Федеральная образовательная программа основного общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 370.

Зарубежная литература

Гомер "Илиада" (или "Одиссея") (фрагменты по выбору)

Зарубежный фольклор, легенды, баллады, саги, песни

(6 - 8 кл.)

(2 - 3 произведения по выбору, 5 - 7 кл.)

Данте. "Божественная комедия" (фрагменты по выбору)

(9 кл.)

М. де Сервантес "Дон Кихот" (главы по выбору)

(7 - 8 кл.)

В. Шекспир "Ромео и Джульетта" (1594 - 1595).

1 - 2 сонета по выбору, например:

(8 - 9 кл.)

N 66 "Измучась всем, я умереть хочу..." (пер. Б. Пастернака), N 68 "Его лицо - одно из отражений..." (пер. С. Маршака), N 116 "Мешать соединенью двух сердец..." (пер. С. Маршака), N 130 "Ее глаза на звезды не похожи..." (пер. С. Маршака).

(7 - 8 кл.)

Д. Дефо "Робинзон Крузо" (главы по выбору)

Зарубежная сказочная и фантастическая проза, например:

(6 - 7 кл.)

Ш. Перро, В. Гауф, Э.Т. А. Гофман, бр. Гримм, Л.

Дж. Свифт "Путешествия Гулливера" (фрагменты по выбору)

Кэрролл, Л.Ф. Баум, Д.М. Барри, Дж.Родари, М. Энде, Дж.Р.Р. Толкиен, К. Льюис и др.

(6 - 7 кл.)

(2 - 3 произведения по выбору, 5 - 6 кл.)

Ж-Б. Мольер Комедии

Зарубежная новеллистика, например:

- 1 по выбору, например: "Тартюф, или Обманщик" (1664), "Мещанин во дворянстве" (1670).

(8 - 9 кл.)

П. Мериме, Э. По, О`Генри, О. Уайльд, А.К. Дойл, Джером К. Джером, У. Сароян, и др.

И.-В. Гете "Фауст" (1774 - 1832) (фрагменты по выбору)

(2 - 3 произведения по выбору, 7 - 9 кл.)

(9 - 10 кл.)

Г.Х. Андерсен Сказки

Зарубежная романистика XIX - XX века, например:

- 1 по выбору, например: "Стойкий оловянный солдатик" (1838), "Гадкий утенок" (1843).

А. Дюма, В. Скотт, В. Гюго, Ч. Диккенс, М. Рид, Ж. Верн, Г. Уэллс, Э.М. Ремарк и др.

(5 кл.)

(1 - 2 романа по выбору, 7 - 9 кл.)

Дж. Г. Байрон

Зарубежная проза о детях и подростках, например:

- 1 стихотворение по выбору, например: "Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!" (1814) (пер. М. Лермонтова), "Прощание Наполеона" (1815) (пер. В. Луговского), Романс ("Какая радость заменит былое светлых чар...") (1815) (пер. Вяч. Иванова), "Стансы к Августе" (1816) (пер. А. Плещеева) и др.

М. Твен, Ф.Х. Бернетт, Л.М. Монтгомери, А. де Сент-Экзюпери, А. Линдгрен, Я. Корчак, Харпер Ли, У. Голдинг, Р. Брэдбери, Д. Сэлинджер, П. Гэллико, Э. Портер, К. Патерсон, Б. Кауфман, и др.

(2 произведения по выбору,

5 - 9 кл.)

- фрагменты одной из поэм по выбору, например:

А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц" (1943)

"Паломничество Чайльд Гарольда" (1809 - 1811) (пер. В. Левика).

Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы, например:

(6 - 7 кл.)

(9 кл.)

Р. Киплинг, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Дарелл и др.

(1 - 2 произведения по выбору, 5 - 7 кл.)

Современнеая зарубежная проза, например:

А. Тор, Д. Пеннак, У. Старк, К. ДиКамилло, М. Парр, Г. Шмидт, Д. Гроссман, С. Каста, Э. Файн, Е. Ельчин и др.

(1 произведение по выбору,

5 - 8 кл.)

--------------------------------

<15> Примерная программа определяет основной корпус произведений, авторов, тем для каждой группы классов (с возможными пересечениями). Все указания на классы носят рекомендательный характер.

При составлении рабочих программ следует учесть:

- В программе каждого класса должны быть представлены разножанровые произведения; произведения на разные темы; произведения разных эпох; программа каждого года должна демонстрировать детям разные грани литературы.

- В программе должно быть предусмотрено возвращение к творчеству таких писателей, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, А.П. Чехов. В этом случае внутри программы 5 - 9 классов выстраивается своего рода вертикаль, предусматривающая наращение объема прочитанных ранее произведений этих авторов и углубление представлений об их творчестве.

Важно помнить, что изучение русской классики продолжится в старшей школе, где обучающиеся существенно расширят знакомство с авторами, представленными в списках основной школы (например, с Н.А. Некрасовым, Н.С. Лесковым, Л.Н. Толстым, А.П. Чеховым, А.А. Ахматовой, В.В. Маяковским и т.п.).

При составлении программ возможно использовать жанрово-тематические блоки, хорошо зарекомендовавшие себя на практике.

Основные теоретико-литературные понятия, требующие освоения в основной школе

- Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.

- Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.

- Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия, драма, трагедия).

- Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.

- Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф.

- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.

- Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.