См. Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2017 год.

Перевозка пассажиров

В соответствии с пунктом 7 плана мониторинга Минтрансом России, Ространснадзором, МВД России и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации проведен мониторинг правоприменения в пределах действия Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), КоАП РФ, федеральных законов от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ), от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", приказа Минтранса России от 15 января 2014 г. N 7 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации" (зарегистрирован Минюстом России 5 июня 2014 г., N 32585), а также иных подзаконных нормативных правовых актов.

В результате осуществления мониторинга установлено следующее.

В целях совершенствования законодательства Российской Федерации приняты 9 федеральных законов, а также 22 подзаконных нормативных правовых акта (приложение N 6).

Вместе с тем при анализе правоприменительной практики по показателю наличия нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы (подпункт "б" пункта 8 методики), установлено, что до настоящего времени не реализованы одно положение Федерального закона N 196-ФЗ и одно положение постановления Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", одно положение постановления Правительства Российской Федерации от 11 октября 2016 г. N 1028 "О сфере деятельности, в которой при осуществлении закупок устанавливается порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и федеральном органе исполнительной власти, устанавливающем такой порядок" (приложения N 8, 9).

В ходе проведения анализа правоприменительной практики по показателю неполноты в правовом регулировании общественных отношений (подпункт "ж" пункта 8 методики) установлено следующее.

В настоящее время наиболее распространенным из действующих видов внеуличного транспорта является метрополитен. Наряду с ним существуют монорельсовый транспорт, подвесные канатные дороги транспортные, фуникулеры транспортные (наземные канатные дороги транспортные), которые позволяют разгрузить автомобильные дороги и обеспечить безопасность, комфорт и ритмичность перевозок.

Вместе с тем правовое регулирование вопроса функционирования внеуличного транспорта отсутствует.

Учитывая, что организация внеуличного транспорта характеризуется целым рядом особенностей, не позволяющих применять по отношению к нему положения законодательства Российской Федерации, регулирующие деятельность железнодорожного транспорта, Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект федерального закона N 17179-7 "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (приложение N 10). Принятие указанного законопроекта позволит установить правовые условия функционирования внеуличного транспорта и основы организации транспортного обслуживания населения внеуличным транспортом в Российской Федерации, урегулировать отношения, возникающие между перевозчиками и пассажирами при оказании услуг по перевозке внеуличным транспортом, а также определить особенности регулирования труда отдельных категорий работников внеуличного транспорта.

В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) деятельность по регулярным перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, подлежит лицензированию (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Вместе с тем Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрен уведомительный порядок для начала осуществления предпринимательской деятельности по предоставлению услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом.

Вследствие отсутствия единообразных требований к перевозчикам отмечена тенденция к увеличению рынка нелегальных пассажирских перевозок, появлению незаконной конкуренции на наиболее востребованных маршрутах между перевозчиками, оказывающими услуги по заказу и осуществляющими регулярные перевозки.

На практике перевозчики во избежание исполнения лицензионных требований, предусмотренных Федеральным законом N 99-ФЗ, подают заявления об аннулировании действия лицензии и переходят к осуществлению регулярных перевозок под видом заказных.

При этом предусмотренные КоАП РФ составы административных правонарушений на транспорте не позволяют в полной мере пресечь незаконные регулярные перевозки пассажиров, выполняемые под видом заказных и для собственных нужд.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 1 июля 2016 г. N Пр-1277 в целях создания комплексной системы контроля (надзора) в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом Минтрансом России внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек", в соответствии с которым предлагается исключить возможность предоставления услуг по перевозке автомобильным транспортом пассажиров и багажа в уведомительном порядке без получения лицензии (приложение N 10).

Кроме этого, с целью совершенствования законодательства Российской Федерации с учетом правоприменительной практики принят Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 277-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном". Указанным законом уточняется ряд понятий, в частности, понятий "перевозчик" и "страховщик", во избежание неоднозначности определения лица, у которого возникает обязанность заключить договор обязательного страхования, конкретизируется перечень имущества пассажира, в случае причинения вреда которому во время перевозки выплачивается страховое возмещение. Для соблюдения баланса интересов страховщика, страхователя и потерпевшего законом также определяются особенности расторжения, изменения или прекращения договора обязательного страхования, случаи возврата страхователю части уплаченной страховщику страховой премии в связи с расторжением договора обязательного страхования. В целях развития экономических механизмов повышения безопасности перевозок законом уточняются основания для регрессных требований страховщика к перевозчику, причинившему возмещенный страховщиком вред.

При осуществлении мониторинга правоприменения по показателям, установленным пунктом 9 методики, коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, регулирующих соответствующие правоотношения, не выявлены.