В 2016 г. деятельность транспортного комплекса характеризовалась падением пассажирооборота транспорта общего пользования на 1,8%, ростом коммерческих перевозок грузов и грузооборота (рост объема коммерческих перевозок грузов на 0,6%, коммерческого грузооборота на 1,8% (без учета трубопроводного транспорта), снижение пассажирооборота транспорта общего пользования на 1,8%).
В структуре грузооборота в 2016 г. доминировал магистральный железнодорожный транспорт - 90,8% от общего объема коммерческого грузооборота, без учета трубопроводного транспорта.
Снижение пассажирооборота в 2016 г. наблюдалось на всех видах транспорта, кроме магистрального железнодорожного (рост 3,3%) и внутреннего водного (рост 6,7%) транспорта.
В 2016 г. в структуре пассажирооборота транспорта общего пользования доля воздушного транспорта снизилась на 1,6 пп. к уровню 2015 г. и составила 47,1%, доля железнодорожного транспорта выросла на 1,3% и составила 27,2%, автомобильного - выросла на 0,2 пп. и составила 25,5%.
Оценка 2017 г. с учетом тенденций развития отдельных видов транспорта и макроэкономических параметров (рост объемов производства, оборота торговли и инвестиционной активности) позволяет прогнозировать в 2017 г. увеличение объема коммерческих перевозок грузов на 2,0%, грузооборота - на 6,3%, пассажирооборота - на 8,3%.
С учетом ситуации, складывающейся в транспортном комплексе, прогнозируемых темпов роста промышленного производства, реальных располагаемых доходов населения и ВВП, в среднесрочной перспективе прогнозируется уверенный рост показателей деятельности транспортного комплекса.
Объем коммерческих перевозок грузов в 2020 г. оценивается на уровне 3 902,5 млн. тонн (рост 8,1% к 2016 году), объем грузооборота - 2 966,4 млрд. т-км (рост 14,5% к 2016 году), пассажирооборот - 594,7 млрд. пасс-км (рост 16,2% к 2016 году).
С целью укрепления роста показателей деятельности транспортного комплекса в 2016 г. были сохранены меры государственной поддержки.
Для повышения доступности транспортных услуг для населения в 2016 г. осуществлялось субсидирование региональных воздушных перевозок населения на территории Российской Федерации, перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении и поездах дальнего следования в плацкартных вагонах и общих вагонах и другие.
Учитывая значительный положительный эффект, ряд оказываемых мер государственной поддержки будет пролонгирован на среднесрочный период.
Значительными "узкими местами" в транспортной системе России являются:
дефицит пропускной способности федеральной дорожной сети, в первую очередь на подходах к крупным городам и транспортным узлам страны, доля протяженности автодорог федерального значения, работающих в режиме перегрузки, увеличивается при росте количества автомобилей;
недостаточное развитие подходов к морским портам, аэропортам и пограничным пунктам пропуска, большинство автомобильных и железнодорожных подъездных путей к крупнейшим морским портам: Новороссийск, Санкт-Петербург, Махачкала - не обеспечивают возросший поток грузов, многие аэропорты не имеют пассажирского железнодорожного сообщения;
отсутствие полностью сформированной опорной транспортной сети на всей территории страны, что сдерживает экономическое развитие регионов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, ограничивает мобильность населения, перевозку грузов;
устаревшая инфраструктура - порядка половины расположенных на внутренних водных путях судоходных гидротехнических сооружений эксплуатируются в течение длительного периода (50 - 75 и более лет).
Для преодоления сдерживающих развитие транспортного комплекса России факторов и для уверенного роста экономического развития страны инвестиции в основной капитал транспортного комплекса должны осуществляться в полном объеме и опережающими темпами (относительно других секторов экономики).
Размер инвестиций в транспортный комплекс за счет средств федерального бюджета на период 2017 - 2020 гг. определен исходя из приоритетов развития транспортной инфраструктуры:
подготовка объектов транспортной инфраструктуры, связанных с проведением чемпионата мира по футболу в 2018 г.;
устранение "узких мест" транспортной инфраструктуры, в том числе реализация крупномасштабных инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры в крупных транспортных узлах;
реализация проектов на условиях государственно-частного партнерства, в том числе строительство скоростных автомобильных дорог;
развитие транспортного комплекса в рамках Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года", включая строительство мостового перехода через Керченский пролив;
использование интеллектуальных транспортных систем и распространение сфер применения беспилотных технологий на всех видах транспорта.
Реализация указанных проектов позволит ослабить инфраструктурные ограничения развития рынка транспортных услуг.
В среднесрочный период темпы роста инвестиций в транспортную инфраструктуру будут определять темпы сокращения дисбаланса между пропускной способностью транспорта и потребностями экономики, а также населения.
Темпы роста инвестиций будут определяться темпами формирования благоприятной среды для привлечения частных инвестиций, а также формированием дорожных фондов (федерального и региональных), внедрением контрактов жизненного цикла, привлечением специализированных компаний к управлению федеральным имуществом.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей