Федеральная образовательная программа среднего общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 371.

Экономика

В результате изучения учебного предмета "Экономика" на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

Основные концепции экономики

- Выявлять ограниченность ресурсов по отношению к потребностям;

- различать свободное и экономическое благо;

- характеризовать в виде графика кривую производственных возможностей;

- выявлять факторы производства;

- различать типы экономических систем.

Микроэкономика

- Анализировать и планировать структуру семейного бюджета собственной семьи;

- принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов;

- выявлять закономерности и взаимосвязь спроса и предложения;

- различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;

- приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых форм;

- выявлять виды ценных бумаг;

- определять разницу между постоянными и переменными издержками;

- объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;

- приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;

- объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

- решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические задачи по микроэкономике.

Макроэкономика

- Приводить примеры влияния государства на экономику;

- выявлять общественно-полезные блага в собственном окружении;

- приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;

- определять назначение различных видов налогов;

- анализировать результаты и действия монетарной и фискальной политики государства;

- выявлять сферы применения показателя ВВП;

- приводить примеры сфер расходования (статей) государственного бюджета России;

- приводить примеры макроэкономических последствий инфляции;

- различать факторы, влияющие на экономический рост;

- приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;

- различать сферы применения различных форм денег;

- определять практическое назначение основных элементов банковской системы;

- различать виды кредитов и сферу их использования;

- решать прикладные задачи на расчет процентной ставки по кредиту;

- объяснять причины неравенства доходов;

- различать меры государственной политики по снижению безработицы;

- приводить примеры социальных последствий безработицы.

Международная экономика

- Приводить примеры глобальных проблем в современных международных экономических отношениях;

- объяснять назначение международной торговли;

- обосновывать выбор использования видов валют в различных условиях;

- приводить примеры глобализации мировой экономики;

- анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

- определять формы и последствия существующих экономических институтов на социально-экономическом развитии общества.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

Основные концепции экономики

- Проводить анализ достоинств и недостатков типов экономических систем;

- анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;

- применять теоретические знания по экономике для практической деятельности и повседневной жизни;

- использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

- использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении учебно-исследовательских проектов, нацеленных на решение основных экономических проблем;

- находить информацию по предмету экономической теории из источников различного типа;

- отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации из неадаптированных источников по экономической теории.

Микроэкономика

- Применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;

- использовать приобретенные знания для экономически грамотного поведения в современном мире;

- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;

- грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;

- объективно оценивать эффективность деятельности предприятия;

- проводить анализ организационно-правовых форм крупного и малого бизнеса;

- объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения;

- выявлять и сопоставлять различия между менеджментом и предпринимательством;

- определять практическое назначение основных функций менеджмента;

- определять место маркетинга в деятельности организации;

- определять эффективность рекламы на основе ключевых принципов ее создания;

- сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией;

- понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по кредитам, ипотеке и в трудовых договорах;

- использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

- использовать знания о формах предпринимательства в реальной жизни;

- выявлять предпринимательские способности;

- анализировать и извлекать информацию по микроэкономике из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

- объективно оценивать и критически относиться к недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

- применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей заемщика и акционера.

Макроэкономика

- Преобразовывать и использовать экономическую информацию по макроэкономике для решения практических вопросов в учебной деятельности;

- применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования основных социально-экономических ролей наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях;

- объективно оценивать экономическую информацию, критически относиться к псевдонаучной информации по макроэкономическим вопросам;

- анализировать события общественной и политической мировой жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;

- определять на основе различных параметров возможные уровни оплаты труда;

- на примерах объяснять разницу между основными формами заработной платы и стимулирования труда;

- применять теоретические знания по макроэкономике для практической деятельности и повседневной жизни;

- оценивать влияние инфляции и безработицы на экономическое развитие государства;

- анализировать и извлекать информацию по заданной теме из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах;

- грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;

- решать с опорой на полученные знания познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические задачи по макроэкономике;

- отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации из неадаптированных источников по макроэкономике;

- использовать экономические понятия по макроэкономике в проектной деятельности;

- разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе полученных экономических знаний и ценностных ориентиров.

Международная экономика

- Объективно оценивать экономическую информацию, критически относиться к псевдонаучной информации по международной торговле;

- применять теоретические знания по международной экономике для практической деятельности и повседневной жизни;

- использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;

- отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации из неадаптированных источников по глобальным экономическим проблемам;

- использовать экономические понятия в проектной деятельности;

- определять влияние факторов, влияющих на валютный курс;

- приводить примеры использования различных форм международных расчетов;

- разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе полученных экономических знаний и ценностных ориентиров, связанных с описанием состояния российской экономики в современном мире;

- анализировать текст экономического содержания по международной экономике.

Выпускник на углубленном уровне научится:

Основные концепции экономики

- Определять границы применимости методов экономической теории;

- анализировать проблему альтернативной стоимости;

- объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

- представлять в виде инфографики кривую производственных возможностей и характеризовать ее;

- иллюстрировать примерами факторы производства;

- характеризовать типы экономических систем;

- различать абсолютные и сравнительные преимущества в издержках производства.

Микроэкономика

- Анализировать структуру бюджета собственной семьи;

- строить личный финансовый план;

- анализировать ситуацию на реальных рынках с точки зрения продавцов и покупателей;

- принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов;

- анализировать собственное потребительское поведение;

- определять роль кредита в современной экономике;

- применять навыки расчета сумм кредита и ипотеки в реальной жизни;

- объяснять на примерах и представлять в виде инфографики законы спроса и предложения;

- определять значимость и классифицировать условия, влияющие на спрос и предложение;

- приводить примеры товаров Гиффена;

- объяснять на примерах эластичность спроса и предложения;

- объяснять и отличать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;

- приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых форм;

- объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения;

- различать и представлять посредством инфографики виды издержек производства;

- анализировать издержки, выручку и прибыль фирмы;

- объяснять эффект масштабирования и мультиплицирования для экономики государства;

- объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

- сравнивать виды ценных бумаг;

- анализировать страховые услуги;

- определять практическое назначение основных функций менеджмента;

- определять место маркетинга в деятельности организации;

- приводить примеры эффективной рекламы;

- разрабатывать бизнес-план;

- сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией;

- называть цели антимонопольной политики государства;

- объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;

- приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда.

Макроэкономика

- Объяснять на примерах различные роли государства в рыночной экономике;

- характеризовать доходную и расходную части государственного бюджета;

- определять основные виды налогов для различных субъектов и экономических моделей;

- указывать основные последствия макроэкономических проблем;

- объяснять макроэкономическое равновесие в модели "AD-AS";

- приводить примеры сфер применения показателя ВВП;

- приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;

- различать сферы применения различных форм денег;

- определять денежные агрегаты и факторы, влияющие на формирование величины денежной массы;

- объяснять взаимосвязь основных элементов банковской системы;

- приводить примеры, как банки делают деньги;

- приводить примеры различных видов инфляции;

- находить в реальных ситуациях последствия инфляции;

- применять способы анализа индекса потребительских цен;

- характеризовать основные направления антиинфляционной политики государства;

- различать виды безработицы;

- находить в реальных условиях причины и последствия безработицы;

- определять целесообразность мер государственной политики для снижения уровня безработицы;

- приводить примеры факторов, влияющих на экономический рост;

- приводить примеры экономических циклов в разные исторические эпохи.

Международная экономика

- Объяснять назначение международной торговли;

- анализировать систему регулирования внешней торговли на государственном уровне;

- различать экспорт и импорт;

- анализировать курсы мировых валют;

- объяснять влияние международных экономических факторов на валютный курс;

- различать виды международных расчетов;

- анализировать глобальные проблемы международных экономических отношений;

- объяснять роль экономических организаций в социально-экономическом развитии общества;

- объяснять особенности современной экономики России.

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

Основные концепции экономики

- Критически осмысливать актуальную экономическую информацию, поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;

- анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;

- владеть приемами работы с аналитической экономической информацией;

- оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения;

- использовать приобретенные знания для решения практических задач, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

- анализировать экономическую информацию по заданной теме в источниках различного типа и источниках, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).

Микроэкономика

- Применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;

- оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

- критически осмысливать актуальную экономическую информацию по микроэкономике, поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;

- объективно оценивать и анализировать экономическую информацию, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

- использовать приобретенные ключевые компетенции по микроэкономике для самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;

- применять теоретические знания по микроэкономике для практической деятельности и повседневной жизни;

- понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по кредитам, ипотеке, вкладам и др.;

- оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения;

- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять личный финансовый план;

- рационально и экономно обращаться с деньгами в повседневной жизни;

- создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной деятельности творческого и поисково-исследовательского характера;

- решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;

- грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;

- моделировать и рассчитывать проект индивидуального бизнес-плана.

Макроэкономика

- Объективно оценивать и анализировать экономическую информацию по макроэкономике, критически относиться к псевдонаучной информации;

- владеть способностью анализировать денежно-кредитную и налогово-бюджетную политику, используемую государством для стабилизации экономики и поддержания устойчивого экономического роста;

- использовать нормативные правовые документы при выполнении учебно-исследовательских проектов, нацеленных на решение разнообразных макроэкономических задач;

- анализировать события общественной и политической жизни разных стран с экономической точки зрения, используя различные источники информации;

- осознавать значение теоретических знаний по макроэкономике для практической деятельности и повседневной жизни;

- оценивать происходящие мировые события и поведение людей с экономической точки зрения;

- использовать приобретенные знания для решения практических задач, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской и других экономик;

- анализировать динамику основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России;

- решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные макроэкономические ситуации;

- грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в качестве гражданина и налогоплательщика;

- отделять основную экономическую информацию по макроэкономике от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации из неадаптированных источников;

- аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства.

Международная экономика

- Работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по международным экономическим проблемам, находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы;

- анализировать социально значимые проблемы и процессы с экономической точки зрения, используя различные источники информации;

- оценивать происходящие мировые события с экономической точки зрения;

- ориентироваться в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, понимать механизм взаимовлияния планетарной среды и мировой экономики;

- создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной деятельности творческого и поискового характера;

- решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;

- анализировать взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат экономические знания по данному учебному предмету;

- использовать экономические знания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;

- владеть пониманием особенностей формирования рыночной экономики и роли государства в современном мире.