Выписка из протокола заседания ЦИК России от 01.11.2017 N 108-1-7 "О внесении изменений в Справочно-методический материал по некоторым вопросам использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для информационного обеспечения выборов"
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ
от 1 ноября 2017 г. N 108-1-7
В СПРАВОЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ
"ИНТЕРНЕТ" ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫБОРОВ
В соответствии со статьей 20, пунктом 9 статьи 21, статьями 44 - 50, 52, 54, 56, 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации решила:
1. Внести в одобренный выпиской из протокола заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 29 июля 2015 года N 294-1-6 Справочно-методический материал по некоторым вопросам использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для информационного обеспечения выборов следующие изменения:
1) пункт 1 дополнить абзацем восьмым следующего содержания:
"Федерального закона от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации";";
2) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. В статье 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" определены термины, касающиеся сети "Интернет", в частности:
информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;
обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;
сайт в сети "Интернет" - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством сети "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет";
страница сайта в сети "Интернет" (далее также - интернет-страница) - часть сайта в сети "Интернет", доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети "Интернет";
доменное имя - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети "Интернет" в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети "Интернет";
сетевой адрес - идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему;
владелец сайта в сети "Интернет" - лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети "Интернет", в том числе порядок размещения информации на таком сайте;
провайдер хостинга - лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети "Интернет".
В 2016 и 2017 годах в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" был внесен ряд изменений, касающихся регулирования распространяемой в сети "Интернет" информации на определенных часто посещаемых ресурсах с обширной аудиторией. Федеральными законами от 23 июня 2016 года N 208-ФЗ и от 1 мая 2017 года N 87-ФЗ в вышеназванный Федеральный закон включены статьи 10.4 и 10.5, которые вводят в правовой оборот следующие понятия:
1) "новостной агрегатор" и "владелец новостного агрегатора", под которым понимается владелец программы для электронных вычислительных машин, владелец сайта и (или) страницы сайта в сети "Интернет", которые используются для обработки и распространения новостной информации в сети "Интернет" на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе Российской Федерации или иных языках народов Российской Федерации, на которых может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более одного миллиона пользователей сети "Интернет";
2) "аудиовизуальный сервис" и "владелец аудиовизуального сервиса", под которым понимается владелец сайта и (или) страницы сайта в сети "Интернет", и (или) информационной системы, и (или) программы для электронных вычислительных машин, которые используются для формирования и (или) организации распространения в сети "Интернет" совокупности аудиовизуальных произведений, доступ к которым предоставляется за плату и (или) при условии просмотра рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более ста тысяч пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации. Следует учитывать, что согласно части 16 статьи 10.5 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" поисковые системы и информационные ресурсы, на которых аудиовизуальные произведения размещаются преимущественно пользователями сети "Интернет", не относятся к аудиовизуальным сервисам.
Признание того или иного ресурса в сети "Интернет" в качестве новостного агрегатора или аудиовизуального сервиса находится в ведении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор), которая обязана вести соответствующие реестры таких ресурсов в сети "Интернет".
Согласно статье 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.";
3) в абзаце первом пункта 3 слово "отдельные" заменить словом "соответствующие".
В абзаце девятом пункта 3 слова "пункт 9 статьи 48" заменить словами "пункты 9, 9.1 статьи 48";
4) абзац второй пункта 5 изложить в следующей редакции:
"В силу положений Федерального закона, с учетом предусмотренного Законом о СМИ равенства статуса редакций средств массовой информации любых видов, на указанные организации распространяются условия проведения предвыборной агитации, аналогичные общим условиям проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, установленным статьей 50 Федерального закона, а также сроки агитационного периода, установленные пунктом 2 статьи 49 Федерального закона, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.";
5) пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. В соответствии с пунктами 6 и 7 части 1 статьи 10.4 и пунктами 3 и 4 части 1 статьи 10.5 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" владелец новостного агрегатора и владелец аудиовизуального сервиса обязаны обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации, в частности:
соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о референдуме и законодательством Российской Федерации о выборах;
соблюдать требования законодательства Российской Федерации, регулирующие порядок распространения массовой информации.
Владельцы сайтов в сети "Интернет", которые зарегистрированы в соответствии с Законом о СМИ в качестве сетевых изданий, не являются новостными агрегаторами и аудиовизуальными сервисами. Также согласно статье 8 Закона о СМИ сайт в сети "Интернет", не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является.
Таким образом, понятия "новостной агрегатор" и "аудиовизуальный сервис" не тождественны понятию "средство массовой информации".
Вместе с тем владельцы новостных агрегаторов в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 10.4 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" обязаны проверять достоверность распространяемых общественно значимых сведений до их распространения и незамедлительно прекратить их распространение на основании предписания Роскомнадзора. Роскомнадзор, в свою очередь, рассматривает обращения уполномоченных государственных органов о распространении новостной информации с нарушением законодательства Российской Федерации в течение 24 часов с момента их поступления и принимает решение о направлении предписания.
Роскомнадзором утвержден Порядок направления уполномоченными государственными органами требований о принятии мер по прекращению распространения новостным агрегатором фальсифицированных общественно значимых сведений, недостоверной общественно значимой новостной информации под видом достоверных сообщений, новостной информации, распространяемой с нарушением законодательства Российской Федерации (Приказ Роскомнадзора от 5 декабря 2016 года N 308).
Размещение предвыборных агитационных материалов на новостных агрегаторах и на аудиовизуальных сервисах осуществляется в рамках общих требований к порядку проведения предвыборной агитации, установленных статьями 49, 54, 56 вышеуказанного Федерального закона.";
6) пункт 8 дополнить абзацем четвертым следующего содержания:
"Независимо от того, где в сети "Интернет" будут размещаться предвыборные агитационные материалы (в сетевом издании или на ином ресурсе), экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением в соответствующую избирательную комиссию вместе с указанными в пункте 3 статьи 54 Федерального закона сведениями.";
7) абзац второй пункта 9 изложить в следующей редакции:
"Иные лица при наличии соответствующих нарушений могут быть привлечены к административной ответственности по статьям 5.5, 5.10 или 5.12 КоАП.".
Абзац третий пункта 9 после слов "5.13 КоАП" дополнить словами "в части сетевых изданий".
2. Направить указанный Справочно-методический материал с внесенными в него изменениями в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации.
3. Рекомендовать избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации проводить консультационную работу по разъяснению правил использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для осуществления информационного обеспечения выборов и направлять в ЦИК России информацию о возникающей практике по рассмотрению обращений, связанных с распространением информации в сети "Интернет" в ходе избирательных кампаний.
4. Опубликовать настоящую выписку из протокола в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и официальном сетевом издании "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
Э.А.ПАМФИЛОВА
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
М.В.ГРИШИНА
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей