Организация проверок (инспекций)

22. Основаниями для начала исполнения административного действия по организации проверок (инспекций) являются:

1) ежегодный план проведения плановых проверок центральным аппаратом Ростехнадзора или территориальными органами Ростехнадзора;

2) основания для проведения внеплановых проверок (инспекций), указанные в пункте 33 Регламента.

23. Объекты надзора в области использования атомной энергии, включая поднадзорные объекты использования атомной энергии и поднадзорные организации, подлежат учету в центральном аппарате Ростехнадзора и территориальных органах Ростехнадзора. Информация об объектах надзора в области использования атомной энергии должна постоянно актуализироваться должностными лицами, ответственными за учет объектов надзора в области использования атомной энергии. Должностные лица, ответственные за учет объектов надзора в области использования атомной энергии, назначаются приказом (распоряжением) руководителя Ростехнадзора, территориального органа Ростехнадзора (заместителя руководителя).

24. Должностные лица центрального аппарата Ростехнадзора и территориального органа Ростехнадзора, ответственные за осуществление надзора в области использования атомной энергии на конкретных объектах (включая поднадзорные объекты использования атомной энергии и поднадзорные организации), назначаются приказом (распоряжением) руководителя Ростехнадзора, территориального органа Ростехнадзора (заместителя руководителя).

25. Проверки (инспекции) проводятся в форме выездных и документарных проверок и осуществляются как в плановом, так и во внеплановом порядке.

Порядок проведения выездных и документарных проверок установлен статьями 11, 12 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

26. Плановые проверки (инспекции) проводятся на основании ежегодных планов проведения плановых проверок, утверждаемых руководителем Ростехнадзора или руководителями территориальных органов Ростехнадзора.

27. В ежегодных планах проведения плановых проверок (инспекций) указываются следующие сведения:

1) наименования юридических лиц, их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений (проверяемых организаций), осуществляющих деятельность на соответствующих объектах, в отношении которых планируется проводить проверки (инспекции), их местонахождение, наименование и местонахождение объектов использования атомной энергии, в отношении которых планируется проводить проверки (инспекции);

2) цель и основание проведения каждой плановой проверки (инспекции);

3) дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки (инспекции);

4) наименование территориальных органов, осуществляющих конкретную плановую проверку.

28. В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок (инспекций), Ростехнадзор и территориальные органы Ростехнадзора направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок (инспекций) в органы прокуратуры.

29. Ростехнадзор и территориальные органы Ростехнадзора рассматривают предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения утверждают и направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, ежегодные планы проведения плановых проверок (инспекций).

30. Типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок (инспекций) установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

31. Ростехнадзор и территориальные органы Ростехнадзора в срок до 31 декабря, предшествующего году проведения плановых проверок (инспекций), доводят планы проведения проверок (инспекций) до сведения заинтересованных лиц посредством их размещения на официальных сайтах центрального аппарата Ростехнадзора и территориальных органов Ростехнадзора в сети "Интернет" и (или) иным доступным способом.

32. Основаниями для включения плановой проверки (инспекции) в ежегодный план проведения плановых проверок (инспекций) является истечение одного года со дня:

предоставления юридическому лицу разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в области использования атомной энергии, регистрации юридического лица в соответствии со статьей 36.1 Федерального закона "Об использовании атомной энергии";

принятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, решения о вводе в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта объектов использования атомной энергии, в том числе используемых при эксплуатации объектов использования атомной энергии, их элементов и систем, включая здания, помещения, сооружения, технические средства, оборудование и материалы;

окончания проведения последней плановой проверки (инспекции).

(в ред. Приказа Ростехнадзора от 22.09.2015 N 369)

(см. текст в предыдущей редакции)

33. Внеплановые проверки (инспекции) могут проводиться по следующим основаниям:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом выданного Ростехнадзором предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление в Ростехнадзор:

а) заявления юридического лица о начале выполнения ядерно опасных и (или) радиационно опасных работ в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии;

б) официальных данных государственного контроля за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации, свидетельствующих о ее изменении в связи с эксплуатацией объектов использования атомной энергии;

в) обращений и заявлений граждан, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного регулирования безопасности), органов местного самоуправления и средств массовой информации о фактах нарушения требований ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии, в том числе условий действия лицензий (разрешений), необходимых для обеспечения безопасности в области использования атомной энергии, нарушения обеспечения физической защиты, государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, проведения работ и осуществления видов деятельности, влияющих на безопасность объекта использования атомной энергии, не предусмотренных выданными лицензиями (разрешениями), об осуществлении деятельности без наличия соответствующих лицензий (разрешений), о нарушении обязательных требований при сооружении, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии, их элементов и систем, а также при обращении с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, либо влекут причинение такого вреда и возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

3) наличие приказа (распоряжения) руководителя Ростехнадзора о проведении внеплановой проверки (инспекции), изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки (инспекции) в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

34. Внеплановая выездная проверка (инспекция) по основаниям, указанным в подпункте "в" подпункта 2 пункта 33 Регламента, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" без согласования с органом прокуратуры.

35. Предметом проверок (инспекций) являются следующие вопросы:

1) выполнение ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований;

2) исполнение требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;

3) соблюдение порядка управления ресурсом оборудования и систем объектов использования атомной энергии;

4) соблюдение порядка проведения технического обслуживания и ремонта оборудования и систем объектов использования атомной энергии;

5) периодичность и объем работ по проведению испытаний и освидетельствованию оборудования и систем объектов использования атомной энергии;

6) полнота реализации эксплуатирующей организацией предоставленных ей законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии полномочий в части обеспечения безопасности объектов использования атомной энергии;

7) достоверность представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии в Ростехнадзор и его территориальные органы информации о состоянии безопасности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения;

8) организация и осуществление контроля выполнения проверяемыми лицами программ обеспечения качества на всех этапах создания, эксплуатации и вывода из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения, контроль за выполнением этих программ;

9) проведение мероприятий по обеспечению безопасности объектов использования атомной энергии;

10) поддержание необходимых характеристик систем и их элементов, влияющих на обеспечение безопасности объектов использования атомной энергии;

11) организация системы подбора и подготовки кадров, проверки знаний и допуска к работам работников (персонала);

12) соблюдение требований проектной, конструкторской, эксплуатационной и технологической документации;

13) выполнение условий действия лицензий и разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии;

14) проведение мероприятий по предупреждению аварий и готовности проверяемых лиц к ликвидации их последствий;

15) обеспечение безопасности объектов использования атомной энергии при осуществлении технологических процессов;

16) соблюдение порядка обращения с радиоактивными отходами;

17) другие вопросы, связанные с соблюдением обязательных требований.

36. Проверки (инспекции) подразделяются в зависимости от количества проверяемых вопросов на комплексные и целевые.

37. Комплексные проверки (инспекции) предусматривают проверку деятельности организации (объекта использования атомной энергии) по всему (или большей части) комплексу вопросов обеспечения требований безопасности в области использования атомной энергии, перечисленных в пункте 35 Регламента. Данные проверки (инспекции) проводятся комиссиями, в состав которых включаются должностные лица центрального аппарата и территориальных органов Ростехнадзора.

38. Целевые проверки (инспекции) предусматривают детальную проверку одного или нескольких вопросов обеспечения требований безопасности в области использования атомной энергии, перечисленных в пункте 35 Регламента. Данные проверки (инспекции) проводятся должностными лицами или комиссиями, включающими должностных лиц центрального аппарата или территориального органа Ростехнадзора. Необходимость их проведения устанавливается по результатам надзора и состояния безопасности поднадзорных объектов.

39. К проведению комплексных и целевых проверок (инспекций) могут привлекаться в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", эксперты и экспертные организации. К проведению проверок (инспекций) на ядерных установках могут привлекаться также инспектора и специалисты Ростехнадзора с опытом надзорной практики на ядерных установках различного типа.

40. Результатом административного действия является оформление приказа (распоряжения) руководителя Ростехнадзора, территориального органа Ростехнадзора (заместителя руководителя) в соответствии с Типовой формой приказа (распоряжения), утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", и направление его копии в проверяемую организацию.

О проведении плановой проверки (инспекции) проверяемая организация уведомляется не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии приказа (распоряжения) о начале проведения плановой проверки (инспекции) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, если такой адрес содержится в едином государственном реестре юридических лиц либо ранее был представлен юридическим лицом в Ростехнадзор (его территориальный орган), или иным доступным способом. О проведении внеплановой проверки (инспекции) (за исключением проверок (инспекций) по основаниям, указанным в подпункте 2 пункта 33 Регламента), проверяемая организация уведомляется не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом. В случае проведения внеплановой проверки (инспекции) по основаниям, указанным в подпункте "в" подпункта 2 пункта 33 Регламента, предварительного уведомления о начале ее проведения не требуется.

(в ред. Приказа Ростехнадзора от 09.10.2017 N 414)

(см. текст в предыдущей редакции)

41. В приказе (распоряжении) о проведении проверки (инспекции) указываются следующие сведения:

1) дата и номер приказа (распоряжения);

2) наименование территориального органа или структурного подразделения центрального аппарата Ростехнадзора, а также вид (виды) государственного контроля (надзора);

(в ред. Приказа Ростехнадзора от 09.10.2017 N 414)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного(ых) на проведение проверки (инспекции), а в случае проведения проверки (инспекции) комиссией - фамилии, имена и отчества председателя комиссии и должностных лиц, входящих в состав комиссии, а также привлекаемых к проведению проверки (инспекции) представителей экспертных организаций и независимых экспертов;

(в ред. Приказа Ростехнадзора от 22.09.2015 N 369)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) наименование, местонахождение юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), проверка (инспекция) которых проводится;

5) цели, задачи, предмет проверки (инспекции);

6) срок проведения проверки, дата начала и окончания проверки (инспекции);

7) правовые основания проведения проверки (инспекции), в том числе ссылка на федеральные нормы и правила, нормативные правовые акты, нормативные документы в области использования атомной энергии, обязательные требования которых подлежат проверке;

8) перечень административных регламентов проведения мероприятий по надзору (контролю), административных регламентов взаимодействия;

9) перечень мероприятий по надзору (контролю), необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

10) перечень документов, представление которых юридическими лицами (их филиалами, представительствами, обособленными структурными подразделениями) необходимо для достижения целей и задач проверки (инспекции).

42. В целях детализации указанных в приказе (распоряжении) о проведении проверки (инспекции) целей, задач, предмета проверки (инспекции) в качестве приложения к приказу структурным подразделением центрального аппарата или территориального органа Ростехнадзора, ответственным за проведение проверки (инспекции), разрабатывается и утверждается программа проверки (инспекции), которая является его неотъемлемой частью.

43. Программа проверки (инспекции) должна включать состав подлежащих проверке вопросов, наименование структурных подразделений проверяемой организации и объектов использования атомной энергии, подлежащих проверке (инспекции), а также состав информации (в виде отчетов и справок) в соответствии с изложенными в программе проверки (инспекции) вопросами, которая должна быть представлена проверяемой организацией комиссии в установленные программой проверки (инспекции) сроки. Программа проверки (инспекции) должна быть разработана с учетом дифференцированного подхода в зависимости от потенциальной опасности объекта использования атомной энергии. При разработке программ проверок (инспекций) организаций, эксплуатирующих объекты использования атомной энергии, должна быть учтена проверка культуры безопасности и ее индикаторов.

44. Программа плановой проверки (инспекции) должна быть направлена в проверяемую организацию в сроки, установленные пунктом 40 Регламента. В целях обеспечения подготовки требуемой информации и создания условий для проведения проверки (инспекции) проверяемая организация уведомляется о вопросах, подлежащих проверке в соответствии с программой, не позднее чем за 15 календарных дней до начала проверки (инспекции).

Программа внеплановой проверки (инспекции) должна быть передана проверяемой организации перед началом проверки (инспекции). При проведении внеплановой проверки (инспекции) в случае поступления информации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации техногенного характера допускается программу проверки (инспекции) не составлять.

45. Комиссия в процессе подготовки к проверке (инспекции) анализирует следующие материалы и документы:

структуру и устав (положение) проверяемой организации, проектные характеристики объектов использования атомной энергии;

информацию, подготовленную проверяемой организацией в соответствии с программой проверки (инспекции);

программы обеспечения качества работ, выполняемых проверяемой организацией;

условия действия выданных проверяемой организации лицензий;

ранее выданные предписания Ростехнадзора и его территориальных органов этой организации и информацию об их выполнении, а также отчетные документы по результатам ранее проведенных проверок (инспекций);

материалы по расследованию нарушений в работе объектов использования атомной энергии, а также информацию об отказах и недостатках систем, оборудования;

информацию о состоянии безопасности объектов использования атомной энергии.

46. Ответственными должностными лицами за выполнение административного действия по организации проверок (инспекций) являются должностные лица Ростехнадзора, проводящие проверку (инспекцию).