1.2. Развитие экономического потенциала исторических поселений

1.2. Развитие экономического потенциала исторических поселений.

Принятие в 2014 годе Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации" <28> (далее - Стратегия) создало правовую основу для разработки, построения и функционирования комплексной системы государственного стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации.

--------------------------------

<28> Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".

Одной из основных целей стратегического планирования является создание условий для устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципалитетов в целях развития их собственного потенциала.

На сегодняшний день доля налоговых доходов в структуре в структуре местных и региональных бюджетов является низкой и, как результат, существует чрезмерная зависимость региональных и местных бюджетов от межбюджетных трансфертов.

Действующее закрепление доходных источников за уровнями бюджетов бюджетной системы Российской Федерации соответствует разграничению полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления. При этом доходные источники местных бюджетов для каждого вида муниципальных образований (в том числе в части нормативов отчислений от НДФЛ) установлены с учетом перечня вопросов местного значения, закрепленных за каждым видом муниципальных образований Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).

Муниципальные образования, на территориях которых расположены объекты, представляющие историко-культурную ценность, Законом N 131-ФЗ не выделяются в качестве отдельного вида муниципального образования. В связи с этим перечень вопросов местного значения, полномочий и прав, осуществляемых органами местного самоуправления таких муниципалитетов, а также перечень доходных источников местных бюджетов, закрепленных Бюджетным кодексом, дифференцирован в зависимости от того, к какому виду муниципальных образований относятся указанные территории (например, городское поселение, сельское поселение, городской округ) и не содержит каких-либо особенностей.

Выделение муниципальных образований, на территориях которых расположены объекты, представляющие историко-культурную ценность, в отдельный вид муниципальных образований с целью выработки особых подходов в формировании межбюджетных отношений для создания на указанных территориях комфортной городской среды проживания и повышения их туристско-рекреационного потенциала будет способствовать развитию экономического потенциала исторических поселений.

Статус "исторического поселения" следует рассматривать как пример дифференцированного подхода к введению изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", касающихся вопросов местного значения. Соответствующие изменения должны быть внесены в Бюджетный кодекс Российской Федерации.

На региональном уровне Бюджетным кодексом предусмотрена возможность оказания финансовой поддержки муниципальным образованиям, в том числе имеющим на своей территории объекты, представляющие историко-культурную ценность, путем предоставления различных форм межбюджетных трансфертов (например, субсидии), бюджетных кредитов, а также установления единых и (или) дополнительных нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов, подлежащих зачислению в региональный бюджет.

При этом в отношении налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) определена обязанность субъектов Российской Федерации установить единые и (или) дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от НДФЛ, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 15% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога.

В рамках данного направления предлагается рассмотреть возможность закрепления полномочий в части установления, отмены, изменения налога на имущество физических лиц на местном уровне, поскольку от правильно выстроенного механизма администрирования данного налога зависит успешность пополнения бюджета, а также рассмотреть возможность закрепления за местными бюджетами дополнительных налоговых и неналоговых доходов. Это может быть сделано в ходе работы над новой редакцией Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Для развития государственно-частного и муниципально-частного партнерства предлагается рассмотреть возможность предоставления налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности в виде снижения ставки по налогу на имущество организаций, земельному налогу, налогу на прибыль организаций, а также установление льготных ставок арендной платы за пользование земельными участками. Кроме того, в целях возмещения части капитальных и (или) текущих затрат, связанных с восстановлением исторической среды, предлагается рассмотреть возможность предоставления субсидии субъектам инвестиционной деятельности, реализующим проекты на территориях исторических поселений.