6.2. Кластерный подход к развитию территорий

В настоящее время инструменты развития территорий формируются без учета комплексной оценки эффективности их деятельности и финансовых рисков, что создает дополнительную конкуренцию между инструментами, ведет к снижению эффективности использования каждого отдельного инструмента, неэффективному расходованию средств, направленных на создание инструментов развития территорий, а также может привести к выпадающим доходам региональных бюджетов.

В большинстве случаев низкая эффективность связана с отсутствием единой концепции реализации, а также работой органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления, которая направлена в первую очередь на удовлетворение потребностей городов в части инженерной инфраструктуры, благоустройства и т.д.

Что касается проблематики, которую необходимо учитывать при создании кластеров на территории исторических поселений, это, в первую очередь, градостроительная ситуация (во многих исторических поселениях, в том числе и в Касимове, отсутствуют регламенты, регулирующие сохранение градостроительных (планировочных, типологических, масштабных) характеристик историко-градостроительной среды).

Кроме того, учитывая особые требования к историческим поселениям, необходимо внести изменения в правила финансирования работ по благоустройству, которое сейчас осуществляется наравне с остальными городскими и сельскими поселениями, исходя из количества проживающих в нем людей.

В большинстве случаев требуется эффективное сочетание усилий региональных и федеральных органов власти, в том числе с учетом софинансирования ряда расходов.

Предлагается для каждого исторического поселения создавать Концепции комплексного развития, исходя их этого, можно условно делить город на зоны:

- зона объектов культурного наследия и исторической среды

В настоящее время налоги на недвижимость и собственность находятся в ведении муниципальных и региональных властей, в связи с чем, в случае освобождения лиц, проводящих работы по приведению домов в соответствие с их историческим видом от налогов, - это расценивается как выпадающий доход из бюджета. Предлагается предусмотреть софинансирование какой-то части затрат, например 10 - 15%, в случае, если работы проводятся собственником (пользователем) в кратчайшие сроки 1 - 2 года. Для объектов исторической среды льготное налогообложение. Можно рассмотреть привлечение на грантовой основе волонтеров.

- туристско-рекреационную зону, в которую могут входить территории набережных, гостиничных комплексов, территория создания или ремонта транспортной, инженерной инфраструктуры, благоустройства. В реализации мероприятий можно воспользоваться механизмом реализации кластеров.

Кроме того, целесообразно рассмотреть вопрос о "дешевых" кредитах для инвесторов. Льготное налогообложение, снижение административных барьеров при получении разрешительной документации, аналогично территории опережающего социально-экономического развития.

Создание туристических кластеров на территории исторических поселений Российской Федерации следует рассматривать в целях формирования благоприятного климата ведения предпринимательской деятельности и выравнивания социально-экономического развития муниципальных образований.