П1.5. Внешние эффекты, общественные блага и экономические цены

П1.5. Внешние эффекты, общественные блага

и экономические цены

Внешние эффекты (экстерналии) - экономические и внеэкономические последствия, возникающие во внешней среде при производстве товаров и услуг, но не отраженные в рыночных ценах последних. Примерами внешних эффектов являются:

- ухудшение условий ловли рыбы на реке в результате работы расположенного выше по течению металлургического завода;

- изменение рыночной стоимости жилых домов или квартир в них в результате строительства в непосредственной близости от них крупного промышленного предприятия, торгового центра или станции метрополитена;

- уменьшение оборотных средств отправителей и / или получателей грузов в результате реализации транспортными организациями проектов, повышающих среднюю скорость движения транспортных средств;

- увеличение доходов сельскохозяйственных предприятий при осуществлении строительства новых автомобильных дорог в сельской местности (такое увеличение достигается, например, за счет снижения потерь завозимых удобрений и вывозимой сельскохозяйственной продукции, а также за счет более быстрого вывоза на элеваторы собранного урожая).

Общественные блага - работы, услуги, некоторые продукты, потребление которых одним субъектом не препятствует их потреблению другими. Поэтому общественные блага являются бесплатными и не участвуют в рыночном обороте. Примерами общественных благ являются свет маяка, защита безопасности границ государства, научные знания.

Экономические цены (теневые цены) - цены, в которых измеряется общественная значимость продукции, услуг, ресурсов и иностранной валюты.

Определение экономических цен предполагает исключение из состава рыночных цен всех искажений свободного рынка (в частности, влияния монополистов, трансфертных платежей - налогов, субсидий, пошлин и т.д.) и добавление не учтенных в рыночных ценах внешних эффектов и общественных благ.

Эти процедуры преобразования (исключения и добавления) обычно называются конверсией рыночных цен в экономические.

До разработки обоснованной методики конверсии в условиях российской экономики можно рекомендовать в качестве паллиатива следующее:

в качестве приближения к экономическим ценам принимать модификацию рыночных цен - исключать из них акцизы, таможенные пошлины и сборы, но оставлять НДС и налог на ГСМ <*>.

--------------------------------

<*> Строго говоря, НДС и налог на ГСМ также должны быть исключены из рыночных цен, если рыночный механизм работает эффективно (не происходит задержек с возвратом выплаченного НДС и пр). Так как, по предварительным расчетам, экономические цены, как правило, превышают рыночные с исключенными трансфертами, оставление в составе цен НДС и налога на ГСМ является, по-видимому, изменением цены в правильном направлении. Естественно, что в тех конкретных случаях, когда имеется возможность корректной конверсии цен, НДС и налог на ГСМ должны быть предварительно исключены.

По мере разработки нормативно - методических документов по определению экономических цен этот паллиатив будет заменен.