Протоколом президиума Совета при Президенте РФ от 24.12.2018 N 15 утвержден Паспорт национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги".

2. Содержание приоритетного проекта

Цель проекта

Приведение с учетом соблюдения требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" в нормативное состояние дорожной сети 34 городских агломераций с населением свыше 500 тыс. человек в каждой (в 2018 г. - не менее 50 процентов протяженности дорожной сети, в 2025 г. - 85 процентов) и снижение в указанных городских агломерациях мест концентрации дорожно-транспортных происшествий в 2018 г. (относительно уровня 2016 г.) в 2 раза, в 2025 г. - на 85 процентов.

Показатели проекта и их значение по годам

Показатель

Тип показателя (основной, аналитический, показатель второго уровня)

Базовое значение (2016 год)

Период, год

2017

2018

2019

2020

2025

(прогнозное)

Доля протяженности дорожной сети городских агломераций, соответствующих нормативным требованиям к их транспортно-эксплуатационному состоянию, %

основной

38

44

50

58

67

85

Снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети городских агломераций, %

основной

100

73

50

45

39

15

Доля протяженности дорожной сети городских агломераций, работающих в режиме перегрузки в "час-пик", %

Показатель второго уровня

78

77

75

72

70

60

Доля граждан, отметивших улучшение ситуации на дорожной сети городских агломераций (в части состояния дорожной сети и уровня безопасности дорожного движения), %

Показатель второго уровня

0

20

40

50

55

65

Результаты проекта

1. За счет проведения работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию с учетом соблюдения требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" приведено в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние по показателям ровности и наличия дефектов 85% дорожной сети 34 городских агломераций с населением свыше 500 тыс. человек в каждой.

2. В рамках проведения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, объектов улично-дорожной сети и иных объектов, работ по организации дорожного движения и повышению безопасности дорожного движения, в том числе за счет оборудования участков дорожной сети тросовым и барьерным ограждениями, средствами освещения, искусственными неровностями для ограничения скоростного режима, оборудования перекрестков и наземных пешеходных переходов средствами освещения и светофорного регулирования, оснащения наземных пешеходных переходов и мест остановок общественного транспорта защитным и информационным оборудованием, введения ограничений скоростного режима количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий <1> на дорожной сети вышеуказанных городских агломераций снижено до 15% от уровня 2016 г.

3. В указанных городских агломерациях реализованы следующие мероприятия, направленные на совершенствование системы организации дорожного движения и оптимизацию транспортных потоков, синхронизацию развития транспортной инфраструктуры и всех видов транспорта с планами по осуществлению развития территорий, градостроительной политики, переключение перевозок грузов на иные виды транспорта, перевозок пассажиров - на общественный транспорт, включая пригородные перевозки:

3.1. На уровне законодательного регулирования приняты необходимые нормативные правовые и технические (при необходимости) акты.

3.2. В полном объеме актуализированы с учетом необходимости решения вышеуказанных задач и утверждены:

- документы территориального планирования;

- программы комплексного развития транспортной инфраструктуры;

- комплексные схемы организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом, в том числе учитывающие пригородные перевозки;

- комплексные схемы организации дорожного движения.

3.3. Внедрены интеллектуальные системы управления дорожным движением и объектами транспортной инфраструктуры:

- ведение реестра объектов дорожно-транспортной инфраструктуры с гео-привязкой;

- прогнозирование движения транспортных потоков;

- планирование дорожных работ и контроль за их выполнением;

- учет, ведение и актуализация программ комплексного развития транспортной инфраструктуры;

- учет, ведение и актуализация планов организации дорожного движения;

- управление транспортными потоками;

- обеспечение двусторонних связей с пользователями автомобильных дорог в том числе посредством использования автоматизированных мобильных приложений;

- синхронизацию и верификацию имеющихся данных путем организации информационного обмена с другими информационными системами, в том числе создаваемыми на уровня Российской Федерации.

4. В 2017 году внедрена общественно доступная информационно-аналитическая система контроля за формированием и эффективностью использования средств дорожных фондов.

Данная информационно-аналитическая система будет в том числе:

- обеспечивать возможности по мониторингу соблюдения субъектами Российской Федерации требований бюджетного законодательства в части направления в дорожные фонды средств за счет предусмотренных источников в полном объеме;

- содержать сведения о планируемых направлениях расходования средств соответствующих дорожных фондов, в том числе планы закупок в части осуществления дорожных работ, включая пообъектные перечни участков дорожной сети и иных объектов, в отношении которых планируется осуществлять указанные работы;

- содержать сведения о выполненных дорожных работах, включая сведения о гарантийных обязательствах подрядных организаций;

- обеспечивать возможности для получения обратной связи от пользователей дорожной сети, в том числе посредством использования автоматизированных мобильных предложений, в части ее состояния с гео-привязкой передаваемой информации, в том числе в целях решения задачи по осуществлению верификации представленных субъектами Российской Федерации данных о состоянии дорожной сети городских агломераций:

информация о состоянии автомобильных дорог в том числе в части наличие дефектов дорожного полотна;

информация об уровне трафика включая наличие транспортных заторов;

информации о местах проведения дорожных работ;

информации о возникновении дорожно-транспортных происшествий.

обеспечивать автоматизированную обработку получаемой от пользователей информации, в том числе в части ее синхронизации и верификации с соответствующей информацией, передаваемой владельцами автомобильных дорог.

5. Внедрены информационные ресурсы, обеспечивающие в том числе:

формирование базы данных фото- и видеоматериалов, содержащих зафиксированные гражданами нарушения правил дорожного движения, для их рассмотрения и принятия решений соответствующими органами;

общественный мониторинг ситуации на автомобильных дорогах, в первую очередь - в части внесения данных о неучтенных или выявленных аварийно-опасных участках дорог.

Описание модели функционирования результатов проекта

Собрана и обобщена информация о состоянии дорожной сети городских агломераций, в том числе об участках дорожной сети, не соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию, местах концентрации дорожно-транспортных происшествий. На основании этих данных разработаны и утверждены программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городских агломераций (далее - ПКРТИ).

Под термином "городская агломерация" понимается образуемая крупнейшим городским округом - "ядром агломерации" и муниципальными образованиями - "спутниками" многокомпонентная система с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями, в частности, наличием "маятниковой" трудовой миграции населения.

Под термином "дорожная сеть городской агломерации" понимается совокупность расположенных на территории городской агломерации автомобильных дорог общего пользования местного, регионального и федерального значения, а также следующие объекты улично-дорожной сети <2>:

- магистральные дороги скоростного и регулируемого движения;

- магистральные улицы непрерывного и регулируемого движения общегородского значения, транспортно-пешеходные и пешеходно-транспортные районного значения;

- улицы и дороги местного значения (наиболее загруженные): улицы в жилой застройке, улицы и дороги в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах (районах).

ПКРТИ разрабатывается и реализуется администрациями субъектов Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти, администрациями муниципальных образований, владельцами автомобильных дорог. ПКРТИ должна предусматривать консолидацию ресурсов за счет всех возможных источников (федеральные целевые программы, региональные и муниципальные программы и т.д.) на решение поставленных приоритетных задач.

Реализация ПКРТИ должна обеспечивать решение следующих приоритетных задач:

обеспечение необходимого уровня безопасности дорожного движения на дорожной сети городских агломераций, в том числе в части сокращения мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на дорожной сети (в том числе за счет оборудования участков дорожной сети тросовым и барьерным ограждениями, средствами освещения, искусственными неровностями для ограничения скоростного режима, оборудования перекрестков и наземных пешеходных переходов средствами освещения и светофорного регулирования, оснащения наземных пешеходных переходов и мест остановок общественного транспорта защитным и информационным оборудованием, введения ограничений скоростного режима и иных мероприятий);

приведение дорожной сети городских агломераций в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние (за счет проведения соответствующих дорожных работ);

устранение перегрузки дорожной сети городских агломераций, в том числе путем за счет переключения перевозок грузов на иные виды транспорта, перевозок пассажиров - на общественный транспорт, оптимизации транспортных потоков, повышения эффективности системы управления дорожным движением, перехода на современные модели развития транспортной инфраструктуры с использованием комплексных схем организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом, синхронизации развития всех видов транспорта и транспортной инфраструктуры;

повышение уровня удовлетворенности граждан состоянием дорожной сети городской агломерации.

Реализация ПКРТИ должна осуществляться с учетом необходимости ее синхронизации с иными программами и мероприятиями в области градостроительной деятельности, развития транспортной инфраструктуры и (или) затрагивающими транспортную инфраструктуру на территории соответствующей городской агломерации, в том числе в рамках подготовки к проведению Чемпионата Мира по футболу в 2018 году и реализации основного направления стратегического развития Российской Федерации "ЖКХ и городская среда".

--------------------------------

<1> В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" место концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасный участок дороги) - участок дороги, улицы, не превышающий 1000 метров вне населенного пункта или 200 метров в населенном пункте, либо пересечение дорог, улиц, где в течение отчетного года произошло три и более дорожно-транспортных происшествия одного вида или пять и более дорожно-транспортных происшествий независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди.

<2> Согласно Своду правил "Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений СП 42.13330.2011. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89".