2. Специфика исторических поселений Российской Федерации

Согласно статье 59 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" историческим поселением являются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения.

Таким образом, "историческое поселение" является не составной частью системы объектов культурного наследия, а основной, объединяющей все мелкомасштабные объекты в единое целое - это урбанистическая структура высокого уровня сложности и многогранности, связанная с самобытностью населенного пункта и сохранившая исторические планировочные, объемно-пространственные и композиционные особенности.

При этом в историческом поселении важен не только его архитектурно-эстетический облик, морфологические и функциональные структуры, но и в каждом случае - уникальное историческое развитие, влияющее на выбор экономических и социальных приоритетов развития.

В основе системы сохранения исторических поселений должны учитываться три принципа: территориальная целостность - сохранение в установленных границах; функциональность - поддержание их социокультурной значимости; экологичность - учет взаимоотношения с окружающей средой.

Данные поселения всегда являлись культурными центрами и узловыми элементами связи между аграрными зонами и ремесленно-промышленными центрами, зачастую единственно доступными для систематического посещения жителями прилегающих сельских территорий, а также центрами традиционных производств.

В современной России вопросы стратегического развития территорий обсуждаются преимущественно в масштабе крупных регионов и мегаполисов, оставляя проблемы локального развития как бы "внутри большой матрешки", где они теряются на фоне более крупных процессов. А ведь именно на локальном уровне сегодня наиболее отчетливо проявляется неравномерность социально-экономического и культурного развития российских территорий <12>.

--------------------------------

<12> Социальная экономика локального: Сборник научных статей / под общ. ред. О.В. Карповой и Н.Е. Прянишникова. - М.: Факультет управления социокультурными проектами МВШСЭН, 2016.

В связи с развитием агломераций, концентрировать потребление и услуги продолжают областные центры и города, обладающие столичным статусом. При этом происходит "опустывание" малых исторических поселений, утрата ими большинства сервисных функций. Данный фактор является ключевым при построении приоритетов в развитии государственной политики сохранения исторических поселений. Сохранение наследия в данном случае не является самоцелью, так же как "превращение в музей", "замораживание развития" и "охрана ради охраны", но становится средством для интегрального взаимодействия культуры, территориального планирования и социально-экономического развития территорий.

Мировой опыт последних лет показал, что именно культура становится важным, а зачастую и единственным, ресурсом экономической деятельности и человеческого развития, особенно в локальном масштабе. Культура как источник идентичности является мощным фактором экономических и социальных инноваций, а также мобилизации проектов развития.

Многочисленные примеры на местном или муниципальном уровнях, показывают, что культура как "ресурс, который не может быть перемещен", имеет высокий потенциал для привлечения бизнеса, создания новых рабочих мест, получения дохода и инвестиций, формируя своеобразную матрицу, в которой каждый может найти условия своего развития.

Современная экономика становится ориентированной на потребителя, а значит, на местное сообщество и его культуру, именно поэтому только культура и искусство способны стать катализатором жизненных сил села или малого города, придав им новые смыслы и импульсы развития <13>.

--------------------------------

<13> Социальная экономика локального: Сборник научных статей / под общ. ред. О.В. Карповой и Н.Е. Прянишникова. - М.: Факультет управления социокультурными проектами МВШСЭН, 2016.

Д. Рипкема, оценивая пользу, приносимую охраной урбанистического наследия, выделяет пять принципов удачного управления историческими городами <14>:

--------------------------------

<14> Donovan D. Rypkema, Celebrating our Urban Heritage, Globalisation, Urban Heritage, and the 21st Century Economy, Global Urban Development. Volume 1. Issue 1. 2005.

1. Адекватный ответ глобализации. Игнорировать ее или признавать, но не реагировать было бы губительно, поэтому города должны определить и использовать свои сильные стороны (особенно историческую уникальность) в глобальной конкуренции и тем самым смягчить негативные последствия унификации культур. Здесь особенно важна значимость идентичности, когда физические и культурные символы и атрибуты города связаны только с ним и глобально легко распознаваемы. Современный человек может быть образованным "гражданином мира", однако одновременно сохранять привязанность к своим корням, родному месту, хотеть обогатить страну своего происхождения и местную культуру. Из этого следует потребность идентифицировать имеющиеся человеческие, природные, физические, местные, культурные, функциональные ресурсы и надлежащим образом их использовать.

2. Локализация (localisation) или уникальность места (genius loci, urban soul) - это большая ценность, потому что город не является "каким-либо" или "никаким", это "именно то" самое место, кроме того, в глобальном мире - это приоритет качества над количеством. К тому же, города не застыли во времени, они меняются, поэтому облик города должен отражать его функциональную, эстетическую, историческую и культурную эволюцию.

3. Разнообразие (diversity). Мобильность и разнообразие жителей, различные местные экономики, различные потребители и различные, гетерогенные, нестандартные товары и продукты могут стать преимуществом в глобальной конкуренции городов.

4. Сбалансированность (sustainability) может быть функциональной (публичная инфраструктура, использование ресурсов), фискальной (местная власть, администрирование), физической (строительное окружение) или культурной (местные традиции, обычаи, навыки) и может помочь городам найти равновесие между интересами, направленным "внутрь" и "наружу".

5. Ответственность (responsability) за надлежащее использование ресурсов и экономическое развитие должна быть равномерно распределена по различным уровням: правительству, местной власти, частному сектору, неправительственным организациям и горожанам. Это позволило бы избежать конфликтов, которые часто возникают при неспособности или нежелании согласовать потребности и ожидания различных заинтересованных групп. Кроме того, чувство общности объединяет жителей города взаимосвязями, поскольку все общества имеют свою историю и память.

Итак, исторические города имеют собственные ресурсы наследия, которые они могут своеобразно использовать, не имитируя других, и таким образом стать конкурентноспособными.

Процесс управления городом становится полицентричным, предполагающим развитие партнерств, горизонтальных сетей взаимодействия и взаимовлияния. Принципиальное значение в этой системе управления имеют качество институтов, механизмы вовлечения, процессы принятия коллегиальных решений и реализации совместных действий.