Приложение N 1

к методическим рекомендациям

по разработке и корректировке

долгосрочного прогноза

социально-экономического развития

Российской Федерации, утвержденным

приказом Минэкономразвития России

от 30.06.2016 г. N 417

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

РАЗРАБОТКИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗА

Исходные сценарные условия прогноза являются основой для разработки макроэкономического прогноза, включающего основные экономические показатели, которые в рамках его формирования рекомендуется сбалансировать между собой.

Формирование макроэкономического прогноза рекомендуется начинать с оценки потенциального экономического роста - темпов роста потенциального ВВП. Их расчет опирается на оценки основных компонентов факторной модели ВВП:

изменение численности занятых в экономике, рост основного капитала (через рост инвестиций в основной капитал и его выбытия), рост физических объемов экспорта и цен на нефть, а также изменения совокупной производительности факторов производства. Результатом расчетов факторной модели являются оценки потенциально возможного роста ВВП.

Прогноз динамики фактического ВВП ("актуального" ВВП) рекомендуется осуществлять с учетом прогноза потенциального роста ВВП и учета тех факторов, которые могут определить отклонение фактического ВВП от его потенциального уровня. К ним относятся факторы, определяющие уровень использования производственного потенциала, в том числе связанные с циклическими закономерностями в экономическом развитии, с закономерностями в изменении структуры распределения доходов населения по мере роста доходов и т.д.

В явном виде эти факторы в основном проявляются как факторы внешнего и внутреннего спроса и отражаются показателями динамики спроса. Динамика актуального ВВП оценивается с учетом прогнозируемого развития внутреннего конечного спроса, начальных прогнозов импортопотребления, при этом верхним ограничением является оценка потенциального ВВП.

Начальную оценку вариантов конечного потребления домашних хозяйств рекомендуется осуществлять, исходя из ожидаемых располагаемых денежных доходов домашних хозяйств (расчет предварительного прогнозного баланса денежных доходов и расходов населения происходит одновременно с формированием прогноза конечного спроса) и уточнять на стадии разработки балансов кредитных организаций и оценки прироста потребительского кредита.

Оценку конечного потребления сектора государственного управления рекомендуется формировать по вариантам прогноза, исходя из сценарных установок о доле расходов бюджетных средств на развитие экономики в объеме ВВП. При этом рекомендуется учитывать соотношение между объемом расходов сектора государственного управления на конечное потребление и суммарной оценкой бюджетных расходов на экономику и факторы, которые могут повлиять на это соотношение.

Начальный прогноз валового накопления основного капитала экономики основывается на начальном прогнозе инвестиционного спроса с учетом складывавшегося в ретроспективе достаточно устойчивого соотношения между этими показателями.

Начальный прогноз инвестиционного спроса на долгосрочный период осуществляется, исходя из сценарных гипотез инвестиционной активности частного бизнеса и государства (он уточняется с учетом информации об инвестиционных проектах и программах, реализуемых в секторах экономики). Гипотезы о динамике частных инвестиций рекомендуется разрабатывать с учетом факторов, определяющих инвестиционный климат (учитываются уровень инфляции, ключевая ставка Банка России, курс рубля, возможный приток прямых иностранных инвестиций в экономику и начальные оценки экспортного дохода). Также рекомендуется учитывать долевые соотношения, складывающиеся в ретроспективе между объемами инвестиций за счет бюджетных источников и общим объемом инвестиций в основной капитал. Начальные оценки инвестиций в основной капитал за счет бюджетных источников входят в варианты сценарных условий (представляются в % к ВВП).

Прогноз динамики инвестиций в основной капитал рекомендуется согласовывать с оценками финансовых источников инвестирования в основной капитал. Согласование осуществляется при переходе к показателям прогноза в текущих ценах прогнозируемых лет путем оценки возможных инвестиций за счет собственных средств организаций, оценки их потребностей в привлечении средств для инвестирования из других источников. В составе последних рекомендуется выделять средства, которые могут быть получены из бюджетных источников, заемные средства в банках-резидентах и из прочих источников. Согласование между потребностью в инвестициях и возможностями привлечения необходимых инвестиций должно опираться на учет реалистичных сдвигов в структуре источников инвестирования, прогноз показателей балансов кредитных организаций, их потенциала внутреннего кредитования экономики с учетом показателей денежной программы и денежно-кредитной политики Банка России, гипотез о притоке и оттоке частного капитала.

Прогноз развития экспорта товаров рекомендуется разрабатывать в натуральных и стоимостных оценках для энергетического экспорта (по основным видам продукции) и составлять в стоимостной оценке для укрупненных группировок в разрезе 11 основных товарных групп товарной номенклатуры видов экономической деятельности (ТН ВЭД).

Прогноз развития экспорта товаров рекомендуется составлять с учетом возможных изменений в структуре и условиях поставок по группам основных торговых партнеров.

Прогноз динамики (индексов физического объема) экспорта товаров рекомендуется разрабатывать с учетом ожидаемого развития внешнего спроса, динамики мировых цен, возможностей экономики производить и экспортировать конкурентоспособную продукцию. При построении оценок рекомендуется использовать системы коэффициентов эластичности динамики экспорта (в разрезе товарных групп) по темпам роста экономики основных торговых партнеров, индексу курса рубля, индексам физического объема инвестиций в основной капитал соответствующих групп производителей экспортных товаров.

При оценке экспорта в текущих ценах прогнозируемых лет используются прогнозы динамики среднеконтрактных цен по основным товарным группам, прогноз цен на нефть и газ и оценки динамики валютного курса.

Одновременно с оценками экспорта товаров рекомендуется рассчитывать ожидаемые в условиях таможенно-тарифной политики таможенные экспортные пошлины.

Прогноз экспорта услуг рекомендуется формировать в разрезе их основных видов. Учитываются перспективы развития транспортных услуг (исходя из развития транспортной инфраструктуры России и других факторов), перспективы развития услуг по статье "поездки" (туристические, деловые) и перспективы развития других видов услуг.

Прогноз импорта товаров рекомендуется разрабатывать по 11 основным товарным группам ТН ВЭД. Импорт товаров рекомендуется прогнозировать с учетом возможностей отечественного производства по обеспечению внутреннего рынка, динамики реального эффективного курса рубля и исходя из динамики трех видов внутреннего спроса:

потребительского спроса;

инвестиционного спроса;

промежуточного спроса.

В соответствии с указанными видами спроса рекомендуется формировать три укрупненные типовые группы импорта ("потребительский", "инвестиционный" и "промежуточный" импорт) и осуществлять оценку индексов физического объема импорта в разрезе этих типовых групп с применением соответствующих функций спроса на импорт. Параметры функций, характеризующие эластичность динамики спроса на импорт с динамикой объясняющих переменных, при составлении долгосрочного прогноза могут подвергаться коррекции (для отдаленных лет и в пределах, не нарушающих экономическую логику). В составе факторов, прямо включаемых в функции спроса на импорт, рекомендуется учитывать параметры ценовой конкурентоспособности импорта на внутреннем рынке, динамику доходов населения, темпы роста ВВП (или промышленных видов деятельности), динамику инвестиций в основной капитал. Фактор повышения качественных характеристик отечественной продукции и его влияние на импортопотребление рекомендуется учитывать экспертно.

Результаты расчетов по факторным моделям спроса на импорт товаров носят ориентировочный характер и итеративно согласовываются с прогнозом конечного спроса. При этом с применением структурных моделей рекомендуется осуществлять детализация импорта в разрезе основных товарных групп ТН ВЭД.

В общем объеме импорта товаров рекомендуется выделять объем налогооблагаемого импорта. Одновременно с оценками налогооблагаемого импорта товаров рекомендуется рассчитывать ожидаемые в условиях таможенно-тарифной политики таможенные импортные пошлины.

Прогноз импорта услуг рекомендуется осуществлять раздельно по основным видам услуг (транспортные, поездки и прочие услуги). Учитываются факторы: динамика импорта товаров (с которой наблюдается высокая корреляционная связь импорта транспортных услуг), темпы роста ВВП, динамика реальных доходов населения и динамика обменного курса, а также устойчивые структурные соотношения, определившиеся в ретроспективе.

Формирование начальной прогнозной оценки изменения запасов материальных оборотных средств рекомендуется осуществлять путем установления ее соотношения с ВВП, исходя из гипотезы о приближении этого соотношения к уровню, наблюдаемому в странах со стабильно развивающейся экономикой.

На основе результатов оценки показателей развития внутреннего спроса, экспорта и импорта рекомендуется оценивать объемы актуального ВВП в сопоставимых ценах и индексы его физического объема. Рекомендуется оценить масштабность расхождений между потенциальным и актуальным ВВП. Выявляется возможность обоснования этих расхождений влиянием циклических факторов с учетом результатов расчетов по модели прогнозирования экономических циклов.

При сохранении недопустимо значительных и необъясняемых цикличностью расхождений рекомендуется рассмотреть возможности корректировки ряда показателей.

Для этого, а также в целях составления начального прогноза финансовых показателей и оценок развития денежно-кредитной сферы, рекомендуется разработать предварительный вариант платежного баланса. Основное назначение прогноза показателей платежного баланса - оценка величины сальдо счета текущих операций и показателя "чистое кредитование/чистое заимствование".

В случае прогнозирования чистого заимствования, рекомендуется осуществлять расчеты по оценке условий для выхода на более равновесный платежный баланс. Это может потребовать изменения установок по внутренней политике, определяющих: склонность экономических субъектов к импортопотреблению; потенциал экспорта; наращивание иностранных активов и обязательств, в том числе в годы, предшествующие возникновению отрицательного сальдо по счету текущих операций. Соответственно, рекомендуется рассматривать возможность корректировки сценарных условий по инвестированию экономики для укрепления ее конкурентоспособности и снижения оттока капитала, корректировки валютного курса, обеспечивающей снижение расчетной оценки ценовой конкурентоспособности импорта, а также некоторых других условий. Принятие решений о корректировках сценарных условий осуществляться с учетом разнонаправленных и в ряде случаев взаимопогашающих влияний сценарных условий на конечный результат.

Важным направлением согласования показателей макроэкономического прогноза является балансировка предварительных показателей формирования и использования доходов в балансе денежных доходов и расходов домашних хозяйств и балансировка предварительных оценок доходов и расходов бюджетной системы. При этом рекомендуется учитывать встречные потоки денежных средств между домашними хозяйствами и бюджетной системой.

Общий принцип оценки налоговых поступлений в бюджетную систему опирается на оценку изменения базы налогообложения и нормативный подход (норматив корректируется с учетом предполагаемого изменения в налоговой политике). При формировании оценок поступления в бюджетную систему акцизов и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) рекомендуется использовать предложения соответствующих федеральных органов исполнительной власти по показателям прогноза производства и реализации подакцизной продукции, производимой в Российской Федерации и ввозимой на ее территорию, по развитию производств, с которых взимается рента - НДПИ.

На первом этапе в предварительном порядке рекомендуется разрабатывать также прогнозы развития отдельных секторов экономики, что позволяет уже на этом этапе разработать предварительный прогноз произведенного ВВП. Рекомендуется использовать эконометрические и балансовые модели, в том числе модель межотраслевого баланса. Это позволяет более обоснованно подходить к оценке реалистичности актуального ВВП, полученного методом использования доходов.

Основные этапы процесса балансировки показателей макроэкономического прогноза изложены в Методических рекомендациях по разработке, корректировке и мониторингу среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30 июня 2016 г. N 423.

Более полный прогноз произведенного ВВП рекомендуется осуществлять на втором этапе разработки долгосрочного прогноза после получения прогнозов от участников разработки прогнозов.