1. Списки исторических городов

Списки исторических городов 1946 <6>, 1949 <7> и 1970 <8> годов были выявлены на основе экспертной оценки без использования классификаций и теоретических разработок, но сами по себе послужили всплеску интереса в среде российских специалистов к проблеме критериев ценности исторического города.

--------------------------------

<6> Приказ Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР от 14 июня 1946 г. N 504.

<7> Приказ Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР от 8 апреля 1949 г. N 327.

<8> Совместный приказ Министерства культуры РСФСР и Государственного Комитета по строительству РСФСР от 31 июля 1970 г. N 36.

Начиная с 80-х годов задачами развития исторических городов активно занимался проектный институт "ЦНИИП градостроительства" (Центральный научно-исследовательский и проектный институт по градостроительству Российской академии архитектуры и строительных наук), разработавший "Руководство по планировке и застройке городов с памятниками истории и культуры", где была предложена классификация исторических поселений, в основе которой лежали такие критерии как время возникновения, темпы развития, величина и ценность культурного наследия.

Впоследствии были утверждены списки исторических городов приказом Министерства культуры СССР от 17.01.1986 N 23, списки исторических населенных мест РСФСР - постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР, коллегии Госстроя РСФСР и Президиума Центрального совета ВООПИК от 19.02.1990 N 12, от 28.02.1990 N 3, от 16.02.1990 N 12(162).

В постсоветское время перечень исторических городов России был несколько изменен и утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2001 N 815 в качестве приложения к Федеральной целевой программе "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002 - 2010 годы)". Эта программа была завершена в 2006 году.

Совместным приказом Министерства культуры Российской Федерации и Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.07.2010 N 418/339 был утвержден перечень исторических поселений в составе 41 населенного пункта.

Многие из городов, названных в 1950 - 1990-е годы "историческими", к настоящему времени утратили некогда присущие им признаки историко-культурной ценности. Тем не менее проведения оценки материальной ценности среды требует порядка 500 населенных пунктов, ранее включенных в списки исторических населенных мест.

Понятие "историческое поселение" введено Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Согласно статье 59 данного закона (в редакции Федерального закона от 12.11.2012 N 179-ФЗ) "историческим поселением в целях настоящего Федерального закона являются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которого расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения".

Система ценности городского наследия в ценности исторической городской среды опирается на анализ "веса" элементов, формирующих градостроительную ценность (предмет охраны) среды этого поселения, претендующего на получение статуса "исторического поселения".

Несмотря на фиксацию городов с ценной историко-культурной средой в разнообразных перечнях и наличии отдельных государственных программ по их возрождению <9>, эффективный комплексный подход, который смог бы обеспечить сохранение и регулируемое развитие этих городов, в том числе повышение экономической эффективности использования территории, инвестиционной и туристической привлекательности, до сих пор отсутствует.

--------------------------------

<9> Постановление Правительства Российской Федерации от 08.06.1996 N 662 "О государственной программе "Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России"; постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2001 N 815 "О федеральной целевой программе "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002 - 2010 годы)".

За последние десятилетия в исторических центрах городов накопился ряд проблем, связанный с недостаточным бюджетным финансированием работ по сохранению объектов культурного наследия, разрушением памятников, увеличением числа ветхих и аварийных зданий, износом инженерной инфраструктуры, оттоком населения из малых и средних городов, уплотнением ткани городских центров крупных городов и разрушением сложившегося архитектурного облика.

При этом в отечественном практическом поле существуют успешные примеры в качестве частных случаев (case-study), учитывающих потребности и ожидания основных социальных групп, от которых зависит устойчивая и успешная жизнедеятельность исторического города: представителей государственной и местной власти, деловых кругов, профессионалов в сфере охраны наследия и развития территорий, местных жителей, городских сообществ.

Подобным примером может служить "Том Сойер Фест" - фестиваль восстановления исторической среды силами волонтеров на средства спонсоров. В 2015 - 2016 годах в рамках проекта в Самаре были восстановлены фасады семи домов конца XIX - начала XX веков на улицах Льва Толстого и Галактионовской, созданы элементы благоустройства, а также три арт-объекта. За два года для проведения этих работ организаторы привлекли более 2 миллионов рублей внебюджетных средств. В восстановлении поучаствовали около 200 волонтеров.

В 2016 году "Том Сойер Фест" прошел также в Казани и городе Бузулуке Оренбургской области. Летом прошлого года в этих городах было восстановлено четыре исторических здания. Фестиваль как успешный пример вошел в доклад ЮНЕСКО для конференции ООН Habitat III и был поддержан президентским грантом от фонда "Перспектива" на тиражирование практики в другие города России <10>.

--------------------------------

<10> Том Сойер Фест. Методическое пособие. Под ред. А.В. Кочеткова. 2017.

В городе Каргополь Архангельской для решения проблемы рационального использования историко-культурного наследия разработан Устав Старого города, проведены различные мероприятия образовательного и конкурсного этапов (конкурсы, Фестиваль городских инициатив, флешмобы, креативная площадка "Пространство для жизни", семинары, лекции, мастер-классы и др.), в ходе которых разработаны проекты развития города.

Город Тотьма Вологодской области также может служить успешным примером реализации культурной стратегии "Тотемского музейного объединения" - создания туристской навигации, творческих пространств и проектов городского благоустройства.

В городе Тихвине Ленинградской области в результате разработанной масштабной программы развития были благоустроены две городские зоны: рекреационный маршрут, предназначенный для горожан, и туристический, нацеленный на развитие туризма; восстановлен уникальный объект культурного наследия - Тихвинский гидроузел, создана фестивальная площадка, построены пешеходные мосты с видом на Тихвинский монастырь.

Успешный опыт интерпретации материального и нематериального наследия характерен для города Коломна Московской области. Сформированный в результате проекта комплексного развития территории "творческий кластер" емкостью около двухсот малых и средних компаний, в том числе на основе государственно-частного партнерства, сегодня включает три крупных взаимосвязанных модуля: музейный квартал, творческие индустрии и туристскую инфраструктуру. Работа с городской средой Коломны включает различные просветительские практики работы с местным населением. Демонстрируя эффективно работающие на объектах отреставрированных зданий экономические модели, у населения появляется интерес к наследию как к хозяйственному ресурсу, повышая его капитализацию.

В качестве примера комплексного подхода заслуживает упоминания стратегия консервативной модернизации Плеса, предусматривающей его сохранение и всестороннее обустройство на передовом уровне, в том числе реабилитацию традиционных русских жилищ и их адаптацию к требованиям 21 века <11>.

--------------------------------

<11> Шевцов А.В. Республика Плес. Концепция комплексного развития Плесского курортного района. 2010.

С точки зрения примера городского проекта, объединяющего задачу создания комфортных общественных пространств с социальным, ценностным контекстом, характерным для местного сообщества, выделяется архитектурный фестиваль в Дербенте, организованный МАРШ лаб, Фондом "Пери" и администрацией города Дербента. В рамках фестиваля были реализованы проекты для четырех городских территорий, в том числе исторической части старого города. Данный подход позволяет построить взаимодействие между разными субъектами городских отношений: горожанами, властями, бизнесом, сообществами, фондами, экспертами, а также развивать социальный капитал территории.

В результате проведения мониторинга процессов градостроительной деятельности и обобщения лучших практик на основе работы исторических поселений с историко-культурными ресурсами необходимо разработать специальные стратегии по работе с регионами. Одни нужно в первую очередь изучить, других - побудить поддерживать местные инициативы, третьим - оказать консультативную помощь.