2.1. Законодательные меры поддержки, направленные на развитие сельскохозяйственных кооперативов

2.1. Законодательные меры поддержки, направленные на развитие сельскохозяйственных кооперативов.

В целях создания благоприятных условий для развития сельскохозяйственной кооперации, в том числе снижения налоговой нагрузки, субъектам Российской Федерации необходимо обеспечить включение в Программы развития сельскохозяйственной кооперации реализацию мер законодательной поддержки сельскохозяйственной кооперации, в том числе одного или нескольких из перечисленных далее мероприятий.

2.1.1. Установление законами субъекта Российской Федерации налоговой ставки в размере от 1 до 6% <2> (менее 6%) для отдельных категорий налогоплательщиков - организаций (в том числе сельскохозяйственных кооперативов) и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих предпринимательскую деятельность в области сельского хозяйства (включая растениеводство и животноводство), рыболовства и рыбоводства и предоставления соответствующих услуг в этих областях, в случае если объектом налогообложения являются доходы.

--------------------------------

<2> В соответствии с пунктом 1 статьи 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации.

Соответствующие виды предпринимательской деятельности устанавливаются законами субъектов Российской Федерации на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности <3>.

2.1.2. Установление законами субъекта Российской Федерации налоговой ставки в размере от 5 до 15% <4> (менее 15%) для отдельных категорий налогоплательщиков - организаций (в том числе сельскохозяйственных кооперативов) и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих предпринимательскую деятельность в области сельского хозяйства (включая растениеводство и животноводство), рыболовства и рыбоводства и предоставления соответствующих услуг в этих областях, в случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

--------------------------------

<4> В соответствии с пунктом 2 статьи 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации.

Соответствующие виды предпринимательской деятельности устанавливаются законами субъектов Российской Федерации на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности <3>.

2.1.3. Установление законами субъекта Российской Федерации налоговой ставки в размере 0% <5> для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, выбравших объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, и впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих производственную деятельность (производство сельскохозяйственной продукции, а также иные виды предпринимательской деятельности в производственной сфере и сфере бытовых услуг).

--------------------------------

<5> В соответствии с пунктом 4 статьи 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации.

Соответствующие виды предпринимательской деятельности устанавливаются законами субъектов Российской Федерации на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности <3>.

--------------------------------

<3> "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (утв. приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. N 14-ст).

2.1.4. Установление законами субъекта Российской Федерации в рамках полномочий, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, в отношении патентной системы налогообложения:

2.1.4.1. налоговой ставки в размере 0% <6> для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих производственную деятельность (производство сельскохозяйственной продукции, а также иные виды предпринимательской деятельности в производственной сфере и сфере бытовых услуг).

--------------------------------

<6> В соответствии с пунктом 3 статьи 346.50 Налогового кодекса Российской Федерации.

Виды предпринимательской деятельности в производственной сфере, в отношении которых будет применяться налоговая ставка в размере 0%, устанавливаются (дифференцируются) субъектами Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 и подпунктом 2 пункта 8 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

Виды предпринимательской деятельности в сфере бытовых услуг населению, в отношении которых будет применяться налоговая ставка в размере 0%, устанавливаются (дифференцируются) субъектами Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 и подпунктом 2 пункта 8 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и (или) кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, определяемых Правительством Российской Федерации;

2.1.4.2. дифференцированных размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, по территориям действия патентов по муниципальным образованиям (группам муниципальных образований) <7> в отношении видов деятельности, которые могут осуществлять индивидуальные предприниматели - члены сельскохозяйственных кооперативов в удаленной сельской местности;

--------------------------------

<7> В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации.

2.1.4.3. дополнительного к указанному в пункте 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации перечня видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам <8>, в отношении которых применяется патентная система налогообложения на территории субъекта Российской Федерации, осуществляемых индивидуальными предпринимателями - членами сельскохозяйственных кооперативов;

--------------------------------

<8> В соответствии с подпунктом 2 пункта 8 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации.

2.1.4.4. увеличение максимального размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем - членом сельскохозяйственного кооператива годового дохода по видам предпринимательской деятельности, осуществляемым соответствующими индивидуальными предпринимателями, с учетом ограничений, установленных в подпункте 4 пункта 8 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации.

2.1.5. Установление законами субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 380 Налогового кодекса Российской Федерации сниженной ставки по налогу на имущество организаций в размере менее 2,2%:

для организаций, являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями, признаваемых плательщиками единого сельскохозяйственного налога <9>: сельскохозяйственных потребительских кооперативов (перерабатывающих, сбытовых (торговых), обслуживающих (за исключением кредитных), снабженческих, заготовительных, животноводческих, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", при условии что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70% общего объема выручки организации от реализации товара (работ, услуг), - в отношении имущества, непосредственно используемого ими для производства, переработки сельскохозяйственной продукции и функциональное назначение которого напрямую связано с технологией производства и переработки сельскохозяйственной продукции;

--------------------------------

<9> В соответствии со статьей 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

для организаций, осуществляющих на территории субъекта Российской Федерации в текущем налоговом периоде производство товаров, выполнение работ, оказание услуг по одному или нескольким видам экономической деятельности, предусмотренных классами 01 и 02 раздела A "Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство", разделом C "Обрабатывающее производство" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденного приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. N 14-ст.

Размер налоговой ставки может быть установлен в размере 0% или дифференцирован в зависимости от категории налогоплательщика и (или) вида имущества, признаваемого объектом налогообложения (пункт 2 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации).

2.1.6. Оказание имущественной поддержки сельскохозяйственным кооперативам в субъекте Российской Федерации целесообразно организовать по следующим основным направлениям: предоставление государственного и муниципального движимого и недвижимого имущества, включая земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, во владение и (или) пользование на долгосрочной основе, в том числе без проведения торгов и (или) по льготной ставке арендной платы.

Согласно части 8 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

Для реализации мер имущественной поддержки целесообразно предусмотреть мероприятия, направленные на вовлечение в хозяйственный оборот соответствующих земельных участков в интересах развития приоритетных направлений сельскохозяйственного производства и кооперации, в том числе сбытовой и потребительской, как части инфраструктуры доведения произведенной в мелких хозяйствах продукции до потребителя.

Ответственным органам государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления рекомендуется разработать критерии, в соответствии с которыми будет проведена работа по выявлению неиспользуемых земельных участков, закреплению их в нормативных и правовых актах, провести эту работу и организовать работу по информированию субъектов малого предпринимательства на селе о земельных участках, права на которые могут быть предоставлены им без проведения торгов, а также на торгах в установленном земельным законодательством порядке.

Законодательство Российской Федерации о развитии малого и среднего предпринимательства содержит ряд инструментов нефинансовой поддержки субъектов МСП, которые могут быть использованы для развития малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве. В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закона о развитии МСП) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов МСП) (далее - Перечни). Особенностью правового режима имущества, включенного в Перечни, является возможность его предоставления исключительно субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, долгосрочный характер аренды (от пяти лет), ограничения по переуступке предоставленных прав на имущество и возможность установления льготных ставок арендной платы.

Торги на право заключения договора аренды имущества, включенного в Перечни, проводятся в соответствии с приказом Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 г. N 67. Вместе с тем Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" допускает предоставление указанного имущества без проведения торгов в рамках предоставления государственной или муниципальной преференции при наличии федеральных, региональных или муниципальных программ или подпрограмм развития субъектов МСП, устанавливающих соответствующие условия и порядок оказания имущественной поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП. В этом случае согласования ФАС России на предоставление преференции конкретному субъекту МСП не требуется.

С учетом изложенного рекомендуется:

включать в Перечни государственное и муниципальное имущество, которое может быть востребовано субъектами МСП, осуществляющими деятельность в сельском хозяйстве, в том числе в производственной и сбытовой кооперации;

предусматривать преференции и (или) льготы по арендной плате для сельскохозяйственных кооперативов, нуждающихся в приоритетном по сравнению с другими потенциальными арендаторами получении соответствующего имущества.

При этом рекомендуется предусмотреть, что при поступлении на один и тот же объект, сведения о котором включены в Перечень, более одной заявки от лиц, имеющих право на заключение договора без проведения торгов, между такими лицами проводится аукцион в порядке, предусмотренном приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67.

Перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети Интернет на официальных сайтах утвердивших их органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов МСП. При этом целесообразно осуществлять информационное сопровождение и регулярное размещение в средствах массовой информации сведений о наличии и местоположении свободного и готового к сдаче в аренду, а также к продаже в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, которое может быть востребовано субъектами МСП предпринимательства, в том числе сельскохозяйственными кооперативами.

При подготовке нормативных правовых актов в области имущественной поддержки субъектов МСП следует учитывать разъяснения ФАС России по вопросам применения статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <10>.

--------------------------------

<10> Разъяснения ФАС России от 5 июня 2012 г. по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также письма ФАС России от 24 апреля 2014 г. N ЦА/16309/14 и от 4 сентября 2013 г. N АЦ/34611/13.

2.1.7. Одним из направлений законодательных мер поддержки сельскохозяйственных кооперативов является снижение административных барьеров, в том числе отмена нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, создающих избыточные административные барьеры для сельскохозяйственных кооперативов, исключение проведения плановых проверок контрольно-надзорных органов в период весенне-полевых и уборочных работ сельхозкооперативов и сельхозтоваропроизводителей.

В рамках законодательных мер поддержки дополнительно может быть рекомендовано включение в Программу развития сельскохозяйственной кооперации реализации мероприятий, направленных на развитие сельскохозяйственной кредитной кооперации в субъектах Российской Федерации, по следующим направлениям:

оказание кредитным кооперативам содействия по разработке плана (стратегии) развития на период 3 - 5 лет либо плана восстановления платежеспособности (при необходимости);

содействие выполнению требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, подготовке и представлению отчетности, предусмотренной нормативными актами Банка России;

совершенствование программных продуктов или приобретение новых, необходимых для ведения учета, составления и направления отчетности в Банк России;

осуществление перехода на единый план счетов некредитных финансовых организаций и отраслевые стандарты, устанавливаемые Банком России;

введение рискориентированных подходов к выдаче и контролю за использованием займов, включая разработку программных продуктов;

расширение сферы деятельности сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов через организацию дополнительных финансовых услуг их членам.

Кроме того, целесообразно осуществлять мероприятия по взаимодействию с органами местного самоуправления по разработке и реализации муниципальных программ развития сельскохозяйственной кооперации.