II. Разработка сценарных условий и основных параметров долгосрочного прогноза
10. Минэкономразвития России совместно с участниками разработки прогноза разрабатывает сценарные условия прогноза.
11. Этап разработки сценарных условий включает три основные стадии:
1) подготовка Минэкономразвития России информационного запроса участникам разработки прогноза (в соответствии с пунктом 19 Правил) на предоставление предварительных прогнозных данных для формирования сценарных условий, основных параметров долгосрочного прогноза и предельных уровней цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на долгосрочный период;
2) разработка участниками разработки прогноза предварительных прогнозных данных и предложений в соответствии с информационным запросом Минэкономразвития России;
3) разработка Минэкономразвития России сценарных условий прогноза и основных параметров прогноза с учетом предварительных прогнозных данных, полученных от участников разработки прогноза.
12. Сценарные условия и основные параметры долгосрочного прогноза включают показатели в соответствии с пунктом 17 Правил, в том числе следующие группы показателей:
1) группа показателей внешних условий, характеризующих развитие внешнего спроса и ценовые условия на внешних рынках:
цены на нефть марки "Юралс" (мировые);
среднеконтрактные цены на экспортируемый природный газ, с выделением цен на поставку газа для дальнего зарубежья;
темпы роста мировой экономики и стран - основных торговых партнеров,
2) группа показателей внутренних условий, наиболее тесно связанных с государственной политикой или прямо ее характеризующих:
курс доллара США к рублю (среднегодовой);
индекс реального эффективного обменного курса рубля;
инфляция на конец года и в среднем за год;
предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора;
государственные капитальные вложения;
3) группа показателей по производственным ограничениям, включающих объемы добычи нефти и газа, а также показателей демографического прогноза;
4) группа показателей по развитию внешнеэкономических связей:
развитие экспорта нефти, нефтепродуктов и природного газа, машин, оборудования и транспортных средств;
сальдо счета текущих операций;
чистый ввоз (вывоз) капитала частным сектором с выделением прямых иностранных инвестиций;
изменение международных валютных резервов;
5) группа показателей эффективности экономики - динамика энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) и производительности труда;
6) группа основных показателей долгосрочного прогноза, согласованных со сценарными условиями и показателями эффективности экономики, в состав которых включаются показатели производства ВВП, конечного потребления и накопления, инвестиций в основной капитал, экспорта и импорта, их индексы физического объема и дефляторы; финансовые и социальные показатели, динамика отраслевых цен и др.
13. В целях формирования сценарных условий в соответствии с пунктом 19 Правил Минэкономразвития России направляет участникам разработки прогноза запрос, включающий основные макроэкономические показатели, в том числе: цену на нефть марки "Юралс" (мировую); курс доллара США к рублю (среднегодовой); прогноз инфляции на конец года и в среднем за год, для формирования сценарных условий, основных параметров долгосрочного прогноза и предельных уровней цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на долгосрочный период.
14. Сценарные условия и основные параметры прогноза целесообразно формировать с учетом ключевых факторов экономического роста и ряда обобщенных параметров, в том числе сформированных на основе информации, полученной от участников разработки прогноза в соответствии с пунктами 20 - 31 Правил.
К ключевым факторам экономического роста рекомендуется относить:
развитие и реализацию сравнительных преимуществ российской экономики в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах;
интенсивность инновационного обновления экономики и динамику производительности труда;
модернизацию транспортной и энергетической инфраструктуры;
развитие институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность, повышение эффективности государственных институтов;
интенсивность повышения качества человеческого капитала и формирование среднего класса;
интеграционные процессы на Евразийском экономическом пространстве.
К обобщенным параметрам рекомендуется относить:
темпы роста ВВП и динамику основных факторов, определяющих потенциальный рост ВВП;
параметры бюджета, включая дефицит и основные источники его финансирования (в том числе отношение к бюджетным правилам), механизмы и возможности финансирования задач по обеспечению целевых структурно-динамических параметров развития экономики;
степень достижения целей социального развития (уровня потребления, изменения расслоения населения по уровню доходов, возможности реализации человеческого потенциала);
параметры, характеризующие эффективность использования ресурсов, направленных на модернизацию экономики, рационализацию ее производственной структуры и развитие инфраструктуры;
параметры, характеризующие направления и степень использования конкурентных преимуществ страны, роль инновационных секторов и высокотехнологичных отраслей;
показатели, характеризующие изменение места и роли России в мировой экономике, ее зависимость от конъюнктуры рынков углеводородов и сырья, технологического импорта.
Варианты сценарных условий и соответствующих им основных параметров долгосрочного прогноза рекомендуется определять гипотезами об интенсивности действия факторов экономического роста в условиях стимулов, формируемых государственной политикой и внешней средой, характерными отличиями которых служат количественно определяемые показатели:
объемы и структура инвестиций в основной капитал по направлениям инвестирования, включая инвестиции в инновационные секторы, инфраструктурные проекты и высокотехнологичные производства;
динамика производительности труда как воплощение гипотез о развитии человеческого капитала, науки и инновационной деятельности;
энергоемкость производства как воплощение гипотез об обновлении производственно-технической базы, внедрении ресурсосберегающих и инновационных технологий;
темпы наращивания нетопливного экспорта как воплощение гипотез о повышении конкурентоспособности отечественной продукции, расширении сравнительных преимуществ российских производителей;
темпы роста технологического импорта как фактора повышения совокупной эффективности;
изменение структуры потребления домашних хозяйств как воплощение гипотез о социальной направленности экономики, развитии среднего класса, снижении дифференциации населения по уровню доходов.
При характеристике сценарных вариантов рекомендуется давать их описание на качественном (содержательном) уровне и в количественно-сопоставительной форме.
15. Разработку сценарных условий и основных параметров прогноза рекомендуется осуществлять с учетом внешних факторов, ключевой целью комплексного анализа которых является выявление перспектив спроса на российскую продукцию (в том числе на различных сегментах мирового рынка) с учетом изменения условий конкуренции, изменения потенциального объема и структуры мирового спроса, а также данных о развитии мировой экономики, группировок стран и отдельных стран, в том числе оценки будущего места и значимости России в мировой экономике, необходимых для сопоставительного анализа.
Учет внешних факторов и условий рекомендуется осуществлять на основе информации, представляемой в количественно определяемой форме и количественно неопределяемой форме.
К количественно определяемой информации о внешних условиях относятся:
прогнозы темпов роста мирового ВВП и основных стран и страновых группировок - торговых партнеров России;
прогнозы мировых цен на нефть и на отдельные сырьевые ресурсы;
прогнозы мирового спроса на энергоресурсы и их предложения (в том числе по отдельным странам и группам стран).
К количественно неопределяемой информации о внешних условиях рекомендуется относить важнейшие глобальные и национальные тренды (мегатренды), обусловливающие развитие мира в целом, включая научно-технологические тренды, в области:
процессов глобализации мирохозяйственных связей, формирования мировых цепочек производства продуктов и технологий;
формирования экономики знаний и инноваций как основы экономического развития;
развития IT-технологий, био-, нанотехнологий и конвергенции технологий;
повышения значимости новых источников энергии и энерго- и ресурсообеспечения;
развития медицины долголетия и достижения нового качества жизни;
повышения значимости человеческого капитала как определяющего фактора конкурентного преимущества, уровня мобильности рабочей силы;
изменения климата и окружающей среды;
борьбы за глобальное лидерство.
16. Разработку основных показателей вероятного развития мировой экономики и определяющих его важнейших стран и экономических центров (США, Европейский союз с выделением основных стран, Япония, Китай, Индия, Бразилия, СНГ за исключением России) рекомендуется осуществлять на основе обобщения прогноза международных экономических и финансовых организаций и иностранных государств и на основе составления консенсус-прогноза.
Для экономического сравнения важны прогнозы стран, близких по уровню развития, измеряемому по размеру ВВП (в расчете по паритету покупательной способности валюты) на душу населения.
Для прогноза развития экономики России будет сохраняться высокая значимость прогноза мирового спроса на топливно-энергетические ресурсы и динамики мировых нефтяных цен.
При прогнозировании мировых цен на нефть рекомендуется использовать данные международных агентств и организаций, специализирующихся на мониторинге и прогнозе мировых цен на нефть (Cambridge Energy Research Associates (CERA), Международный валютный фонд, Управление энергетической информации США, Всемирный банк и другие). При прогнозировании в качестве базовых учитываются усредненные мировые цены марки "Юралс" котировочных агентств.
17. При разработке количественно определяемых показателей внешних условий следует ориентироваться на положения Методических рекомендаций по разработке, корректировке и мониторингу среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30 июня 2016 г. N 423.
18. При разработке сценарных условий и основных параметров прогноза рекомендуется также учитывать важнейшие внутренние условия, в том числе тесно связанные с денежно-кредитной, таможенно-тарифной и налогово-бюджетной политикой.
Прогноз инфляции на долгосрочный период, носящий целевой характер, может быть обеспечен мерами антиинфляционной политики.
При оценке целевых параметров инфляции рекомендуется учитывать факторы, оказывающие на нее прямое и косвенное (опосредованное множественными системными связями) влияние:
темпы роста цен и тарифов на услуги компаний инфраструктурного сектора;
ожидаемый рост мировых цен (нефть, металл, зерно и продовольствие и др.);
динамику курса рубля к доллару США и эффективного курса рубля;
предполагаемый рост доходов населения и структуру потребительского спроса.
С учетом целевого уровня инфляции принимаются решения по целесообразному ограничению роста цен и тарифов на услуги компаний инфраструктурного сектора, определяются параметры денежной программы и меры антиинфляционной политики. Расчет целевого уровня инфляции носит итерационный характер.
Прогноз индексов-дефляторов отраслевых выпусков и индексов-дефляторов основных макроэкономических агрегатов, характеризующих использование продукции на внутреннем рынке, рекомендуется формировать на базе прогноза индексов цен производителей, прогнозируемой динамики среднеконтрактных цен на продукцию российского экспорта и импорта, курса рубля к доллару США с учетом изменений в структуре направлений использования продукции и предпочтений потребителей.
Рекомендации по составлению прогноза ценовых показателей изложены в Методических рекомендациях по разработке, корректировке и мониторингу среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30 июня 2016 г. N 423.
Прогнозируемые параметры налоговой, таможенно-тарифной политики (ставки налогов, внешнеэкономические тарифы и пошлины), бюджетной политики в области расходов могут отражать варианты экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочный период и учитываться при составлении прогноза доходной части консолидированного и федерального бюджетов Российской Федерации, при оценке фонда заработной платы работников бюджетных организаций, а также расходов капитального характера из бюджетных источников и других показателей социально-экономического развития.
При оценке влияния изменений в налоговой и таможенно-тарифной политике на доходы бюджета целесообразно использовать нормативный метод.
19. Демографические параметры прогноза рекомендуется определять на основе демографического прогноза, разрабатываемого Росстатом.
Демографический фактор, на основе которого оценивается потенциал (численность) рабочей силы входит в число производственных ограничений прогноза. Параметры половозрастной структуры населения являются основой для оценки потребностей в социальных выплатах населению, а также используются при оценке потребностей в отдельных видах услуг социальной сферы.
В прогнозируемой Росстатом численности населения учитывается вероятность миграционного прироста населения. При оценке некоторых дополнительных сценариев развития с усилением экстенсивной составляющей экономического роста может требоваться пересмотр прогноза миграционного прироста постоянного населения с соответствующими обоснованиями мер государственной политики и оценками соответствующих бюджетных расходов.
20. Исходные сценарные условия прогноза являются основой для разработки сбалансированного макроэкономического прогноза, включающего основные экономические показатели, в рамках которого одновременно проверяется и обеспечивается взаимная согласованность параметров исходных сценарных условий. Рекомендуемая технология разработки макроэкономического прогноза представлена в приложении N 1 к настоящим методическим рекомендациям.
21. Сценарные условия и основные параметры долгосрочного прогноза служат основой для разработки долгосрочного прогноза.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей