Федеральная образовательная программа среднего общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 371.

География

В результате изучения учебного предмета "География" на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

- понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;

- определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;

- составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

- сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;

- сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;

- выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;

- раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;

- выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;

- описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;

- решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;

- оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;

- объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;

- характеризовать географию рынка труда;

- рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;

- анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;

- характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;

- приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;

- определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;

- оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;

- оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;

- оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;

- объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;

- переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;

- составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;

- делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

- выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;

- давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;

- понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

- раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;

- прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;

- оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;

- оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;

- оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;

- оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;

- анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;

- анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;

- выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

- понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

- давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.

Выпускник на углубленном уровне научится:

- определять роль современного комплекса географических наук в решении современных научных и практических задач;

- выявлять и оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших природных, социально-экономических и экологических процессов;

- проводить простейшую географическую экспертизу разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов;

- прогнозировать изменения географических объектов, основываясь на динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

- прогнозировать закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических источников информации;

- использовать геоинформационные системы для получения, хранения и обработки информации;

- составлять комплексные географические характеристики природно-хозяйственных систем;

- создавать простейшие модели природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, явлений и процессов;

- интерпретировать природные, социально-экономические и экологические характеристики различных территорий на основе картографической информации;

- прогнозировать изменения геосистем под влиянием природных и антропогенных факторов;

- анализировать причины формирования природно-территориальных и природно-хозяйственных систем и факторы, влияющие на их развитие;

- прогнозировать изменение численности и структуры населения мира и отдельных регионов;

- анализировать рынок труда, прогнозировать развитие рынка труда на основе динамики его изменений;

- оценивать вклад отдельных регионов в мировое хозяйство;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

- выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

- понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

- давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

- выявлять основные процессы и закономерности взаимодействия географической среды и общества, объяснять и оценивать проблемы и последствия такого взаимодействия в странах и регионах мира;

- выявлять и характеризовать взаимосвязанные природно-хозяйственные системы на различных иерархических уровнях географического пространства;

- выявлять и оценивать географические аспекты устойчивого развития территории, региона, страны;

- формулировать цель исследования, выдвигать и проверять гипотезы о взаимодействии компонентов природно-хозяйственных территориальных систем;

- моделировать и проектировать территориальные взаимодействия различных географических явлений и процессов.