В части внутренних условий Банк России, во-первых, учитывает сохранение структурных ограничений развития российской экономики. Ее низкая диверсификация, преобладание отраслей по добыче и переработке сырья, высокая доля их продукции в экспорте отражаются в существенном влиянии конъюнктуры мировых сырьевых рынков на динамику выпуска, доходов, потребления и цен. Оно будет смягчаться плавающим валютным курсом, изменение которого балансирует интересы разных субъектов экономики, а также обеспечивает подстройку платежного баланса России. При этом Банк России будет оценивать характер факторов, вызывающих колебания валютного курса, и их влияние на динамику инфляции и инфляционных ожиданий.
Потенциал роста российской экономики ограничен, с одной стороны, отсутствием возможностей существенного расширения добычи и поставок природных ресурсов на мировой рынок. Это связано как с умеренной динамикой внешнего спроса, избытком предложения и высокими запасами на мировом рынке нефти, так и со значительной загрузкой имеющейся транспортной инфраструктуры по некоторым видам энергоносителей, в частности природному газу. С другой стороны, ограничением для роста и модернизации экономики будет выступать целый ряд внутренних факторов. Среди них - демографическая ситуация и связанный с ней низкий потенциал роста экономически активного населения, институциональные характеристики, в том числе качество управления на всех уровнях как в государственном, так и в частном секторе, недостаточная развитость транспортной и логистической инфраструктуры, высокая монополизация, низкий объем инвестиций в технологии и основные фонды при высокой степени их износа. В этих условиях темпы экономического роста в России на трехлетнем горизонте, по оценке Банка России, не превысят 1,5 - 2%. Кроме того, указанные структурные характеристики снижают гибкость реакции производства в ответ на увеличение спроса, что в итоге может отражаться и на динамике цен. Это, в свою очередь, означает, что возможные масштабы расширения внутреннего спроса, которые не будут сопровождаться повышением инфляционного давления и появлением дисбалансов в финансовой сфере, ограниченны. Темпы роста потребления и инвестиций могут быть лишь несколько выше темпов роста ВВП, учитывая, что часть расходов идет на покупку импортных товаров. Банк России будет оценивать скорость, характер и структуру увеличения внутреннего спроса, формируя денежно-кредитные условия, при которых его динамика будет соответствовать возможностям внутреннего производства.
Структура экономического роста не претерпит существенных изменений. На прогнозном горизонте во всех сценариях расширение потребительского спроса по сравнению с инвестиционным спросом будет происходить более быстрыми темпами. Рост инвестиций останется умеренным как из-за дефицита новых конкурентоспособных инвестиционных проектов, так и в условиях сохраняющихся институциональных проблем, увеличивающих стоимость инвестиционных проектов и ограничивающих горизонт планирования. В результате в случае отсутствия мер структурной политики переход к инвестиционной модели развития не начнется при сохранении сырьевой модели экономики. При этом вклад международной торговли в темпы экономического роста с 2017 г. станет отрицательным после положительных значений в 2013 - 2016 годах. Это связано с ограниченными возможностями расширения экспорта при увеличении импорта наряду с ростом потребления.
Банк России также учитывает, что структурные особенности не только ограничивают возможности увеличения производства, но и некоторые из них также оказывают устойчивое влияние на динамику цен. Среди таких факторов - характеристики российского рынка труда, сильная дифференциация доходов, товарная структура потребления.
В 2017 г. уровень безработицы близок к естественному, то есть рынок труда находится в равновесии. В этих условиях дальнейший рост спроса на труд при расширении производства может столкнуться с недостатком предложения при относительно стабильной численности экономически активного населения. Дефицит кадров на рынке труда, который уже сейчас наблюдается по отдельным специальностям, создает предпосылки для ускоренного увеличения зарплат относительно роста производительности труда, что, в свою очередь, может создавать инфляционное давление. В случае усиления этих процессов может потребоваться проведение Банком России более жесткой денежно-кредитной политики для ограничения инфляционных рисков и сохранения инфляции вблизи 4%.
Сильная дифференциация доходов и относительно невысокая доля среднего класса в России является другой структурной характеристикой, которая оказывает влияние на условия проведения денежно-кредитной политики, а также ее трансмиссионный механизм. Домашние хозяйства со средним уровнем дохода, как правило, чутко реагируют на изменения процентных ставок по депозитам и кредитам, в том числе под влиянием денежно-кредитной политики, что отражается на их предпочтениях к сбережениям, готовности брать кредит и динамике потребления. Небольшая доля семей со средним уровнем дохода в России может ограничивать действенность трансмиссионного механизма, что будет учитываться Банком России при анализе воздействия мер денежно-кредитной политики на динамику спроса и инфляции.
Невысокий уровень благосостояния населения также отражается в довольно значительной доле продовольственных товаров в потребительской корзине, что сохранится и в предстоящий трехлетний период. Она постепенно снижается, но это длительный процесс. Цены на продовольственные товары более всего подвержены значимым колебаниям под влиянием разовых временных факторов - таких как погодные условия и связанные с ними объем, качество и сохранность урожая, а также эпизоды колебания цен на мировом продовольственном рынке. Сохранение существенной доли продовольствия в потребительской корзине отражается на динамике общего индекса цен. Учитывая высокую чувствительность инфляционных ожиданий к ценовым всплескам на данную группу товаров, Банк России будет отслеживать их реакцию на временные колебания цен, принимая решения по ключевой ставке.
Уменьшению волатильности продовольственных цен и, соответственно, инфляции в целом будет способствовать реализация ряда государственных мер по поддержке агропромышленного комплекса. Прежде всего это меры в области развития инфраструктуры по перевозке, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, в том числе улучшению складской логистики посредством дальнейшего развития сети оптово-распределительных центров. Развитие программ по стимулированию внутреннего производства удобрений позволит снизить зависимость от колебаний импортных цен на них и, следовательно, издержек производства и цен на конечную продукцию.
Таким образом, на трехлетнем горизонте структурные особенности российской экономики будут как определять динамику экономической активности, так и оказывать влияние на условия проведения денежно-кредитной политики. Для увеличения потенциала экономического роста необходимы меры государственной политики, направленные на изменение структуры экономики и преодоление обозначенных выше проблем, а также подключение усилий всех участников экономических отношений. Важно повышение роли регуляторных, налоговых механизмов, программ частно-государственного партнерства в создании стимулов для инвестиций в машины и оборудование, технологии, человеческий капитал, увеличение производительности труда. Необходимы меры по развитию конкурентной среды, увеличению доли малых и средних предприятий в производстве выпуска товаров и услуг. Повышение гибкости рынка труда возможно за счет мероприятий, направленных на повышение мобильности трудовых ресурсов, как территориальной, так и профессиональной, создание стимулов для внутренней трудовой миграции и привлечения иностранных высококвалифицированных кадров. Вместе с тем подготовка и реализация указанных мер требует длительного времени, их влияние на динамику экономической активности будет проявляться постепенно, их заметный вклад в темпы роста ВВП проявится в основном уже за трехлетним прогнозным горизонтом. При расчете параметров прогноза Банк России учитывает только законодательно утвержденные и четко определенные программы, направленные на преодоление структурных проблем. По мере законодательного закрепления дополнительных конкретных мер государственной структурной политики, оказывающих влияние на экономическую динамику, Банк России будет просчитывать соответствующий сценарий развития. В этом сценарии при увеличении потенциала роста выпуска товаров и услуг соответствующее ему расширение внутреннего спроса не будет создавать инфляционных рисков и не потребует реакции денежно-кредитной политики, учитывая повышение производительности труда и эффективности производства.
Вторым важным фактором формирования внутренних условий будет сохранение стратегии бюджетной консолидации с применением бюджетного правила <1>. Планируемая привязка расходов федерального бюджета к параметрам доходов обеспечивает сокращение бюджетного дефицита до низкого уровня - около 2% ВВП в 2018 г. и менее 1% ВВП - в дальнейшем. Предполагаемая траектория увеличения госдолга, не опережающего прирост номинального ВВП, наряду с применением бюджетного правила, обеспечит устойчивость государственных финансов, что важно для сохранения общей макроэкономической и финансовой стабильности, необходимой для производственной и хозяйственной деятельности. Аккумулирование дополнительных нефтяных доходов при реальной цене на нефть, превышающей 40 долл. США за баррель <2>, позволит формировать "подушку безопасности" на случай их падения ниже указанного уровня. Применение бюджетного правила с проведением Минфином России операций на валютном рынке способствует снижению уязвимости российской экономики к колебаниям конъюнктуры глобального нефтяного рынка и изменению структуры экономики в сторону снижения ее сырьевой зависимости. Механизм бюджетного правила, используемый наряду с режимом таргетирования инфляции, будет ограничивать колебания реального валютного курса рубля и его влияние на конкурентоспособность российских товаров.
--------------------------------
<1> При разработке прогноза Банк России учитывает проектировки федерального бюджета, представленные в проекте Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.
<2> То есть в ценах 2017 г. с учетом ежегодной индексации на 2% начиная с 2018 года.
Влияние бюджетных операций на уровень ликвидности банковского сектора сократится. Это произойдет по мере снижения бюджетного дефицита и планируемого прекращения его финансирования за счет средств суверенных фондов с 2019 года. Операции Минфина России на валютном рынке в рамках механизма бюджетных правил также не будут значимо отражаться на банковской ликвидности. Это связано с тем, что указанные операции, например по покупке иностранной валюты на валютном рынке, обеспечивающие приток ликвидности, сопоставимы по объему с операциями по продаже валюты экспортерами для осуществления налоговых платежей (отток ликвидности) при цене нефти выше 40 долл. США за баррель.
Принимая во внимание планируемые ограничения на государственные расходы для снижения дефицита бюджета, вклад государственного потребления в темпы роста ВВП будет близким к нулю или небольшим отрицательным. Динамика бюджетных расходов не создаст дополнительного инфляционного давления, в том числе с учетом предполагаемой индексации заработных плат государственных служащих на величину 4%. Даже при более высоких темпах роста заработной платы для служащих, подпадающих под "майские указы", общий рост расходов бюджетной системы по статье оплаты труда составит в среднем не более 2,5 - 3% ежегодно в 2017 - 2020 годах. Предполагаемые мероприятия по повышению минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума будут способствовать социальной стабильности и преодолению проблемы бедности, не создавая при этом значимых инфляционных рисков.
Третьей предпосылкой в части внутренних условий является сохранение практики умеренных темпов индексации регулируемых цен и тарифов на всем прогнозном горизонте в соответствии с проектировками, заявленными Правительством Российской Федерации на 2018 - 2020 годы. Динамика цен естественных монополий влияет на себестоимость любого продукта и услуги в потребительской корзине. Поэтому увеличение тарифов со скоростью, не превышающей инфляцию, будет важным условием закрепления темпов роста потребительских цен вблизи 4% в среднесрочной перспективе. Данный фактор также будет способствовать снижению инфляционных ожиданий бизнеса и домашних хозяйств. Более прозрачному механизму формирования цен на услуги естественных монополий будут также содействовать меры по повышению эффективности их деятельности - в частности, дальнейшая демонополизация рынков ЖКХ, увязка лимитов на повышение тарифов с реализацией программ эффективности монополий, дальнейшее внедрение Стандарта конкуренции в субъектах Российской Федерации <3>. Банк России продолжит взаимодействовать с Правительством Российской Федерации по указанным вопросам для обеспечения согласованности принимаемых решений.
--------------------------------
<3> Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 г. N 1738-р.
Характер динамики инфляционных ожиданий всех субъектов экономики является еще одним важным фактором, который учитывает Банк России в прогнозе и при определении траектории ключевой ставки. Ожидается, что инфляционные ожидания домашних хозяйств и фирм продолжат снижаться по мере закрепления инфляции вблизи 4% и формирования доверия к денежно-кредитной политике. При этом будет сохраняться асимметричность их динамики, которая проявляется в большей чувствительности к факторам проинфляционного характера, чем к факторам противоположного действия - более сильной реакции на ослабление рубля, чем на его укрепление, на рост цен на продовольствие, чем на их снижение. Кроме того, требуется длительное время для появления уверенности участников экономических отношений в том, что центральный банк примет все необходимые меры, чтобы вернуть инфляцию к цели в случае отклонения от нее. Поэтому инфляционные ожидания все еще будут реагировать на краткосрочные факторы, влияющие на динамику цен. Это создает риски того, что действие временных факторов может приобрести более устойчивый характер, что требует от Банка России осторожного подхода к снижению ключевой ставки и проведения более жесткой денежно-кредитной политики, чем в отсутствие указанных эффектов со стороны инфляционных ожиданий.
Важно, чтобы с течением времени инфляционные ожидания делового сообщества закрепились вблизи 4%, учитывая, что именно компании формируют заработные платы и цены на конечную продукцию, а участники финансового сектора устанавливают процентные ставки. Инфляционные ожидания населения могут оставаться несколько выше цели, что связано с индивидуальными и психологическими особенностями восприятия ценовых изменений. Это характерно даже для стран с длительным опытом обеспечения ценовой стабильности. Для динамики инфляции важен не столько уровень инфляционных ожиданий населения как таковой, сколько их изменение, отсутствие резких колебаний. Снижению инфляционных ожиданий и их стабилизации на низком уровне будут способствовать как закрепление инфляции вблизи 4%, так и меры в области увеличения финансовой грамотности населения и информационной открытости. При этом особое внимание Банк России будет уделять расширению взаимодействия с экономическими субъектами на региональном уровне. Применяя индивидуальный подход к разным группам (компаниям, населению, аналитическому и экспертному сообществу), Банк России будет стремиться повысить доверие к проводимой им политике, тем самым способствуя ослаблению привязки инфляционных ожиданий экономических субъектов к динамике инфляции в прошлые годы, когда она испытывала существенные и непредсказуемые колебания.
В части внутренних финансовых условий во всех сценариях предполагается их постепенное смягчение, поддерживающее сбалансированный экономический рост, что будет определяться рядом факторов. По мере закрепления инфляции вблизи 4% Банк России продолжит снижение ключевой ставки и постепенный переход от умеренно жесткой к нейтральной денежно-кредитной политике. На среднесрочном горизонте равновесный уровень реальной процентной ставки для России оценивается в 2 - 3%, что предполагает возможность снижения номинальной ключевой ставки до 6,00 - 7,00% при сохранении инфляции вблизи 4%. В прогнозный период снижение ключевой ставки к указанному уровню будет постепенным, по мере уменьшения инфляционных ожиданий, ослабления их реакции на временные факторы, а также с учетом изменения склонности к сбережениям и заимствованиям. Банк России будет снижать ключевую ставку таким образом, чтобы, с одной стороны, сохранить привлекательность сбережений в рублях, а с другой - способствовать росту кредита, соответствующему общей экономической динамике, в том числе увеличению доходов. Такой подход необходим для сохранения стимулов к сбережениям у населения и увеличения потребительской активности, не опережающего возможности расширения производства и не создающего инфляционного давления. Постепенное снижение ключевой ставки также призвано способствовать формированию взвешенного подхода у заемщиков к привлечению кредитов, в том числе с учетом сохранения относительно высокого уровня долговой нагрузки в отдельных отраслях (приложение 8).
Банк России также ожидает, что на прогнозном горизонте сохранится разумный консерватизм банков и заемщиков в отношении кредита, учитывая опыт последних лет, когда накопленная в предыдущие годы относительно высокая задолженность стала источником рисков для финансовой устойчивости многих заемщиков, в первую очередь корпоративного сектора. Банк России рассчитывает на то, что банки будут стремиться к дальнейшему улучшению качества кредитных портфелей и снижению просроченной задолженности. Это отразится в том, что смягчение ценовых и неценовых условий кредитования банками будет происходить постепенно. По мере снижения ключевой ставки процентные ставки в финансовом секторе будут также снижаться. При этом уровень долгосрочных ставок еще достаточно долго будет отражать сохранение повышенных инфляционных ожиданий, для снижения которых требуется время.
При смягчении денежно-кредитных условий под влиянием, с одной стороны, снижения ключевой ставки Банком России, а с другой - консервативного подхода банков к отбору заемщиков рост кредитования будет происходить постепенно, не создавая рисков для устойчивости финансового и реального секторов, а также инфляционных рисков. Рост кредитования будет основным источником увеличения денежной массы на всем прогнозном горизонте, после того как в предыдущие несколько лет значимый вклад в удовлетворение спроса на деньги также вносили расходы средств суверенных фондов для финансирования дефицита бюджета. Роль этого источника денежного предложения будет снижаться по мере планируемого сокращения дефицита бюджета. Банк России будет поддерживать денежно-кредитные условия, при которых рост спроса на деньги будет соответствовать экономическим реалиям, а увеличение денежной массы не будет создавать рисков для динамики инфляции. При этом постепенный рост монетизации экономики продолжится, в том числе по мере развития и повышения уровня технологичности финансового сектора.
Основные прогнозные сценарии Банка России не предполагают формирования системных рисков, создающих угрозу финансовой стабильности. Тем не менее, Банк России располагает набором регулятивных (макропруденциальных) мер, способных купировать эти риски в случае их возникновения. В их состав входят меры системного характера, направленные на повышение общей устойчивости участников рынка к потенциальным шокам, а также секторальные меры, призванные ограничивать риски в отдельных сферах экономики или в отдельных инструментах.
В части системных мер Банк России обладает полномочиями по установлению национальной антициклической надбавки для целей накопления буфера капитала банковским сектором в периоды нарастания системных рисков. Решения по установлению национальной антициклической надбавки принимаются на ежеквартальной основе с учетом динамики кредитного цикла и других индикаторов системных рисков банковского сектора.
В случае возникновения угрозы перегрева тех или иных сегментов финансового рынка Банк России будет применять регулятивные меры, которые в отличие от ключевой ставки, имеющей широкий спектр влияния, будут использоваться для точечного воздействия на отдельные сегменты рынка и группы его участников. Например, при возникновении признаков перегрева сегмента необеспеченного потребительского кредитования Банк России будет готов повысить коэффициенты риска по необеспеченным потребительским кредитам для расчета норматива достаточности капитала.
В целях ограничения накопления системных рисков, связанных с уровнем валютной задолженности, Банк России может повысить коэффициенты риска по требованиям в иностранной валюте (по требованиям в иностранной валюте к физическим лицам и/или в отношении требований к юридическим лицам в зависимости от характера возникающих рисков). Вместе с тем в случае, если возникновение внешних шоков создаст угрозу финансовой стабильности, для ограничения рисков Банк России будет рассматривать необходимость возобновления операций валютного рефинансирования.
Банк России будет также совершенствовать практики для повышения оперативности принятия решений в сфере макропруденциальной политики. Для этого, в частности, планируется включить инструменты макропруденциального регулирования в отдельный нормативный акт Банка России, что позволит Совету директоров принимать решения без их дополнительного нормативного оформления.
Во всех сценариях Банк России будет обеспечивать сохранение инфляции вблизи 4%, формируя необходимые денежно-кредитные условия. В случае реализации непредвиденных шоков или рисков, приводящих к отклонению инфляции от цели, Банк России будет принимать меры для ее возвращения к уровням, близким к 4%, с учетом ситуации в экономике и задачи сохранения финансовой стабильности.
В отсутствие непредвиденных шоков на прогнозном горизонте инфляция будет находиться вблизи 4%. При этом в отдельные периоды темпы роста потребительских цен могут быть несколько выше или ниже 4%. Наблюдаемая в настоящее время высокая однородность в динамике потребительских цен по товарным группам, компонентам и регионам сохранится. При этом не исключены краткосрочные эпизоды волатильности цен на продовольственные товары, что, как отмечено выше, связано со значительным влиянием на них урожая и конъюнктуры мировых товарных рынков, а также в целом небольшим сроком их хранения, и значит, более быстрой реакцией их цен на те или иные факторы.
Региональные различия в динамике инфляции будут небольшими. При этом возможно некоторое временное ускорение роста цен в 2018 г. в регионах, участвующих в проведении чемпионата мира по футболу, на фоне роста потребительского спроса в данных регионах. Темпы роста цен несколько выше общероссийских, вероятно, будут наблюдаться в Центральном и Северо-Западном федеральных округах с более значительной долей в потреблении импортных товаров, которые отличаются более высокой волатильностью цен. Но в целом инфляция по федеральным округам будет находиться достаточно близко к 4%.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей