5.3.3. Подготовка докладов с руководством по соблюдению обязательных требований, анализом новых обязательных требований и необходимых для их исполнения организационных и технических мероприятий
1. Каждый контрольно-надзорный орган осуществляет подготовку ежегодных докладов с руководством по соблюдению обязательных требований, анализом новых обязательных требований и необходимых для их исполнения организационных и технических мероприятий (далее - доклад по соблюдению обязательных требований).
2. При осуществлении контрольно-надзорным органом нескольких видов контроля (надзора) должен быть подготовлен отдельный доклад по соблюдению обязательных требований по каждому виду контроля (надзора).
3. На общий порядок подготовки, утверждения, порядок и сроки размещения на официальном сайте контрольно-надзорного органа, обеспечения открытого доступа, адресную направленность доклада по соблюдению обязательных требований, оформление титульного листа доклада распространяются требования раздела 5.2.3 настоящего Стандарта с учетом особенностей, установленных настоящим разделом Стандарта.
4. По итогам календарного года контрольно-надзорный орган на основе подготовленных в соответствии с настоящим разделом Стандарта руководств, комментариев о применении подконтрольными субъектами новых (измененных) обязательных требований формирует по каждому виду контроля (надзора) общий доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, анализом новых обязательных требований и необходимых для их исполнения организационных и технических мероприятий.
5. В докладе по соблюдению обязательных требований должны быть детально, структурированно, системно и в соответствии с требованиями настоящего раздела Стандарта представлены следующие виды информации:
- подготовленные в течение года руководства по соблюдению обязательных требований;
- информация о выявленных устаревших, дублирующих, избыточных, в том числе малозначимых и неэффективных, обязательных требованиях;
- предложения по устранению устаревших, дублирующих, избыточных, в том числе малозначимых и неэффективных, обязательных требований и иные необходимые предложения по совершенствованию отраслевого нормативного правового регулирования;
- информация о выявленных в отраслевом нормативном правовом регулировании пробелов и противоречий;
- конкретные рекомендации подконтрольным субъектам об их действиях в случае наличия пробелов или противоречий в соответствующем нормативном правовом регулировании;
- информация о вступивших в юридическую силу (принятых) в истекшем году нормативных правовых актах в подконтрольной сфере общественных отношений и установленных ими новых обязательных требованиях;
- разъяснения новых обязательных требований и порядка их применения;
- рекомендации по конкретным организационным и техническим мерам, которые необходимо предпринять подконтрольным лицам для обеспечения их соответствия новым обязательным требованиям;
- анализ судебной практики, связанной с применением обязательных требований;
- информация о принятых в истекшем году решениях Конституционного Суда Российской Федерации и постановлениях Европейского суда по правам человека в установленной сфере контрольно-надзорной деятельности;
- анализ обращений граждан и организаций, в том числе средств массовой информации, по вопросу применения обязательных требований.
6. Включаемые в доклад руководства по соблюдению обязательных требований (далее - руководства) должны быть подготовлены по всем ключевым обязательным требованиям (группам однородных и (или) взаимосвязанных обязательных требований), нарушения которых наиболее часто встречаются в практике контрольного органа (в том числе входят в перечень типовых нарушений обязательных требований) либо приводят к причинению существенного вреда охраняемым законом ценностям.
В руководства могут быть включены только обязательные требования, входящие в актуальный перечень обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), по соответствующему виду государственного контроля (надзора).
7. Руководства оформляются в виде брошюр, схем, инфографических и видеоматериалов с изложением в простом и понятном формате содержания обязательных требований и механизмов их реализации.
8. В составе содержащейся в руководствах информации об обязательных требованиях даются описание обязательных требований, указание на нормативные акты, их содержащие, пояснение обязательных требований, приводятся примеры их применения с пояснением оценки правомерности того или иного поведения, указание на юридические последствия нарушения обязательных требований и другие необходимые пояснения.
9. В руководствах приводится анализ судебной практики, связанный с применением соответствующих обязательных требований, и даются пояснения, какое поведение с учетом сложившейся судебной практики считается правомерным.
10. В случае выявления в процессе подготовки руководств и анализа правоприменительной практики устаревших, дублирующих, избыточных, в том числе малозначимых и неэффективных, обязательных требований эта информация представляется в докладе с предложениями по устранению устаревших, дублирующих, избыточных обязательных требований.
11. При наличии ранее или вновь принятых решений Конституционного Суда Российской Федерации, Европейского суда по правам человека по вопросам применения обязательных требований, являющихся предметом описания в руководстве, в соответствующем руководстве дается ссылка на такие решения, приводятся их основные ключевые положения, даются рекомендации по соблюдению обязательных требований с учетом позиций названных судов.
12. В рамках подготовки доклада по соблюдению обязательных требований контрольно-надзорный орган проводит анализ вступивших в законную силу решений судов общей юрисдикции и арбитражных судов по вопросам применения обязательных требований и выявляет устойчивые правовые позиции судов и мотивировку решений по данным вопросам.
С учетом сложившейся судебной практики контрольно-надзорный орган готовит информацию и пояснения для подконтрольных субъектов об общих и конкретных правомерных моделях поведения и необходимых действиях, совершение которых подконтрольными субъектами обеспечивает соблюдение обязательных требований.
13. При выявлении судами коллизий или пробелов в законодательстве, вынесении решений с использованием аналогии закона или права контрольно-надзорный орган разрабатывает предложения о внесении изменений в действующее законодательство, обеспечивающих устранение соответствующих пробелов и (или) коллизий.
Для каждого выявленного судом случая пробела и (или) противоречия в законодательстве в докладе по соблюдению обязательных требований приводится позиция судебного органа по его разрешению и с учетом этого даются рекомендации по конкретным действиям подконтрольных субъектов, обеспечивающим соблюдение обязательных требований в условиях пробельности (коллизионности) законодательства, а также указываются меры, предлагаемые контрольным органом для устранения выявленных пробелов и (или) коллизий.
14. При отсутствии состоявшихся судебных решений в условиях пробельности (коллизионности) законодательства в руководстве даются конкретные рекомендации подконтрольным субъектам, какое поведение будет являться правомерным в случае наличия пробелов или противоречий в существующем регулировании.
15. При выявлении в процессе подготовки руководства пробелов или противоречий в правовом регулировании контрольный орган направляет соответствующую информацию и предложения по их разрешению в государственный орган, уполномоченный принимать решения по изменению соответствующего правового регулирования.
Информация о направлении предложений должна размещаться на официальном сайте контрольно-надзорного органа в разделе, посвященном профилактике нарушений обязательных требований.
16. В рамках осуществляемого контрольно-надзорным органом мониторинга нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, в случае выявления изменения состава и (или) содержания обязательных требований, составляющих предмет вида государственного контроля (надзора), контрольно-надзорный орган готовит комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие нормативные правовые акты, сроках и порядке вступления их в силу.
В комментариях также даются разъяснения новых обязательных требований, основные аспекты, по которым контрольно-надзорный орган будет осуществлять контроль (надзор) новых обязательных требований, указываются рекомендации по конкретным организационным и техническим мерам, которые необходимо предпринять подконтрольным лицам для обеспечения их соответствия новым обязательным требованиям.
17. Общий порядок подготовки и размещения комментариев на официальном сайте контрольно-надзорного органа определяется правилами, установленными настоящим Стандартом для предоставления общих консультаций подконтрольным субъектам.
18. Комментарии должны быть даны в понятном для широкого круга подконтрольных субъектов формате и опубликованы на официальном сайте контрольно-надзорного органа в течение 7 календарных дней с даты вступления в силу нормативного правового акта, которым вносятся изменения в состав и (или) содержание обязательных требований.
19. Комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие нормативные правовые акты, разъяснения и рекомендации подконтрольным субъектам по их выполнению включаются в доклад по соблюдению обязательных требований.
20. В течение 15 рабочих дней с даты вступления в силу нормативного правового акта, которым вносятся изменения в состав и (или) содержание обязательных требования, на официальном сайте контрольно-надзорного органа в отношении измененных обязательных требований размещаются сравнительные схемы, наглядно демонстрирующие ключевые изменения, выступления уполномоченных представителей контрольного органа в средствах массовой информации с кратким обзором основных изменений, пояснения, рекомендации по применению новых обязательных требований, в том числе рекомендации подконтрольным субъектам по конкретным организационным и техническим мерам, которые необходимо предпринять подконтрольным лицам для обеспечения соответствия их деятельности (объектов) новым обязательным требованиям.
21. Для достижения целей информирования подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований контрольно-надзорный орган с учетом уровня автоматизации ВИС КНО (по предварительной подписке или в инициативном порядке в зависимости от присвоенной подконтрольному субъекту категории риска (класса опасности)) обеспечивает рассылку информации об изменении обязательных требований и соответствующих рекомендаций по конкретным организационным и техническим мерам, которые необходимо предпринять подконтрольным лицам для обеспечения соответствия их деятельности и (или) используемых ими производственных объектов новым обязательным требованиям.
22. Руководства по соблюдению обязательных требований по мере их подготовки размещаются на официальном сайте контрольно-надзорного органа в разделе, посвященном профилактике нарушений обязательных требований, официальных сайтах его территориальных органов (при наличии) и специализированных тематических сайтах (при наличии), а также в виде инфографических материалов (плакаты) - в помещениях контрольно-надзорного органа и его территориальных органов.
Пример. Зарубежные контрольно-надзорные органы размещают на своих официальных сайтах руководства по соблюдению обязательных требований.
Так, на официальном сайте британского Агентства по стандартизации продуктов питания - Food Standards Agency (FSA) опубликован ряд соответствующих информационных материалов для бизнеса.
Например, брошюра "Гигиена продуктов питания - руководство для предпринимателей" предназначена для ресторанов, кафе и других предприятий общественного питания, а также магазинов по продаже продуктов питания. Брошюра содержит информацию о ключевых законах и установленных ими требованиях, распространяющихся на ведение бизнеса, рекомендации по обеспечению соблюдения таких обязательных требований и необходимые наглядные практические примеры.
Рассматриваемое руководство состоит из 3 основных блоков:
- требования законодательства:
- требования к процедурам управления безопасностью продуктов питания;
- требования к регистрации бизнеса;
- требования к транспорту по перевозке продуктов питания;
- требования к утилизации пищевых отходов;
- требования к личной гигиене сотрудников;
- требования к продуктам питания;
- требования к температурному режиму при хранении и приготовлении продуктов питания;
- требования к разморозке продуктов питания;
- требования к хранению и упаковке продуктов питания;
- требования к обучению персонала;
- требования к передвижным и временным помещениям;
- правоприменительная практика (содержит описание процедур, которые могут быть осуществлены как в ходе проверки, так и по ее завершению);
- обеспечение гигиены продуктов питания по следующим направлениям:
Брошюра FSA "Первые шаги по открытию бизнеса, связанного с продуктами питания" <*> содержит основные рекомендации по соблюдению законодательства при создании собственного бизнеса, связанного с продуктами питания, и структурирована следующим образом:
--------------------------------
<*> Брошюра "Первые шаги по открытию бизнеса, связанного с продуктами питания" // URL: https://www.food.gov.uk/sites/default/files/multimedia/pdfs/publication/starting-up-booklet.pdf.
- рекомендации в отношении помещений;
- рекомендации по обеспечению безопасности продуктов питания;
- рекомендации по обеспечению гигиены продуктов питания;
- рекомендации по формированию меню;
- рекомендации по ведению бухгалтерской и финансовой документации;
- рекомендации относительно каналов и способов получения информационной поддержки.
Брошюры с указанными руководствами приведены по ссылкам:
https://www.food.gov.uk/sites/default/files/multimedia/pdfs/publication/hygieneguidebooklet.pdf;
https://www.food.gov.uk/sites/default/files/multimedia/pdfs/publication/starting-up-booklet.pdf.
Пример. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) публикует в специализированном разделе на официальном сайте проекты докладов и доклады с руководством по соблюдению обязательных требований ("как делать нужно").
- раздел 1 "Руководство по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду";
- раздел 2 "Руководство (разъяснение) по ведению государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и по постановке их на государственный учет";
- раздел 3 "Руководство по соблюдению обязательных требований в лесопарковых зеленых поясах";
- раздел 4 "О новых требованиях законодательства о государственном контроле (надзоре), вступивших в силу в 2017 году".
Доклад можно скачать как по частям (в формате отдельного текстового документа, скачиваемого при нажатии на активную ссылку соответствующего раздела), так и целиком.
Доклад Росприроднадзора с руководством по соблюдению обязательных требований приведен по ссылке:
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей