Глава V Анализ рынка и стратегия маркетинга

В данном разделе необходимо дать описание рынка сбыта, для которого предназначена продукция и/или услуги, предусмотренные проектом, и прогнозы развития рынка на ближайшую перспективу.

В разделе должен быть представлен анализ текущего состояния рынка, включая:

текущий и потенциальный (прогнозный) объем рынка;

степень насыщенности;

динамику развития (в том числе, появление новых игроков, динамику объема продаж, ключевые изменения и тенденции, текущую стадию жизненного цикла рынка);

описание структуры (основных сегментов) рынка;

показатели рыночной концентрации;

основных прямых конкурентов и конкурентов, производящих продукты заменители;

барьеры входа в отрасль (включая законодательные ограничения, ограничения доступа к ключевым ресурсам, ограничения по масштабу производства);

основные каналы продаж и методы стимулирования;

принципы ценообразования, историческую динамику цены на продукт и прогнозы ее изменения;

скорость инноваций и технологических изменений в отрасли;

степень государственного регулирования рынка (отрасли);

иную существенную информацию.

Для выделения рыночных сегментов рекомендуется использовать географический, ценовой, социальный (отраслевой) признак и иные признаки, которые позволяют четко выделить целевую группу покупателей, на которую ориентирован продукт.

В случае значительной степени государственного регулирования рынка (отрасли), а также участия государственных органов и организаций в проекте, рекомендуется вынести обзор нормативно-правовой базы в отдельный раздел, в котором указать информацию о регулировании ценообразования (тарифов), антимонопольном регулировании, необходимых разрешениях для работы и иную существенную информацию.

В данный раздел также необходимо включить:

прогноз объема продаж или иного показателя спроса по рынку в целом и по сегментам, в которых будет позиционироваться продукция (работы, услуги), предназначенные к реализации по проекту (период прогноза, как правило, должен составлять не менее пяти лет);

данные по основным конкурентам: позиция на рынке (местоположение, доля рынка), текущие и прогнозные производственные мощности, основная стратегия конкурентной борьбы, конкурентные преимущества и недостатки;

данные об отрасли в целом (общая динамика предприятий отрасли; уровень рентабельности, структура активов, оборачиваемость активов, типовая структура затрат, степень износа основных фондов, уровень загрузки производственных мощностей/технологического оборудования; другие важные факторы, характеризующие отрасль).

Если целью инвестиционного проекта является строительство заранее определенного количества объектов (производственных мощностей) для реализации заранее определенному заказчику, с которым достигнуто предварительное соглашение (заключен договор) о приобретении объектов (производственных мощностей), или реализация продукции/работ/услуг, предназначенных для единственного покупателя, анализ рынка рекомендуется заменить анализом потребностей ключевого заказчика (покупателя).

В данном разделе в обязательном порядке приводится целевая динамика объема продаж и прогнозной доли рынка. Также указываются основные организации - потребители продукция и (или) услуг, предусмотренных проектом, и прогнозы ежегодных объемов реализации каждому из них в течение срока реализации инвестиционного проекта (подпункт "а" раздела "Приложения").