Федеральная образовательная программа основного общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 370.

1.2.5.13. Изобразительное искусство

Выпускник научится:

- характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;

- раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;

- создавать эскизы декоративного убранства русской избы;

- создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;

- определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

- создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;

- создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

- распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;

- характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;

- различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

- различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;

- находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;

- различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;

- называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;

- классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;

- объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;

- композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;

- создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;

- простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;

- навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);

- изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;

- создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;

- строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;

- характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;

- передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;

- творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;

- выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;

- рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;

- применять перспективу в практической творческой работе;

- навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;

- навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;

- видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;

- навыкам создания пейзажных зарисовок;

- различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;

- пользоваться правилами работы на пленэре;

- использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;

- навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;

- различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);

- определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;

- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

- различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;

- различать и характеризовать виды портрета;

- понимать и характеризовать основы изображения головы человека;

- пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;

- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;

- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;

- использовать графические материалы в работе над портретом;

- использовать образные возможности освещения в портрете;

- пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;

- называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;

- навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;

- навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;

- навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;

- рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;

- приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;

- характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;

- объяснять понятия "тема", "содержание", "сюжет" в произведениях станковой живописи;

- изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;

- узнавать и объяснять понятия "тематическая картина", "станковая живопись";

- перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно-тематической картины;

- характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;

- узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;

- характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;

- рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;

- называть имена нескольких известных художников объединения "Мир искусства" и их наиболее известные произведения;

- творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;

- творческому опыту по разработке художественного проекта - разработки композиции на историческую тему;

- творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;

- представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;

- называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;

- узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;

- характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;

- рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;

- описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;

- творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;

- анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;

- культуре зрительского восприятия;

- характеризовать временные и пространственные искусства;

- понимать разницу между реальностью и художественным образом;

- представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;

- опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;

- собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);

- представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;

- опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;

- систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;

- распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;

- понимать сочетание различных объемов в здании;

- понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;

- иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;

- понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;

- различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;

- характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;

- понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;

- осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка - вертикаль, круг - цилиндр, шар и т.д.;

- применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;

- применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

- создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;

- получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;

- приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;

- характеризовать основные школы садово-паркового искусства;

- понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII - XIX веков;

- называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;

- понимать основы краткой истории костюма;

- характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;

- применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны;

- использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;

- отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;

- использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;

- узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;

- различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;

- различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы "Троица" Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;

- узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;

- характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;

- раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;

- работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;

- различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;

- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

- сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;

- рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;

- ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII - XIX веков;

- использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX веков;

- выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;

- характеризовать признаки и особенности московского барокко;

- создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.

Выпускник получит возможность научиться:

- активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);

- владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;

- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;

- выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;

- понимать специфику изображения в полиграфии;

- различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);

- различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);

- проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;

- создавать художественную композицию макета книги, журнала;

- называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII - XIX веков;

- называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII - XIX веков;

- называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;

- называть имена выдающихся художников "Товарищества передвижников" и определять их произведения живописи;

- называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;

- понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;

- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;

- определять "Русский стиль" в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;

- использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

- называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;

- создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;

- узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;

- узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;

- осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;

- применять творческий опыт разработки художественного проекта - создания композиции на определенную тему;

- понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;

- характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;

- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

- характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;

- получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;

- использовать навыки коллективной работы над объемно-пространственной композицией;

- понимать основы сценографии как вида художественного творчества;

- понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;

- называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);

- различать особенности художественной фотографии;

- различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);

- понимать изобразительную природу экранных искусств;

- характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;

- различать понятия: игровой и документальный фильм;

- называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;

- понимать основы искусства телевидения;

- понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;

- применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;

- применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т.д. для спектакля из доступных материалов;

- добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;

- использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;

- применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т.д.;

- пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;

- понимать и объяснять синтетическую природу фильма;

- применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;

- применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;

- использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;

- применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;

- смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;

- использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;

- реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.