обязательным предметом исследования и оценки уполномоченным должностным лицом (уполномоченным органом) при рассмотрении жалобы по существу.

30. Копия письменных пояснений, а также копии прилагаемых к ним документов и материалов, представленных должностным лицом, решения, действия (бездействие) которого оспариваются, не позднее чем за 5 календарных дней до дня рассмотрения жалобы по существу направляется заявителю в порядке, установленном пунктом 10 настоящего раздела Стандарта.

31. Рассмотрение жалобы по существу является открытым и проводится при непосредственном участии заявителя или его уполномоченного представителя.

Участие должностного лица, действия, решения (бездействие) которого оспариваются, не является обязательным.

32. В процессе рассмотрения жалобы заявитель или его уполномоченный представитель вправе излагать свою позицию по существу спора, представлять дополнительные доказательства, обосновывающие доводы жалобы, знакомиться со всеми документами и материалами, касающимися предмета спора и имеющимися в распоряжении контрольно-надзорного органа.

33. Должностное лицо, действия, решения (бездействие) которого обжалуются, в случае его участия в рассмотрении жалобы, излагает свою позицию по существу спора.

Такое должностное лицо не вправе представлять дополнительные доказательства законности и обоснованности оспариваемых решений, действий (бездействия) в процессе рассмотрения жалобы, если соответствующие документы и (или) материалы заблаговременно не представлялись заявителю и (или) его уполномоченному представителю.

34. В ходе рассмотрения жалобы уполномоченное должностное лицо (уполномоченный орган), руководствуясь принципами законности и справедливости, непосредственно исследует в полном объеме все представленные участниками спора доказательства в отдельности и в совокупности, оценивает их достоверность и относимость к существу спора.

Достоверными доказательствами по спору являются доказательства, по результатам проверки и исследования которых установлено, что содержащиеся в них сведения соответствуют действительности.

Каждое доказательство подлежит оценке уполномоченным должностным лицом (уполномоченным органом) наряду с другими доказательствами.

Никакие доказательства не имеют для уполномоченного должностного лица (уполномоченного органа) заранее установленной силы.

35. Перечень представленных доказательств и результаты их оценки, мотивы принятия или отказа в принятии представленных участниками спора доказательств уполномоченное должностное лицо (уполномоченный орган) отражает в решении, принимаемом по итогам рассмотрения жалобы.

36. В случае неявки заявителя или его уполномоченного представителя для рассмотрения жалобы по существу и при наличии сведений о надлежащем уведомлении заявителя уполномоченное должностное лицо (уполномоченный орган) рассматривает жалобу по существу и принимает решение по ней без участия заявителя.

37. Контрольно-надзорный орган (или вышестоящий орган государственной власти) уведомляет заявителя о принятом по его жалобе решении в течение 1 рабочего дня со дня принятия такого решения.

Уведомление заявителя осуществляется в порядке, установленном пунктом 10 настоящего раздела Стандарта.

38. В случае неявки заявителя или его уполномоченного представителя для рассмотрения жалобы по существу и при отсутствии сведений о надлежащем уведомлении заявителя уполномоченное должностное лицо (уполномоченный орган) принимает решение об отложении рассмотрения жалобы по существу с учетом установленного срока рассмотрения жалобы.

О соответствующем решении заявитель незамедлительно уведомляется в порядке, установленном пунктом 10 настоящего раздела Стандарта.

39. В административном регламенте или ином нормативном правовом акте с учетом специфики вида государственного контроля (надзора) и юридических последствий отдельных решений, действий (бездействия) контрольно-надзорного органа и (или) его должностных лиц указываются возможные виды принимаемых решений по итогам рассмотрения жалоб, а также сопутствующих принятым решениям мер по восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителей.

40. В общем случае уполномоченное должностное лицо (уполномоченный орган) по итогам рассмотрения жалобы принимает одно из следующих решений:

- об удовлетворении жалобы полностью или в части и признании незаконным соответственно полностью или в части обжалуемого решения, действия (бездействия) контрольно-надзорного органа и (или) его должностных лиц, и отмене такого решения, действия полностью или в части, и обязанности контрольно-надзорного органа устранить допущенное нарушений прав, свобод и законных интересов заявителя;

- об отказе в удовлетворении жалобы ввиду установленной по итогам рассмотрения необоснованности ее доводов;

- об отказе в удовлетворении жалобы ввиду истечения на момент подачи жалобы установленного срока для обжалования оспариваемого решения, действия (бездействия) контрольно-надзорного органа и (или) его должностных лиц;

- об отказе в удовлетворении жалобы ввиду наличия вступившего в законную силу решения суда по заявлению об оспаривании того же решения, действия (бездействия), обжалуемого во внесудебном порядке, либо ввиду принятия судом к рассмотрению поданного тем же заявителем заявления об оспаривании тех же решений, действий (бездействия) контрольно-надзорного органа и (или) его должностных лиц (с указанием номера судебного дела, даты принятия судебного акта).

41. Принимаемое уполномоченным должностным лицом (уполномоченным органом) решение по жалобе должно быть законным, нормативно обоснованным и опираться на представленные участниками спора доказательства.

42. Информация о принятом по жалобе решении в течение 1 рабочего дня со дня его принятия размещается в специальном электронном сервисе.

43. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления в решениях, действиях (бездействии) должностных лиц контрольно-надзорного органа уполномоченное должностное лицо (уполномоченный орган) незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

44. В административном регламенте или ином нормативном правовом акте устанавливается порядок подачи заявителем апелляции на принятое уполномоченным должностным лицом (уполномоченным органом) решение по жалобе с указанием срока обжалования и круга субъектов, уполномоченных на рассмотрение и разрешение апелляции.

На порядок подачи, рассмотрения и разрешения апелляции должны распространяться общие правила, установленные в административном регламенте или ином нормативном правовом акте для досудебного (внесудебного) обжалования, включая вопросы отражения информации об апелляции, ходе ее рассмотрения и о принятом решении по апелляции в специальном электронном сервисе.

45. Срок рассмотрения и разрешения апелляции на решение по жалобе в общем случае составляет не более 10 рабочих дней со дня регистрации апелляции соответствующим органом государственной власти.

46. Для рассмотрения и разрешения апелляций рекомендуется использовать механизм коллегиального рассмотрения спора, в том числе с привлечением представителей общественности.

Общественное представительство при рассмотрении апелляций может быть обеспечено в том числе участием определяемых в каждом конкретном случае путем жеребьевки членов общественного совета при контрольно-надзорном органе или вышестоящем органе государственной власти, а также участием Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации или общественных представителей указанных уполномоченных в установленном законом порядке.

47. С учетом специфики полномочий контрольно-надзорного органа в административном регламенте или ином нормативном правовом акте учитываются требования законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие возможность исключительно судебного порядка обжалования решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом.