Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

<Письмо> ФНС России от 27.06.2017 N СА-4-9/12220@ <По вопросу рассмотрения жалоб на решения о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение>

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 27 июня 2017 г. N СА-4-9/12220@

Федеральной налоговой службой в ходе рассмотрения жалоб на решения о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации), (далее - Решения) установлено следующее.

Территориальными налоговыми органами (далее - Инспекции) в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вне рамок проведения налоговых проверок истребуются документы (информация) относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке (далее - Заявители).

В связи с непредставлением Заявителями документов, указанных в требовании о представлении документов (информации), Инспекциями принимаются Решения, в соответствии с которыми Заявители привлекаются к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 126 Кодекса.

УФНС России по субъектам Российской Федерации (далее - Управления) оставляют жалобы Заявителей на Решения Инспекций без удовлетворения.

Однако при вынесении решений не учитывается следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию).

Пунктом 2 статьи 93.1 Кодекса установлено, что в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.

Согласно пункту 5 статьи 93.1 Кодекса лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

В соответствии с пунктом 6 статьи 93.1 Кодекса отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 Кодекса.

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 129.1 Кодекса.

Таким образом, лицо подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной статьей 126 Кодекса, при истребовании документов на основании пункта 1 статьи 93.1 Кодекса при проведении налоговой проверки.

В случае истребования документов (информации) на основании пункта 2 статьи 93.1 Кодекса относительно конкретной сделки вне рамок проведения налоговых проверок лицо подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной статьей 129.1 Кодекса.

Учитывая изложенное, а также с целью недопущения неправомерного привлечения к ответственности и вынесения необоснованных решений Федеральная налоговая служба поручает руководителям Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, Межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и Межрегиональной инспекции ФНС России по Сибирскому федеральному округу усилить контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также поручает руководителям Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и Межрегиональной инспекции ФНС России по Сибирскому федеральному округу довести позицию ФНС России, изложенную в настоящем письме, до нижестоящих налоговых органов.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

С.А.АРАКЕЛОВ