2.5. Меры, направленные на организацию каналов сбыта продукции сельскохозяйственных кооперативов
2.5. Меры, направленные на организацию каналов сбыта продукции сельскохозяйственных кооперативов.
При подготовке Программы развития сельскохозяйственной кооперации субъектам Российской Федерации необходимо провести оценку факторов, оказывающих влияние на возможности организации каналов сбыта сельскохозяйственной продукции, в том числе таких, как территориальная удаленность, транспортная доступность, наличие сопутствующей инфраструктуры, степень доступности к рынкам снабжения и сбыта, различным услугам, а также оценить потенциальные возможности расширения каналов сбыта произведенной продукции.
В качестве одного из критериев оценки потенциальных возможностей расширения каналов сбыта продукции сельскохозяйственных кооперативов может рассматриваться наличие в регионе или на конкретной территории:
организаций, оказывающих услуги по закупке и реализации произведенной малыми формами хозяйствования продукции, по материально-техническому снабжению, оказанию агротехнических и транспортных услуг;
сельскохозяйственных потребительских сбытовых и снабженческих кооперативов;
сельскохозяйственных потребительских перерабатывающих кооперативов;
организаций потребительской кооперации;
При оценке потенциальных возможностей расширения каналов сбыта также могут учитываться планы по созданию в регионе агропромышленных кластеров или крупных перерабатывающих предприятий.
По результатам проведенной оценки следует выделить факторы, ограничивающие рост реализации продукции, и факторы, способствующие росту реализации продукции, произведенной малыми формами хозяйствования.
В Программах развития сельскохозяйственной кооперации или иных нормативных правовых актах, а также планах мероприятий ("дорожных картах") и (или) планах развития сельскохозяйственной кооперации хозяйствования целесообразно предусмотреть мероприятия, направленные на развитие каналов сбыта продукции сельскохозяйственных кооперативов и обеспечение доступа к рыночным нишам на региональных и муниципальных рынках товаров, работ, услуг.
В качестве рекомендованных мероприятий по развитию каналов сбыта целесообразно реализовать следующие меры:
1. Создание информационных ресурсов, позволяющих организовывать непосредственный контакт с поставщиками сельскохозяйственной продукции, и продвижение их на региональном и межрегиональном уровнях.
2. Организация и проведение ярмарочных мероприятий, в том числе специализированных сельскохозяйственных ярмарок.
3. Выделение постоянных торговых мест на рынках для сельскохозяйственных кооперативов и их членов.
4. Развитие собственной торговой сети сельскохозяйственных кооперативов, а также развитие торговой сети малых форматов.
5. Создание в субъекте Российской Федерации агропромышленного кластера.
Мероприятия, указанные в пунктах 1 - 3, являются приоритетными (обязательными) для реализации в субъектах Российской Федерации.
Мероприятия, указанные в пунктах 4 и 5, являются дополнительными и могут реализовываться субъектом Российской Федерации с учетом приоритетных направлений развития субъекта Российской Федерации, приоритетных региональных проектов, наличия в субъекте Российской Федерации необходимой дополнительной инфраструктуры и ее состояния, в том числе инфраструктура организаций потребительской кооперации (приемозаготовительные пункты, пищевые цеха, пункты приема молока, хранилища и склады-холодильники, торговые базы).
Кроме того, рекомендуется осуществить реализацию следующих мероприятий по развитию каналов сбыта:
обеспечение интеграции кооперативов с оптово-распределительными центрами;
формирования лотов для осуществления региональных и муниципальных государственных закупок для местных сельхозтоваропроизводителей и сельхозкооперативов;
размещение нестационарных торговых объектов с выделением земельного участка для размещения на льготных условиях.
Дополнительно рекомендуется проработать вопрос использования возможностей организаций потребительской кооперации для целей развития сельскохозяйственной кооперации. Данное направление может осуществляться органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основе соглашений с Центросоюзом Российской Федерации и региональных потребительских организаций и их объединений.
При этом целесообразно принять меры по активизации участия организаций потребительской кооперации Центросоюза Российской Федерации в реализации сельскохозяйственной продукции, предоставляя вышеперечисленные меры поддержки в данной сфере указанным организациям. В этом случае при формировании показателей по количеству кооперативов, в том числе получивших поддержку, следует учитывать и организации потребительской кооперации (потребительские кооперативы, общества) Центросоюза Российской Федерации.
2.5.1. Создание региональных информационных ресурсов, позволяющих организовывать непосредственный контакт с производителями и поставщиками сельскохозяйственной продукции, и продвижение их на региональном и межрегиональном уровнях.
Решая вопросы по созданию условий "вхождения" в сетевые компании, кооперативам предлагается использование в том числе электронных торговых площадок (сервисов).
Создание в субъекте Российской Федерации электронного сервиса, предоставляющего возможности для торговли сельскохозяйственными продовольственными товарами, построенного на принципах прямого общения производителя и покупателя.
Электронный торговый сервис предоставляет возможность размещать информацию о сельхозпроизводителях, их контактах, ассортименте производимой продукции, о технологиях производства продукции, сертификатах качества, ценах. Это позволяет заказчику быстро найти поставщика необходимой продукции с нужными параметрами и связаться с ним. Производителям, в свою очередь, это помогает организовывать сбыт и реализовывать торговую стратегию, а также планировать свое производство.
На базе электронного торгового сервиса также целесообразно размещать информацию о среднерыночных ценах на продукты питания по номенклатуре товаров в субъекте Российской Федерации (с разбивкой по районам и муниципальным образованиям).
На площадке электронного торгового сервиса предоставляется возможность регистрации производителя и обновления информации об ассортименте и ценах своей продукции, а также размещать график проведения региональных ярмарок, осуществления поиска по населенным пунктам или районам, товарам (основным категориям), производителям и размещения оперативной информации об изменении правил стационарной и нестационарной торговли.
Внедрение услуг на базе электронного торгового сервиса по взаимодействию сельскохозяйственных кооперативов с сетевыми компаниями облегчает и ускоряет поиск каналов сбыта сельскохозяйственной продукции.
Также целесообразно размещать на площадке электронного торгового сервиса разделы, содержащие следующие сведения:
актуальную информацию для сельскохозяйственных товаропроизводителей о наличии свободных торговых мест на рынках, ярмарках и о свободных площадях, пригодных для организации магазинов, складов и павильонов;
информацию об изменении законодательства Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, оказывающих существенное влияние на деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации меры поддержки в части развития электронных торговых площадок могут заключаться в следующем:
размещение ссылок на такие площадки на официальных страницах в сети "Интернет" уполномоченных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП, центров компетенции в сфере сельскохозяйственной кооперации;
предоставление субсидий на создание электронных торговых площадок или иных форм государственной поддержки в соответствии с нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Вторым направлением создания и продвижения информационных ресурсов, направленных на развитие сельскохозяйственной кооперации, может являться создание регионального портала, содержащего информацию о сельскохозяйственных кооперативах и крестьянских фермерских хозяйствах, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации. Формирование такого портала возможно после получения обобщенной информации Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года <13> с последующей интеграцией с информационным порталом "Поддержка фермерских хозяйства и сельскохозяйственных кооперативов" <14> и Банком проектов развития сельских территорий <15>.
--------------------------------
<15> http://ruraldevelopment.ru/.
Целесообразно в такой информационный ресурс интегрировать обратную связь, позволяющую проводить ценовой, статистический, технологический мониторинг.
2.5.2. Организация и проведение выставочно-ярмарочных мероприятий, в том числе специализированных сельскохозяйственных.
В субъекте Российской Федерации целесообразно обеспечить организацию на регулярной основе муниципальных, региональных и межрегиональных выставочно-ярмарочных мероприятий, предназначенных для продажи сельскохозяйственной и пищевой продукции, произведенной местными товаропроизводителями, в том числе сельскохозяйственными кооперативами.
Ярмарочные мероприятия могут организовываться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, отраслевыми союзами и ассоциациями некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов, организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов МСП, специализированными организаторами выставочно-ярмарочных мероприятий.
В целях оказания поддержки развитию ярмарочных мероприятий сельскохозяйственной направленности органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации необходимо:
формировать перечни приоритетных выставочно-ярмарочных мероприятий, проводимых при их поддержке и участии и размещать их на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
включать в перечни специализированные сельскохозяйственные ярмарочные мероприятия, проведение которых целесообразно не реже 1 раза в квартал;
осуществлять поддержку и оказывать содействие в организации и проведении приоритетных выставочно-ярмарочных мероприятий согласно утвержденному перечню, на соответствующий календарный год, а также специализированным сельскохозяйственным ярмаркам, не включенным в перечни приоритетных;
оказывать организационную и информационную поддержку специализированным сельскохозяйственным ярмарочным мероприятиям;
принимать участие в официальной части приоритетных выставочно-ярмарочных мероприятий, проводимых на территории субъекта Российской Федерации, в том числе в церемониях их открытия и закрытия;
привлекать к участию в приоритетных специализированных сельскохозяйственных ярмарках сельскохозяйственные кооперативы путем направления информационных писем за подписью руководителя уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере агропромышленного комплекса;
размещать информацию о поддерживаемых выставочно-ярмарочных мероприятиях на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и через отраслевые средства массовой информации.
В соответствии с Концепцией развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. N 1273-р, может быть создана региональная (межрегиональная) информационная система, позволяющая организовать информационное обеспечение товаропроизводителей - потенциальных участников выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий, с последующей интеграцией в федеральную информационную систему (в случае ее создания). Ссылку (баннер) такого портала целесообразно размещать на официальных сайтах органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сети "Интернет", на официальных сайтах региональных Торгово-промышленных палат, крупных отраслевых объединений производителей.
Организаторы ярмарочных мероприятий, в том числе органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, разрабатывают, утверждают и размещают на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет планы мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ней, а также определяют режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке.
Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут предоставляться субсидии сельскохозяйственным кооперативам на возмещение части затрат по участию в приоритетных выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводимых в удаленных и труднодоступных районах субъекта Российской Федерации.
Перечисленные мероприятия осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
2.5.3. Выделение постоянных торговых мест на муниципальных, районных рынках для сельскохозяйственных производителей.
Органам государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках полномочий, установленных Федеральным законом от 30 декабря 2016 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон о розничных рынках), необходимо:
а) утвердить план <16>, предусматривающий организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа, включая сельскохозяйственные рынки и сельскохозяйственные кооперативные рынки. Потребности субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа определяются исходя из необходимости обеспечения населения муниципальных образований, находящихся в пределах территории данного субъекта Российской Федерации, теми или иными товарами;
--------------------------------
<16> Часть 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2016 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".
б) в соответствии со статьей 11 Закона о розничных рынках утвердить требования к планировке, перепланировке и застройке рынка, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений, предусматривающие снижение предельных требований по площади для сельскохозяйственных, сельскохозяйственных кооперативных рынков;
в) в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона о розничных рынках установить упрощенный порядок предоставления торговых мест на сельскохозяйственном кооперативном рынке членам сельскохозяйственного потребительского кооператива, управляющего сельскохозяйственным кооперативным рынком, а также гражданам (в том числе гражданам - главам крестьянских (фермерских) хозяйств, членам таких хозяйств, гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством) на срок, не превышающий трех календарных дней.
Решением проблемы с постоянным наличием торговых мест является открытие торговых комплексов, в которых созданы условия для продажи продукции сельскохозяйственных кооперативов. В районных центрах - это рынки и комплексы рыночного типа. В областных центрах - небольшие торговые комплексы около крупных магазинов или остановок общественного транспорта и крупные рыночные комплексы в жилых микрорайонах. Особенно востребованы рынки у жителей новых, удаленных от центра микрорайонов, не имеющих торговой инфраструктуры.
Продажа произведенных продуктов на областных и муниципальных сельскохозяйственных ярмарках и рынках - наиболее доступный способ торговли сельскохозяйственными товаропроизводителями своей продукцией напрямую.
Задачей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органов является создание гарантированных оборудованных торговых мест для всех категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, предприятий аграрного сектора, пищевой и перерабатывающей промышленности и граждан, ведущих личные подсобные хозяйства.
При этом торговые места для продажи сельскохозяйственной продукции должны выделяться как на универсальных, так и на специализированных сельскохозяйственных, сельскохозяйственных кооперативных рынках.
Такие рынки рекомендуется размещать в муниципальных образованиях, в зависимости от численности населения, проживающего на данной территории в соответствии с нормативами минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
При этом рынок, являющийся торгово-посредническим предприятием, обеспечивает условия для продажи сельскохозяйственной продукции, а также осуществляет собственную торгово-закупочную деятельность и мелкооптовую торговлю на основе долгосрочных соглашений, разовых договоров и сделок как непосредственно на рынке, так и в местах производства и производит их продажу своими силами.
К задачам администрации рынка необходимо отнести принятие мер к увеличению организованного привоза на рынок продукции, привлечению к торговле фермеров, арендаторов и предпринимателей региона, организаций и предприятий, специализирующихся на торговле сельхозпродукцией, и обеспечению товарами культурно-бытового и хозяйственного назначения для торгующих на рынке жителей сельских районов.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют соответствующие полномочия в рамках разработки и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации <17>.
--------------------------------
<17> Статья 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Особенности осуществления торговли на региональных и муниципальных рынках могут быть установлены нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.
2.5.4. Развитие собственной торговой сети сельскохозяйственных кооперативов, развитие торговой сети малых форматов.
Развитие собственной торговой сети сельскохозяйственных кооперативов, открытие сельскохозяйственными кооперативами стационарных розничных предприятий по торговле сельскохозяйственной продукцией, предоставление торговых мест "шаговой" доступности в областных центрах обеспечит гарантированный сбыт произведенной в регионе сельскохозяйственной продукции.
Создание собственных сельскохозяйственных рынков, кроме обеспечения членов кооператива торговыми местами, интересно еще и тем, что владельцы рынка устанавливают стоимость аренды торговых мест самостоятельно и сельскохозяйственные кооперативы могут быть освобождены от нее.
Также эффективно развитие розничной торговой сети малых форматов, включая магазины "шаговой доступности", формат "магазин в магазине" в крупных сетевых магазинах, интернет-магазины и фермерские магазины региональной направленности.
Реализация формата "магазин в магазине" осуществляется путем выделения специализированных секций для продажи фермерской продукции и продукции сельскохозяйственных кооперативов в крупных сетевых торговых магазинах (например, в магазинах таких федеральных сетей, как "Пятерочка", "Магнит" и "Ашан"), а также в крупных торговых комплексах.
2.5.5. Создание агропромышленного кластера как мера развития постоянного канала сбыта сельскохозяйственной продукции является довольно эффективным и помогает сформировать прочные хозяйственные связи с одной стороны и создает возможности для повышения конкурентоспособности товаропроизводителей и региональной экономики с другой стороны.
Создание агропромышленного кластера может осуществляться при участии органов государственной власти субъекта Российской Федерации, участвующих в поисках крупных инвесторов или привлечении крупных перерабатывающих компаний, в случае признания проекта по созданию агропромышленного кластера инвестиционным проектом регионального значения.
Агропромышленный кластер представляет собой добровольное и неформальное объединение организаций разных отраслей, географически сосредоточенных в одном регионе, с целью производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.
В агропромышленный кластер могут объединяться сельхозтоваропроизводители, организации по переработке и хранению продукции, системы логистических и маркетинговых компаний, предприятия обслуживающих отраслей, научно-образовательные организации, организации инфраструктуры и институты развития.
Результатом создания агропромышленного кластера может являться:
рост объемов производства экологически безопасной продукции, развитие новых направлений отраслей для обеспечения внутренней потребности субъекта Российской Федерации продукцией агропромышленного комплекса;
улучшение взаимосвязей сельского хозяйства и переработки, развитие кооперативных связей участников кластера;
стимулирование применения инноваций в агропромышленном производстве, создание конкурентоспособных производств;
совершенствование механизмов продвижения продукции местных товаропроизводителей;
замещения экспорта сырья на экспорт конечной продукции с высокой добавленной стоимостью;
повышения инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса;
повышение престижа профессий в сфере агропромышленного комплекса и занятости в сельской местности.
В зависимости от инициатора создания агропромышленного кластера функцию управляющей компании может осуществлять крупный сельскохозяйственный кооператив (объединение кооперативов) или созданное органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и наделенное соответствующими функциями и полномочиями юридическое лицо (или организация).
На базе агропромышленного кластера может быть организовано оказание консультационных услуг участникам кластера, проведение выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятий, оказание методической поддержки участникам кластера, оказание помощи в проведении сертификации продукции и получении сертификатов качества.
В целях обеспечения реализации мер поддержки сельскохозяйственных кооперативов, направленных на организацию каналов сбыта продукции сельскохозяйственных кооперативов, субъектам Российской Федерации рекомендуется предусмотреть одно или несколько из перечисленных основных мероприятий по организации каналов сбыта:
1) создание и (или) продвижение регионального информационного ресурса (торговой площадки) для организации прямого взаимодействия сельскохозяйственных товаропроизводителей и покупателей их товаров (потребителей их услуг), позволяющего:
а) осуществлять прямые закупки у сельскохозяйственных товаропроизводителей;
б) осуществлять мониторинг цен на товары потребительской корзины по утвержденной номенклатуре;
в) размещать сведения о проводимых закупках сельскохозяйственной продукции для нужд социальных и бюджетных учреждений и организаций;
г) продвигать продукцию местных сельскохозяйственных товаропроизводителей, повышать информированность населения о местных товарах, стимулировать спрос на них;
д) информировать о проводимых выставочно-ярмарочных, образовательных мероприятиях, к участию в которых целесообразно привлекать сельскохозяйственные кооперативы;
2) формирование и утверждение перечня приоритетных выставочно-ярмарочных мероприятий, в том числе сельскохозяйственной направленности, размещение его на общедоступном информационном ресурсе;
3) организация и проведение на регулярной основе (не реже 1 раза в квартал) муниципальных, региональных и межрегиональных специализированных (сельскохозяйственных) выставочно-ярмарочных мероприятий;
4) утверждение в субъекте Российской Федерации плана организации розничных рынков в части создания специализированных сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков. Установление сниженных требований по предельным площадям в отношении специализированных сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков.
В Программе развития сельскохозяйственной кооперации могут быть предусмотрены отдельные дополнительные мероприятия, относящиеся к мерам, направленным на организацию каналов сбыта продукции сельскохозяйственных кооперативов, осуществление которых обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. К таким мерам относятся:
1) утверждение нормативным актом субъекта Российской Федерации упрощенного порядка предоставления торговых мест на сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынках;
2) организация работы по согласованию размещения в крупных торговых сетевых магазинах специализированных секций для продажи фермерской продукции и продукции сельскохозяйственных кооперативов;
3) содействие в развитии розничной торговой сети малых форматов, включая магазины "шаговой доступности", формат "магазин в магазине" в крупных сетевых магазинах, интернет-магазины региональной направленности;
4) разработка системы рынков сбыта продукции сельскохозяйственных кооперативов (электронные площадки, включающие ресурсы, позволяющие сельскохозяйственным производителям реализовывать произведенную сельскохозяйственную продукцию самостоятельно или через кооперативы торговым сетям, а также информационные системы, позволяющие осуществлять контроль за поставляемой продовольственной продукцией, ее качеством и ценой в организации и учреждения социальной сферы субъекта Российской Федерации, а также обеспечивающая формирование и обоснование начальной (максимальной) цены контракта (договора) при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд), выстраивание связей между социальными учреждениями и поставщиками продовольствия.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей