Рекомендации по разработке программ развития сельскохозяйственной кооперации в субъектах Российской Федерации (далее - Рекомендации) подготовлены в целях реализации приоритетного проекта "Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" <1> и направлены в том числе на обеспечение реализации целевой модели по направлению "Поддержка малого и среднего предпринимательства", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. N 147-р.
--------------------------------
<1> Паспорт приоритетного проекта утвержден Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 21 ноября 2016 г. N 10).
Рекомендации представляют собой описание целевой модели развития сельскохозяйственной кооперации и мероприятий, направленных на достижение целевой модели посредством реализации набора мер из предложенных в качестве основных и дополнительных, с оценкой по ключевым факторам, оказывающим наибольшее влияние на состояние и развитие сельскохозяйственной кооперации, а также целевые показатели (индикаторы) развития сельскохозяйственной кооперации в субъектах Российской Федерации.
Рекомендации подготовлены на основе лучших практик управления системой развития сельскохозяйственной кооперации в субъектах Российской Федерации.
Настоящие Рекомендации содержат обязательные и дополнительные мероприятия, реализация которых в субъекте Российской Федерации позволит обеспечить формирование комплексной системы развития сельскохозяйственной кооперации, направленной на повышение эффективности и доходности сельскохозяйственного производства в сельской местности, в том числе малых форм хозяйствования, увеличение количества действующих сельскохозяйственных кооперативов, создание новых рабочих мест в сельской местности, достижение целевых показателей (индикаторов) развития сельскохозяйственной кооперации.
Субъекту Российской Федерации в целях построения комплексной системы развития сельскохозяйственной кооперации на основе лучших региональных практик и достижения целевых показателей (индикаторов) развития сельскохозяйственной кооперации рекомендуется отнести развитие сельскохозяйственной кооперации к приоритетным направлениям развития региона.
Мероприятия по развитию сельскохозяйственной кооперации в субъектах Российской Федерации могут включаться в следующие документы:
государственные программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации;
ведомственные программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации, включающие отдельные мероприятия по поддержке сельскохозяйственных кооперативов;
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, необходимые для реализации программ (подпрограмм);
предусмотренные законодательством субъекта Российской Федерации иные документы, направленные на развитие сельскохозяйственной кооперации в субъекте Российской Федерации, в том числе планы мероприятий ("дорожные карты") и (или) планы развития, и (или) иные документы стратегического планирования, разрабатываемые на уровне субъекта Российской Федерации.
При разработке Программы развития сельскохозяйственной кооперации рекомендуется учитывать Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588, и Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. N 582.
Программа развития сельскохозяйственной кооперации включает мероприятия, направленные на развитие сельскохозяйственной кооперации в субъектах Российской Федерации путем реализации комплекса мероприятий, в том числе на:
создание благоприятных нормативно-правовых, социально-экономических условий для организации и развития сельской кооперации на региональном и муниципальном уровнях;
совершенствование и расширение мер государственной поддержки сельскохозяйственных кооперативов;
обеспечение доступности сельскохозяйственным кооперативам финансовых ресурсов, в том числе ресурсов организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, посредством предоставления гарантий и поручительств в рамках НГС, займов микрофинансовых организаций, кредитов АО "МСП-Банк" (разработка специальных продуктов для сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе кредитных) и др.;
создание институтов развития сельскохозяйственной кооперации, в том числе центров компетенций, фондов развития кооперации, информационно-консультационных центров, учебно-инновационных центров и др.;
меры, направленные на обучение, подготовку и переподготовку кадров для сельскохозяйственной кооперации на всех уровнях образования;
организацию рынков сбыта сельскохозяйственной продукции (организация и проведение специализированных ярмарок сельхозпродукции, развитие торговой сети малых форматов, развитие собственной сети кооперативов, организация ярмарок выходного дня, обеспечение интеграции кооперативов с оптово-распределительными центрами, формирования лотов для осуществления региональных и муниципальных государственных закупок для местных сельхозтоваропроизводителей и сельскохозяйственных кооперативов);
предоставление земельных участков для сельскохозяйственных потребительских кооперативов в упрощенном порядке;
качественное увеличение числа сельскохозяйственных кооперативов по разным направлениям деятельности и повышение доли работающих кооперативов, а также расширение членской кооперативной базы, широкого охвата кооперацией сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения;
обеспечение полного и качественного предоставления услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению, повышение конкурентоспособности малых форм хозяйствования на рынке сельскохозяйственной продукции;
создание и развитие самостоятельной кооперативной системы сбыта сельскохозяйственной продукции, способной конкурировать с крупными торговыми сетями;
обеспечение за счет участия в работе кооперативов доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к современным технологиям хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
увеличение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения;
получение социального эффекта в виде повышения занятости сельского населения в малых формах хозяйствования, в том числе в личных подсобных хозяйствах, и сохранения традиционного жизненного уклада в сельской местности.
Программа развития сельскохозяйственной кооперации может содержать следующие разделы:
1. Паспорт Программы развития сельскохозяйственной кооперации (с указанием наименования программы, основных исполнителей программы, основных разработчиков программы, целей и задач программы, этапов и сроков реализации программы, объемов и источников финансирования реализации программы, ожидаемых результатов реализации программы, системы управления реализацией программы).
2. Характеристика текущего состояния развития сельскохозяйственной кооперации в субъекте Российской Федерации и анализ основных показателей развития сельскохозяйственной кооперации.
3. Целевые показатели (индикаторы) Программы развития сельскохозяйственной кооперации, порядок их расчета и обоснование.
4. Перечень ("дорожную карту") и описание программных мероприятий по развитию сельскохозяйственной кооперации, включая мероприятия в рамках программ (подпрограмм) развития малого и среднего предпринимательства (далее - МСП).
5. Ресурсное обеспечение мероприятий Программы развития сельскохозяйственной кооперации, включая информацию об объемах и источниках финансирования.
6. Описание мер координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованных организаций, в том числе общественных организаций предпринимателей, для достижения целей и ожидаемых результатов Программы развития сельскохозяйственной кооперации).
7. Прогноз ожидаемых результатов от реализации Программы развития сельскохозяйственной кооперации (с разбивкой по годам) и ожидаемый эффект от реализации Программы развития сельскохозяйственной кооперации, в том числе экономическая и социальная эффективность, учитывающие оценку вклада программы в социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации (в средне- и долгосрочном периодах).
8. Факторы, оказывающие наибольшее воздействие на развитие сельскохозяйственной кооперации и описание рисков реализации Программы развития сельскохозяйственной кооперации, а также описание механизмов управления рисками и мер по их минимизации.
В рамках раздела Программы развития сельскохозяйственной кооперации, содержащего описание текущего состояния развития сельскохозяйственной кооперации в субъекте Российской Федерации, рекомендуется отразить следующие базовые положения:
актуальные данные о количестве сельскохозяйственных кооперативов и иных малых форм хозяйствования, осуществляющих деятельность в сельской местности, в том числе по видам и направлениям деятельности;
экономические и статистические показатели деятельности сельскохозяйственных кооперативов, иных малых форм хозяйствования, осуществляющих деятельность в сельской местности, в том числе их ресурсный потенциал, фактические и потенциальные объемы производства и реализации товаров и услуг, рынки снабжения и сбыта, виды и объемы потребляемых услуг, эффективность использования ресурсного потенциала;
оценка состояния, тенденции и проблемы организации производства и реализации сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования;
спрос на услуги сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, включая данные о фактических и потенциальных объемах закупки, переработки, реализации;
существующие ограничения и факторы, оказывающие негативное влияние на развитие сельскохозяйственной кооперации, объемы и эффективность производства сельскохозяйственной продукции, в том числе анализ причин возникновения таких ограничений;
наличие действующей системы рыночной инфраструктуры обслуживания малых форм хозяйствования и объемы оказываемых такой инфраструктурой услуг сельскохозяйственным кооперативам, включая доступные малым формам хозяйствования рынки снабжения и сбыта, услуги по переработке продукции, транспортные услуги;
наличие и состояние действующей инфраструктуры поддержки МСП, которая может быть задействована в реализации мероприятий, направленных на развитие и поддержку сельскохозяйственных кооперативов и малых форм хозяйствования в сельской местности.
В качестве целевых показателей (индикаторов) Программы развития сельскохозяйственной кооперации для оценки внедрения целевой модели по развитию сельскохозяйственной кооперации в субъектах Российской Федерации могут использоваться следующие показатели:
число и удельный вес сельскохозяйственных кооперативов, получивших государственную поддержку;
число сельскохозяйственных кооперативов, получивших финансовую поддержку организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП;
не менее 80% сельскохозяйственных кооперативов, получивших государственную и финансовую поддержку, продолжают свою деятельность в течение 3 лет с момента получения такой поддержки;
количество организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, оказывающих приоритетную поддержку сельскохозяйственным кооперативам;
доля работающих сельскохозяйственных кооперативов в общем количестве зарегистрированных в субъекте Российской Федерации сельскохозяйственных кооперативов, %;
прирост численности членов сельскохозяйственных кооперативов, %;
доля сельхозтоваропроизводителей, вовлеченных в деятельность сельскохозяйственных потребительских кооперативов, %;
увеличение выручки от реализации продукции сельскохозяйственными потребительскими кооперативами по отношению к предыдущему году, %;
рост доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, являющихся членами сельскохозяйственных кооперативов.
Для получения экспертной оценки эффективности реализации Программ развития сельскохозяйственной кооперации могут привлекаться общественные организации, представляющие интересы сельскохозяйственных кооперативов.
Необходимые для подготовки Программы развития сельскохозяйственной кооперации данные могут быть получены из официальных источников статистической информации. По показателям, не отраженным в статистической отчетности, информация может быть получена путем сбора информации посредством направления запросов или анкетирования. После официального опубликования результатов Всероссийской сельскохозяйственной переписи также могут использоваться полученные в ходе ее проведения данные.
При подготовке Программы развития сельскохозяйственной кооперации необходимо учитывать результаты ранее реализованных или реализуемых в настоящее время региональных программ, в том числе в сфере поддержки малых форм хозяйствования.
В целях реализации Программы развития сельскохозяйственной кооперации высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо разработать и утвердить:
нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы развития сельскохозяйственной кооперации и реализации мер, направленных на развитие сельскохозяйственной кооперации в субъекте Российской Федерации;
планы мероприятий ("дорожные карты") и (или) планы по развитию сельскохозяйственной кооперации;
порядок и формы проведения мониторинга выполнения Программы развития сельскохозяйственной кооперации с определением ответственных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Реализация Программы развития сельскохозяйственной кооперации носит межведомственный характер и по основным направлениям обеспечивается за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период.
Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. подчеркнул особую значимость развития сельскохозяйственной кооперации. В связи с этим, развитие кооперации должно быть приоритетом аграрной политики субъекта Российской Федерации.
При этом на всех уровнях региональной власти должно осуществляться формирование системы администрирования развития кооперации. Для успешной реализации Программы развития сельскохозяйственной кооперации в субъекте Российской Федерации необходимо четкое разделение полномочий при администрировании развития кооперации и контроль за исполнением обязанностей.
На уровне высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации должен быть закреплен заместитель высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, курирующий вопросы развития сельскохозяйственной кооперации, осуществляющий руководство деятельностью органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на которых возложены обязанности по развитию системы сельскохозяйственной кооперации.
На уровне субъекта Российской Федерации решаются вопросы:
создания институтов поддержки сельскохозяйственной кооперации;
разработки и реализация Программы развития сельскохозяйственной кооперации;
координация работы всех уровней системы управления.
Городские округа и муниципальные районы являются координационными центрами развития сельскохозяйственной кооперации. Они осуществляют работу с координаторами (главами сельских поселений), консультирование, сбор и обобщение информации. Основной задачей глав муниципалитетов и городских округов является сопровождение деятельности кооперативов.
Необходимо включить показатели развития сельскохозяйственной кооперации и малых форм хозяйствования в индикативные планы развития муниципальных образований и оценку деятельности глав муниципальных образований (осуществляют формирование инициативных групп, консультирование, организационную помощь, сбор и обобщение информации).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей