В соответствии с пунктом 2 плана мониторинга Росархивом, Минобрнауки России, Минкомсвязью России, Минстроем России, Роспатентом, иными федеральными органами исполнительной власти (в рамках компетенции), высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации проведен мониторинг правоприменения в сфере действия Федерального закона от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ), а также подзаконных нормативных правовых актов.
В результате осуществления мониторинга установлено следующее.
В целях совершенствования законодательства Российской Федерации приняты один федеральный конституционный закон, 4 федеральных закона, а также 5 подзаконных нормативных правовых актов, необходимость принятия которых связана с реализацией положений Федерального закона N 125-ФЗ (приложение N 6).
Вместе с тем при анализе правоприменительной практики по показателю наличия нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы (подпункт "б" пункта 8 методики), установлено, что до настоящего времени не реализованы 2 положения Федерального закона N 125-ФЗ и одно положение Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" (приложение N 9).
В ходе проведения анализа правоприменительной практики по показателю неполноты в правовом регулировании общественных отношений (подпункт "ж" пункта 8 методики) установлено следующее.
Согласно части 10 статьи 23 Федерального закона N 125-ФЗ при ликвидации негосударственных организаций образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив.
При этом законодательством Российской Федерации не установлены критерии выбора государственного или муниципального архива, в который должны передаваться документы ликвидируемой негосударственной организации.
На практике выбор такого архива целесообразно осуществлять по территориальному принципу с учетом особенностей организации архивного дела в каждом субъекте Российской Федерации, связанных с их географическим положением, плотностью населения.
В связи с этим предлагается в части 10 статьи 23 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотреть, что указанные выше документы передаются в архив, определяемый в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
Частью 3 статьи 23 Федерального закона N 125-ФЗ установлено, что негосударственные организации обеспечивают отбор и передачу в упорядоченном состоянии в государственные и муниципальные архивы находящихся в их владении архивных документов, отнесенных к федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, с правом возмещения произведенных на эти цели расходов за счет средств соответственно федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и бюджета муниципального образования в порядке, установленном органом местного самоуправления.
Между тем в соответствии с частями 4 и 6 статьи 23 Федерального закона N 125-ФЗ архивные документы, отнесенные к федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, могут оказаться во владении негосударственной организации только в упорядоченном состоянии. Таким образом, необходимость упорядочивания таких архивных документов и возмещения расходов на эти цели отсутствует.
В связи с этим предлагается в части 3 статьи 23 Федерального закона N 125-ФЗ исключить норму о возмещении расходов негосударственных организаций на упорядочивание архивных документов.
При изучении практики применения по показателю коллизии норм права (подпункт "з" пункта 8 методики) выявлено следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ документы Архивного фонда Российской Федерации не входят в состав имущества организаций, осуществляющих их хранение.
Вместе с тем абзац второй статьи 26 Основ законодательства Российской Федерации о культуре устанавливает, что документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений культуры, подлежат отнесению к особо ценному движимому имуществу таких учреждений.
Указанную коллизию предлагается урегулировать путем исключения из абзаца второго статьи 26 Основ законодательства о культуре слов "документов Архивного фонда Российской Федерации".
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 3 статьи 4 Федерального закона N 125-ФЗ к полномочиям муниципального образования в области архивного дела относится хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов муниципальных предприятий.
Однако пункт 3 статьи 28 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" устанавливает, что при ликвидации унитарного предприятия документы, предусмотренные пунктом 1 данной статьи, передаются на хранение в государственный архив в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В связи с этим предлагается в пункте 3 статьи 28 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предусмотреть возможность передачи на хранение документов ликвидируемого унитарного предприятия в муниципальный архив.
Разработку проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", направленного на решение проблем, выявленных по результатам мониторинга правоприменения, планируется поручить Росархиву с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (пункт 7 приложения N 12).
В соответствии с частью 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не может быть ограничен доступ к информации, накапливаемой в открытых фондах архивов.
Вместе с тем статьей 25 Федерального закона N 125-ФЗ установлены нормы, ограничивающие доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу его безопасности.
Для решения данного вопроса планируется поручить Росархиву с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разработать проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в части исключения запрета на ограничение доступа к информации, накапливаемой в открытых фондах архивов (пункт 8 приложения N 12).
При осуществлении мониторинга правоприменения по показателям, установленным пунктом 9 методики, коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, регулирующих соответствующие правоотношения, не выявлены.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей