3. Особенности исторически ценной градоформирующей застройки

Основополагающим принципом в сегодняшнем понимании исторического поселения является наличие в его границах не только выдающихся объектов культурного наследия, но и рядовой застройки.

Особая роль рядовой традиционной застройки в создании и сохранении своеобразия исторических поселений и их неповторимости. Только в сочетании с рядовой традиционной застройкой памятники выполняют свою градостроительную роль общегородских или локальных доминант.

┌───────────────────────┐

│ Композиция и силуэт │

│ застройки │

┌─────────────────────┐ └───────────────────────┘ ┌────────────────────────┐

│ Планировочная │ /\ │Объемно-пространственная│

│ структура │<─┐ ┌───────────┴───────────┐ ┌─>│ структура │

└─────────────────────┘ └─┤ ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ ├─┘ └────────────────────────┘

│ИСТОРИЧЕСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ│

┌─────────────────────┐ ┌─┤ ст. 59 73-ФЗ ├─┐ ┌────────────────────────┐

│Композиционно-видовые│<─┘ └────────────┬──────────┘ └─>│ Исторически ценные │

│ связи (панорамы) │ \/ │градоформирующие объекты│

└─────────────────────┘ ┌───────────────────────┐ └────────────────────────┘

/\ │ Соотношения между │ /\

│ │ различными городскими │ │

КОМПОНЕНТЫ │ пространствами │ ОБЪЕКТЫ

ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ └───────────────────────┘ НЕДВИЖИМОСТИ

Одной из основных угроз историческим поселениям является практика бесконтрольной перестройки старых зданий, получившая в последнее время широкое распространение в различных регионах России. В ходе такой перестройки, как правило, искажается силуэт здания в результате изменения формы крыши (например, устройства мансарды), меняются его габариты в результате появления пристроек, изменяется композиция фасадов из-за растески и перебивки проемов и уничтожается фасадный декор. Вследствие такой перестройки здание физически сохраняется, но теряет все или большинство признаков, которые и делают его исторически ценным градоформирующим объектом. Наибольшую угрозу для исторических поселений представляет массовая утрата фасадного декора в ходе упомянутых перестроек.

Именно исторически ценные градоформирующие объекты фиксируют ценную планировку и своим масштабом и архитектурным обликом не нарушают характера исторической среды. Количество исторически ценных градоформирующих объектов исторических поселений с утвержденным предметом охраны превышает количество объектов культурного наследия (Крапивна - 23 объекта культурного наследия, 163 исторически ценных градоформирующих объекта; Гороховец - 81 объект культурного наследия, 296 исторически ценных градоформирующих объекта; Суздаль - 281 объект культурного наследия, 646 исторически ценных градоформирующих объекта; Елец - 103 объекта культурного наследия, 1260 исторически ценных градоформирующих объекта).

Вместе с тем, в целях выявления ценных градоформирующих объектов в исторической среде, возникает необходимость в создании унифицированной системы их выявления.

Основными особенностями исторически ценных градоформирующих объектов, согласно действующему законодательству являются:

1. Согласно определению статьи 59 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" - это здания и сооружения.

2. Их основная роль заключается в формировании исторической застройки.

3. Отмечается архитектурно-стилистическое единство этих объектов.

Исторически ценные градоформирующие объекты играют средовую, фоновую роль по отношению к объектам культурного наследия. Такие объекты, по мнению экспертов, важны и необходимы для того, чтобы создавать иерархию ценных объектов застройки, являться обоснованием при определении границы исторического поселения.

Таким образом, исторически ценные градоформирующие объекты - это здания и сооружения, которые имеют самостоятельную историко-градостроительную ценность, формируют фронт застройки, являются "фоновой" или "рядовой" застройкой, формируют окружение памятника и историческую среду.

Финансовые средства, необходимые для ремонта объектов историко-градостроительной среды не предусмотрены ни государственной программой Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы", ни Федеральной целевой программой "Культура России (2012 - 2018 годы)", ни иными субсидиями из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

Огромную проблему представляет собой неудовлетворительное физическое состояние ветхих домов, по причине которого происходит постоянное разрушение ценной культурной составляющей города.

Так, в течении нескольких лет в Зарайском районе в рамках региональной программы Московской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области" были расселены несколько многоквартирных домов. Некоторые из этих зданий входят в предмет охраны исторического поселения, но не являются объектами культурного наследия, и по программе переселения должны быть снесены.

При этом для данных объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения, возможен капитальный ремонт, производимый без изменения их основных объемно-пространственных характеристик.

Как отмечает В. Каганский <15> степень согласованности, координации действий жителей в тех случаях, когда эти действия не регламентированы властями и не являются условием физического выживания, поразительно мала, хотя в большинстве случаев приведение среды своего обитания в достойный вид вполне в силах самих жителей и лишь довольно редко требует каких-то внешних ресурсов, но требует прежде всего согласования и консолидации усилий.

--------------------------------

<15> В. Каганский. Как устроена Россия? Портрет культурного ландшафта / Институт медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка". 2013.

На территории исторических поселений устанавливаются особые требования к использованию и содержанию зданий и земельных участков, целью которых является сохранение исторического наследия, регенерация исторической, градостроительной и природной среды, обеспечение физической сохранности его ценностной структуры (предмета охраны) и ее максимальной репрезентации, обеспечение эффективного функционирования территории в современных условиях. Поэтому у населения возникает множество вопросов, связанных с тем, что они вправе делать со своими зданиями и территорией участков, а что нет. Неправильное содержание и реконструкция, самодеятельная перестройка часто приводят к частичной или полной утрате зданием его историко-культурной ценности, а историческим поселением своей красоты.

Жители малых исторических поселений, где каждый дом на виду и каждый из них является неотъемлемой частью исторического городского ландшафта, должны научиться бережно относиться к своему жилью, строго соблюдать простые правила содержания и использования исторических зданий и сооружений в современных условиях.

Важным фактором является доступность и понятность содержания документов, регулирующих архитектурных облик исторических поселений. Многие города специально делают краткие версии или дополняют документы инфографикой, примерами лучших практик по сохранению исторической среды и объяснениями основных принципов.

Международный опыт демонстрирует необходимость создания руководства для домовладельцев, собственников и пользователей земельных участков в границах исторического поселения (Homeowner Preservation Manual; Guidebook; Design Guideline) включающий ряд конкретных рекомендаций, которыми они могут воспользоваться в своей повседневной жизни.

Подобным инструментом социально ориентированной методики работы с городской средой является система SAVE ("Survey of Architectural Values in the Environment" - "Обзор архитектурных ценностей в окружающей среде"), разрабатываемый датскими градостроителями с конца 1980-х годов. Особенностью данной методики является не только анализ состояния застройки и историко-культурные исследования, но и выявление наиболее значимых качеств и элементов среды, сохранение которых должно стать предметом общественного согласия с укрупненным расчетом средств, необходимых для ревитализации. В итоге выпускается "муниципальный атлас территории", где в доступной для неспециалистов форме показываются основные объекты, параметры и ценности среды, требующие обязательного сохранения" <16>.

--------------------------------

<16> Иванов А. Новые возможности оценки и сохранения исторической городской среды: система SAVE // Новые информационные технологии и всемирное культурное наследие в новом тысячелетии: Мат-лы конф. "EVA'99 Москва" 25 - 29 октября 1999 г. М.: Центр ПИК Минкультуры РФ, ГТГ. 1999. С. 421 - 426.

Многие люди пребывают в убежденности, что статус исторического поселения для них вреден, так как думают, что эти ограничения повлекут лишние финансовые затраты, связанные с необходимостью приглашения специалистов-реставраторов для ремонта, а также боятся штрафов за неправильное содержание или незаконную перестройку принадлежащих им зданий. В европейских городах люди давно воспринимают как должное необходимость подобных ограничений, так как гордятся своим наследием и уважают законы своих стран.

Если здание является исторически ценным градоформирующим объектом, то у пользователя есть больше возможностей воплотить в жизнь свои планы по усовершенствованию своего жилья. Он может отремонтировать и даже реконструировать свой объект недвижимости, но делать это стоит деликатно, без значительных изменений и перестроек. Самое главное - сохранить достоинства здания, выявив красоту и архитектурную ценность здания и устранить недостатки, появившиеся вследствие ветхости, недобросовестных перестроек или равнодушия.

Таким образом, важным направлением работы по сохранению и развитию исторических поселений является повышение уровня правовой культуры и ответственности домовладельцев.

В Приложении к настоящей Концепции приводится пилотный проект "Руководство для домовладельцев, собственников и пользователей объектов недвижимости в историческом поселении" <17>.

--------------------------------

<17> Приложение N 4.