5.8.2. Обеспечение информационной открытости и электронной доступности досудебного (внесудебного) обжалования

1. Контрольно-надзорный орган обеспечивает информационную открытость порядка, механизмов и результатов досудебного (внесудебного) обжалования путем организации и осуществления следующих мер:

- установленные порядок и механизмы досудебного (внесудебного) обжалования в виде текста, а также в адаптированной форме (в виде блок-схемы основных этапов, сроков обжалования и сроков рассмотрения жалобы, случаев приостановления рассмотрения и отказа в рассмотрении жалобы, видов решений по жалобе), должны быть размещены на официальном сайте контрольно-надзорного органа отдельным информационным блоком, доступным для пользователей путем непосредственного перехода с главной страницы официального сайта контрольно-надзорного органа по соответствующей гиперссылке;

Пример. На сайте британского Агентства по стандартизации продуктов питания - Food Standards Agency (FSA) приведены подробные руководства в отношении досудебного (внесудебного) разрешения споров и подаче жалоб. Руководства подразделяются на две основные категории:

- как обжаловать решение, принятое органом местного самоуправления (How to appeal against a decision made by a local authority);

- как обжаловать решение FSA или подать жалобу в отношении принятого решения (How to appeal against a decision made by the FSA or make a complaint).

Руководства содержат описание последовательных шагов в рамках досудебного (внесудебного) разрешения споров при взаимодействии с органами местного самоуправления и представителями FSA.

Руководства по обжалованию решений FSA дополнительно подразделены в соответствии со сферами контрольно-надзорных функций агентства.

Руководства по досудебному (внесудебному) разрешению споров приведены по ссылке:

https://www.food.gov.uk/business-industry/how-to-make-an-appeal.

- на официальном сайте контрольно-надзорного органа систематически (не реже 1 раза месяц) публикуются обобщенные сведения о количестве поступивших жалоб, предметах жалоб, позициях сторон спора, а также о принятых по каждой жалобе, рассмотренной по существу, решениях с указанием на мотивы принятия соответствующих решений, при этом экспликация каждого решения по жалобам должна сопровождаться гиперссылкой, позволяющей получить доступ к полному тексту решения в форматах, удобных для просмотра, печати и скачивания согласно приложению 1 к настоящему Стандарту.

Опубликование указанной информации рекомендуется осуществлять в рамках специально создаваемого на официальном сайте контрольно-надзорного органа интерактивного сервиса с открытым доступом (например, электронный сервис "Решения по жалобам", размещенный на официальном сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn77/service/complaint_decision/)).

Тексты размещаемых на официальном сайте контрольно-надзорного органа решений, иная информация размещается с учетом требований защиты персональных данных, иной конфиденциальной информации, информации ограниченного доступа;

- систематическое (не реже одного раза в 3 месяца) проведение публичных мероприятий по итогам анализа и обобщения практики рассмотрения жалоб, выявления типовых ситуаций нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, причин и условий нарушений обязательных требований, наиболее коллизионных, с правовой точки зрения, случаев несогласия подконтрольных субъектов с контрольно-надзорными органами;

- систематическая (не реже одного раза в 3 месяца) подготовка и направление контрольно-надзорным органом по итогам анализа и обобщения практики рассмотрения жалоб информационных писем в территориальные органы с изложением типовых и экстраординарных спорных ситуаций и формулированием применяемых контрольно-надзорным органом правовых позиций для их разрешения.

Соответствующие информационные письма должны быть размещены на официальном сайте контрольно-надзорного органа отдельным информационным блоком, доступным для пользователей путем непосредственного перехода с главной страницы официального сайта контрольно-надзорного органа по соответствующей гиперссылке.

2. До создания и внедрения единой электронной платформы для обжалования решений, действий (бездействия) контрольно-надзорных органов и (или) их должностных лиц, принятых (совершенных) в связи с осуществлением государственного контроля (надзора), контрольно-надзорный орган на своем официальном сайте обеспечивает функционирование специального электронного сервиса, который предоставляет заявителям возможность подачи жалобы в электронной форме (в том числе апелляции на решение по жалобе), приобщения к направляемой жалобе дополнительных документов, отслеживания статуса жалобы (далее - специальный электронный сервис).

3. В специальном электронном сервисе размещается актуальная информация обо всех поступивших в контрольно-надзорный орган жалобах в связи с осуществлением государственного контроля (надзора), о присвоенных им регистрационным номерам, об этапах и ходе рассмотрения каждой жалобы, включая информацию об уполномоченном должностном лице (уполномоченном органе), о принятых по жалобам решениях.

4. Для получения информации по жалобе специальный электронный сервис оснащается функцией поиска, в том числе по номеру жалобы, по наименованию (имени) и (или) реквизитам заявителя, а также по контексту.

5. Поиск и получение информации по жалобам с помощью специального электронного сервиса являются открытыми и не требуют прохождения процедур идентификации и аутентификации.

6. Применение специального электронного сервиса для подачи жалобы в электронной форме требует идентификации и аутентификации заявителя, в том числе с использованием ЕСИА.

Если уровень автоматизации ВИС КНО позволяет подконтрольным субъектам создавать "личный кабинет", то в случае его создания подконтрольный субъект вправе направить жалобу на решения, действия (бездействие) контрольно-надзорного органа и (или) его должностных лиц, используя свой "личный кабинет".

Через "личный кабинет" подконтрольным субъектом могут быть обжалованы, в том числе решения, действия (бездействие) контрольно-надзорного органа и (или) его должностных лиц, информация о которых и электронный образ которых не отображены в "личном кабинете".