6. Инструменты развития территорий

"Качество жизни - это, прежде всего,

культурная конструкция" (Сергей

Кара-Мурза) <22>. Понятие качества

жизни связывают с понятием "развития".

"Под развитием нередко понимается лишь

развертывание имеющегося - без изменения

его структуры, наращивание мощностей,

объемов - без внутренней перестройки.

Однако развитие означает непременно

качественное преобразование: вытеснение

устаревшего чем-то иным, более сложным,

вбирающем в себя все добротное из бывшего

прежде" (Вячеслав Глазычев) <23>.

--------------------------------

<22> "Тысячелетняя Россия: жизнь продолжается". Круглый стол / "Родина", N 4, 2003. С. 7.

<23> Глазычев В.Л. Городская среда. Технология развития. Москва: Ладья, 1995.

В данной Концепции под развитием исторической городской среды понимается прежде всего общественный договор и система рационального администрирования, в том числе обоснование принимаемых решений, мониторинг и оптимизация эффектов.

В последние годы прилагалось немало усилий для создания нормативной правовой базы в рамках реализации инвестиционной модели развития. Приняты важнейшие законы о стратегическом планировании <24>, о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве <25>.

--------------------------------

<24> Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".

<25> Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступил в силу с 1 января 2016 года).

Немаловажную роль в решении этих задач играют институты развития. С целью активизации инвестиционной политики на федеральном и региональном уровнях уже создано или находится в процессе формирования немало новых институтов развития. Все они предлагают использование различных механизмов государственно-частного партнерства.

К ним, в частности, относится кластерный подход к развитию территорий, который позволяет концентрировать усилия на конкретных направлениях технологического развития.

Более года назад появился принципиально новый инструмент - территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) <26>, уже доказавший свою эффективность.

--------------------------------

<26> Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".

В основе развития исторического поселения лежит обеспечение сохранности историко-культурного наследия, повышение инвестиционной привлекательности территории, диверсификация экономики и создание новых рабочих мест.

Существующие программы, в том числе по кластерному развитию, не решают задач исторических поселений в комплексе. Разрозненность реализации инвестиционных проектов без общей концепции также не позволяет выработать единый подход в брендировании и продвижении туристского продукта территории и не отвечает политике развития и сохранения исторических поселений как драйвера развития внутреннего въездного туризма.

Таким образом, необходимо выработать подходы, объединяющие все существующие механизмы сохранения объектов культурного наследия, историко-градостроительной среды, обеспечивающей туристской инфраструктуры. Взаимодействие различных уровней бюджета и внебюджетных источников.

На сегодняшний день такой комплексный подход предложен к реализации в Рязанской области. В целях комплексного развития и сохранения исторического поселения г. Касимов создана концепция "Туристско-рекреационный кластер "Касимовский".

Концепцией предусматривается создание музейного пространства с приспособлением объектов культурного наследия, ландшафтов, проработано развитие имеющихся и создание новых туристических маршрутов, развитие и реорганизация имеющейся транспортной инфраструктуры, в том числе использование недействующего в настоящее время аэродрома, предусмотрено создание новых мест размещения, комплексное благоустройство территории. Все это позволит обеспечить социально-экономическое развитие территории.

Для реализации настоящей Концепции предложено использовать механизм муниципально-частного партнерства, что является новацией в управлении историческим наследием. Таким образом, при развитии и сохранении исторического поселения предлагается общий кластерный подход с использованием системы управления процессами развития и сохранения исторического поселения во взаимодействии инвесторов и органов государственной власти.

При использовании механизма муниципально-частного партнерства инвестором в рамках программных мероприятий на конкурсной основе подготавливаются и формируются основные инвестиционные площадки, в том числе включающие в себя объекты культурного наследия и историко-градостроительной среды, разрабатывается финансово-экономическая модель с конкретными прогнозами по реализации, что позволяет минимизировать риски по неэффективному использованию средств бюджета, которые направляются на реализацию программных мероприятий.

Проект комплексного развития представлен в приложении N 5 к настоящей Концепции <27>.

--------------------------------

<27> Приложение N 5.

Другим примером комплексного анализа и выбора приоритетных объектов является проект "Сохранение и развитие малых исторических городов и поселений". Его цели и задачи не предполагают новых подходов и механизмов к сохранению и развитию исторической городской среды и ограничивают внимание на фрагментах городской структуры. В рамках проекта изучена существующая институциональная инфраструктура, стратегические и программные документы, проведен анализ спроса и предложения применительно к существующим продуктам сферы культурно-познавательного туризма для 9-ти исторических городов - участников Проекта (Арзамас, Выборг, Гороховец, Ростов, Старая Русса, Суздаль, Торжок, Тутаев, Чистополь). Для 4-х исторических городов - участников конкурса "больших инвестиций" выполнены следующие работы: обзор городской структуры исторических поселений в разрезе основных фрагментов городской структуры и отдельных доминантных объектов; обзор состояния инфраструктуры исторических поселений (инженерной, транспортной, телекоммуникационной и т.д.).