Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов.

Взаимодействие денежно-кредитной политики и иных видов государственной экономической политики

Денежно-кредитная политика, как и иные виды экономической политики, осуществляется в рамках реализации общей стратегии экономического развития России. Большинство направлений макроэкономической политики по своей природе не могут быть обособленными и оказывают взаимное влияние как на условия реализации, так и на результаты принимаемых мер. Поэтому успешность проведения экономической политики в целом, перспективы преодоления структурных ограничений в значительной мере зависят от координации действий органов государственной власти на всех уровнях, в том числе Банка России и Правительства Российской Федерации.

Отвечая за несколько направлений экономической политики, включая поддержание ценовой и финансовой стабильности, устойчивость и развитие финансового сектора и платежной системы, Банк России обеспечивает их взаимную согласованность, комплексно применяя имеющиеся инструменты и учитывая их взаимное влияние. В частности, ключевая ставка, являясь инструментом широкого воздействия, используется в первую очередь для достижения цели по инфляции. Меры взвешенной денежно-кредитной политики, имея стабилизационный характер, одновременно способствуют поддержанию финансовой и общей макроэкономической стабильности. Однако ценовая стабильность сама по себе не способна предупредить накопление системных финансовых рисков. Для обеспечения устойчивости финансового сектора Банк России применяет инструменты регулирования, включая меры макропруденциального регулирования. Меры макропруденциального регулирования включают в том числе антициклическую надбавку к нормативу достаточности капитала кредитных организаций, которая позволяет сформировать буфер капитала на случай нарастания системных рисков. На снижение рисков для финансовой стабильности, повышение устойчивости банковского сектора и надежное выполнение им своих функций также направлены действия по выводу с рынка недобросовестных участников и меры по повышению эффективности процедуры финансового оздоровления кредитных организаций. Банк России имеет в своем распоряжении и инструменты, позволяющие оказывать точечное влияние на отдельные сегменты рынка в случае появления признаков их перегрева. В их числе - использование повышенных коэффициентов риска к отдельным видам активов для расчета норматива достаточности капитала, например по кредитам в иностранной валюте и по необеспеченным потребительским кредитам. Эта мера призвана обеспечить дополнительный буфер капитала банкам по таким активам. Применение повышенных коэффициентов риска к кредитам и облигациям, номинированным в иностранной валюте, также направлено на ограничение рисков накопления валютной задолженности компаниями, не имеющими достаточного объема валютной выручки для своевременного обслуживания внешнего долга. При этом, являясь прежде всего инструментом поддержания ценовой стабильности, в исключительных случаях ключевая ставка может быть использована для поддержания финансовой стабильности. В случае возникновения шоковых событий, которые могут нести существенную угрозу для финансовой стабильности, и необходимости экстренного и обширного воздействия на экономику с целью нейтрализации такой угрозы Банк России может усилить воздействие макропруденциальных мер изменением ключевой ставки, если посчитает, что макропруденциальных мер недостаточно, чтобы в необходимой степени и быстро повлиять на ситуацию. Кроме того, в случае внешних шоков, угрожающих финансовой стабильности, Банк России при необходимости будет рассматривать применение инструментов валютного рефинансирования, задолженность по которым кредитные организации погасили в 2017 году. Банк России проводит регулярный мониторинг ситуации в финансовом, в том числе в банковском секторе, и публикует результаты в Обзоре финансовой стабильности, а также в Обзоре рисков финансовых рынков.

Безусловно, регулятивные меры оказывают влияние на денежно-кредитные условия, что учитывается Банком России при разработке макроэкономического прогноза и определении уровня ключевой ставки. Например, уточнение обязательных нормативов деятельности может способствовать формированию более сбалансированного подхода банков к проведению операций, что может отражаться в том числе на динамике денежных агрегатов.

Устойчивость финансовых институтов, которая обеспечивается Банком России в рамках выполнения функций по регулированию и надзору, является необходимым условием нормальной работы трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. Скорость и четкость передачи сигнала от ключевой ставки к реальному сектору и инфляции во многом зависит от уровня развития финансового сектора, его роли в формировании сбережений и кредита. Банк России продолжает работу по повышению качества финансового посредничества, принимая меры, направленные на расширение спектра и повышение доступности финансовых услуг при усилении защиты прав их потребителей, на внедрение новых технологий, а также повышение финансовой грамотности участников финансового рынка <2>. В России сохраняется большой потенциал для развития данного направления. Наряду с повышением эффективности трансмиссионного механизма, эти меры способствуют усилению вклада финансовых институтов в создание благоприятных условий для экономической деятельности, формирование инвестиций.

--------------------------------

<2> См. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016 - 2018 годов.

Ряд мер государственной экономической политики вносит непосредственный вклад в ценовую стабильность, а также способствует благополучию граждан. В частности, реализуемый подход к индексации регулируемых цен и тарифов на коммунальные услуги населению на 4% способствовал снижению инфляционного давления, учитывая достаточно заметную долю этих услуг в потребительской корзине (5,9%). Закрепление такой практики как на федеральном, так и на региональном уровне в сочетании с проведением последовательной денежно-кредитной политики будет содействовать уменьшению инфляционных ожиданий и сохранению инфляции вблизи 4%. Более того, учитывая, что большинство указанных услуг пользуется массовым спросом, по сути являясь услугами первой необходимости, предсказуемый и умеренный рост цен на них будет предотвращать появление социальной напряженности.

Созданию условий для ценовой стабильности способствуют и правительственные меры по развитию инфраструктуры продовольственного рынка в части транспортировки и хранения сельскохозяйственной продукции, а также расширения мощностей по ее переработке. Эти мероприятия будут содействовать как более стабильной динамике цен на продовольствие, так и процессам импортозамещения на указанном рынке. Продовольствие составляет около 40% потребительской корзины, включая в основном товары широкого потребления. При этом цены именно данной группы товаров подвержены наиболее сильным колебаниям (в том числе под влиянием погодных условий и ожиданий урожая, изменения цен на мировом рынке), что особенно чувствительно для населения. Решение этой проблемы будет содействовать не только повышению благополучия граждан и стабилизации инфляции вблизи 4%, но и укреплению продовольственной безопасности страны.

Повышению действенности мер, принимаемых Банком России, в перспективе будут способствовать и усилия Правительства Российской Федерации, направленные на преодоление структурных проблем, наряду с созданием механизмов и стимулов для экономического развития. В частности, снижение степени монополизации во многих отраслях экономики повысит гибкость товарного предложения и цен, что будет способствовать их более чуткой реакции на изменения потребительской активности, в том числе под влиянием ключевой ставки. Усиление территориальной и профессиональной мобильности трудовых ресурсов, снижение административных и институциональных барьеров для открытия нового бизнеса, развитие транспортной и логистической инфраструктуры необходимы как для повышения гибкости предложения товаров и услуг, так и для его территориальной диверсификации, увеличения экономического потенциала. Решение проблемы высокой дифференциации доходов и богатства в обществе сформирует условия для сбалансированного развития, формирования сбережений и социальной стабильности, при этом расширяя возможности центрального банка влиять на цены через платежеспособный спрос. Это связано с тем, что домашние хозяйства со средним уровнем дохода чутко реагируют на изменения процентных ставок и цен, корректируя уровень потребления и сбережений. Постепенное решение этих задач будет способствовать тому, что в случае отклонения инфляции от цели под действием тех или иных факторов ее возвращение к цели будет требовать меньшей реакции денежно-кредитной политики, чем в настоящее время.

Применение бюджетного правила, действующего с начала 2017 г., в среднесрочной перспективе создаст условия для снижения зависимости российской экономики, а также государственных финансов от фазы цикла на мировом нефтяном рынке. В сочетании с режимом таргетирования инфляции это ограничит влияние внешних условий на реальный валютный курс и конкурентоспособность российских товаров и услуг. Сохранение консервативного подхода к формированию государственных финансов в рамках применения бюджетного правила, а также проведение взвешенной денежно-кредитной политики являются ключевыми факторами общей макроэкономической стабильности. Банк России также будет оценивать возможность возобновления покупок иностранной валюты на валютном рынке для пополнения международных резервов до уровня 500 млрд долл. США. Более высокий уровень международных резервов, чем предусматривают стандартные показатели достаточности резервов, желателен для устойчивого функционирования российской экономики в условиях изменчивой внешнеэкономической конъюнктуры и ограничения рисков для финансовой стабильности в случае реализации внешних шоков. Банк России будет проводить указанные операции в такой форме, чтобы не оказывать существенного влияния на внутренний финансовый рынок и не препятствовать достижению цели по ценовой стабильности. Проведение данных операций не противоречит режиму плавающего валютного курса, которого придерживается Банк России, учитывая, что поддержание того или иного уровня валютного курса или скорости его изменения не является целью данных операций. Напротив, параметры операций в целях пополнения резервов определяются таким образом, чтобы не оказывать значимого воздействия на динамику валютного курса.

Вместе с тем для сбалансированного и самостоятельного развития, снижения чувствительности к внешним шокам необходима диверсификация российской экономики, преодоление ее сырьевой направленности и зависимости от импорта. Это особенно важно в условиях неблагоприятной и изменчивой конъюнктуры мировых рынков, а также санкций в отношении России. В острую фазу кризиса российская экономика (ее финансовый и реальный секторы) продемонстрировала высокую способность адаптации к внешним шокам и санкционным ограничениям при своевременном применении антикризисных мер государственной политики. Вместе с тем долговременная устойчивость, снижение реакции экономических показателей, в том числе валютного курса, инфляции, настроений и ожиданий домашних хозяйств и бизнеса, а также уровня жизни населения в целом, на изменение внешних условий станет возможным только с течением времени, по мере преодоления структурных проблем и повышения внутренней устойчивости российской экономики, в том числе ее финансовых институтов. В части своих функций Банк России принимает меры по укреплению и развитию финансового, в том числе банковского, сектора, национальной платежной системы, повышая их внутреннюю устойчивость, обеспечивая их способность обслуживать экономическую деятельность и содействовать ее развитию, выступать посредником при формировании сбережений и инвестиций независимо от характера изменения внешней среды.

Банк России учитывает структурные особенности российской экономики, а также внутренние и внешние вызовы и ограничения при проведении денежно-кредитной политики и координирует свои действия с политикой Правительства Российской Федерации, направленной на решение структурных проблем в рамках согласованной системы государственного стратегического и оперативного планирования. При этом постепенно должна возрастать роль механизмов, способствующих объединению усилий государства и бизнеса в решении комплексных задач, в том числе применения инструментов частно-государственного партнерства в реализации приоритетных для экономического развития проектов и программ. Одновременно необходимо сохранить устойчивость экономики и не допустить накопления дисбалансов в финансовом и реальном секторах, в частности чрезмерного увеличения банковского кредитования и долговой нагрузки (которая высока в ряде секторов). Поэтому заслуживают внимания рыночные механизмы и налоговые, бюджетные, регуляторные инструменты для создания стимулов к перераспределению уже созданных денежных ресурсов и накоплений между сегментами экономики, а также к повышению эффективности их использования. Этому также будут способствовать постепенное снижение ключевой ставки Банком России по мере стабилизации инфляции вблизи 4% и предсказуемость финансовых условий в экономике. В этих условиях будет происходить выравнивание доступности кредитования для различных секторов экономики, потребность в специализированных инструментах рефинансирования и задолженность по ним будут постепенно снижаться. В сентябре 2017 г. Банк России одобрил стратегию поэтапного выхода из применения специализированных инструментов рефинансирования. Она нацелена на постепенное замещение льготного кредитования рыночными механизмами. Одним из основных принципов стратегии является сохранение условий по ранее предоставленным кредитам. Процесс реализации стратегии будет поэтапным и займет несколько лет. Скорость сворачивания Банком России мер косвенной поддержки будет зависеть от экономической ситуации, в том числе повышения доступности рыночных источников финансирования. Соответствующие сроки выхода из применения специализированных инструментов будут определяться и при необходимости уточняться на основе среднесрочных сценариев экономического развития, разрабатываемых Банком России. По мере реализации этого процесса будет возрастать роль бюджетных стимулов и механизмов, которые, в частности, уже используются в рамках поддержки кредитования производителей сельскохозяйственной продукции, организаций-экспортеров, малого и среднего предпринимательства <3>.

--------------------------------

<3> Данный механизм предусматривает субсидирование процентных ставок через предоставление из федерального бюджета субсидий кредитным организациям.

Политика Банка России по всем направлениям его деятельности в силу специфики решаемых задач и применяемых инструментов объективно не может снять основные структурные ограничения или стать драйвером экономического роста, но при этом создает для него необходимые условия. Ценовая и финансовая стабильность - это неотъемлемый элемент общей макроэкономической стабильности, без которой невозможна успешная реализация структурной и иных видов экономической политики. Последовательная и прозрачная денежно-кредитная политика, нацеленная на сохранение ценовой стабильности и содействующая финансовой стабильности, способствует социальному благополучию, а также вносит вклад в повышение экономической определенности, которая важна для разработки и реализации экономической стратегии как на государственном, так и на частном уровне.