7.1. Основные макроэкономические параметры целевого варианта прогноза
Целевой вариант прогноза ориентирует на достижение целевых параметров социально-экономического развития, и решение задач стратегического планирования. Вариантом предполагается выход российской экономики в среднесрочный период на траекторию устойчивого роста темпами не ниже среднемировых при одновременном обеспечении макроэкономической сбалансированности.
Для достижения намеченных целей необходима смена экономической модели развития. Переход экономики на инвестиционную модель предполагает разработку и реализацию комплекса мер экономической политики, направленных на:
обеспечение инвестиционной ориентации экономики, повышение инвестиционной активности частного капитала с целью обеспечения роста инвестиций на уровне около 7 - 9% к концу прогнозного периода;
государственную поддержку системообразующих и эффективных инвестиционных проектов, в том числе на основе более широкого использования инструментов проектного финансирования и механизма государственно-частного партнерства;
опережающий рост инвестиций в инновационные сектора экономики, влияющие на повышение качества и эффективности человеческого капитала;
расширение форм налогово-регулятивной, кредитной и инфраструктурной поддержки малого и среднего бизнеса;
увеличение вложений и расширение форм поддержки секторов, ориентированных на несырьевой и высокотехнологичный экспорт, встраивание в конечные звенья формирующихся цепочек мирового производства продукции и технологий;
содействие росту импорта высокотехнологичного оборудования и технологий и импортозамещению по критическим направлениям импорта;
осуществление мер антиинфляционной политики, максимальное сокращение неэффективных издержек и затрат;
обеспечение снижения энергоемкости производства не менее чем на 2,0% в год на основе разработки и внедрения энергосберегающих технологий, сокращения удельного веса энергоемких производств, ускоренного выбытия неэффективных мощностей, сокращение потерь энергии.
Реализация указанных мер предполагает сдерживание в первые годы прогнозного периода роста расходов на потребление, социальных обязательств государства и снижение различных видов издержек для бизнеса в первую очередь, в сфере тарифов на продукцию естественных монополий, а также меры в части снижения регулятивной, административной и правоохранительной нагрузки на бизнес (сокращение различных видов отчетности, уменьшение количества проверок за счет ускорения реформы контроля/надзора и внедрение риск-ориентированных подходов).
Внешние условия в целевом варианте сохраняются в основном на уровне базового варианта. В этих условиях прогнозируется постепенное снижение цен на нефть марки "Юралс" к концу 2018 г. до уровня чуть выше 40 долларов США за баррель, который оценивается как равновесный. В 2019 и 2020 гг. ожидается сохранение цен на нефть вблизи указанного уровня (с поправкой на инфляцию в экономике США).
Темп роста экспорта товаров по целевому варианту в 2018 г. будет ниже соответствующей величины экспорта по базовому варианту вследствие более существенного сокращения экспорта нефтепродуктов в страны дальнего зарубежья при повышении глубины их переработки. В последующие годы ожидается более высокий рост экспорта товаров по сравнению с базовым вариантом, в связи с увеличением объемов экспорта природного газа и "светлых" нефтепродуктов и ускорением темпов роста экспорта несырьевых товаров. Стоимостные объемы экспорта увеличатся до 362 млрд. долларов США к 2020 г.
Крупномасштабная реализация мер поддержки и стимулирования внешней торговли позволит при достаточной концентрации усилий и при соответствующих объемах финансирования достичь потенциально возможного роста объемов несырьевого неэнергетического экспорта уже в ближайшие годы.
Мероприятия, планируемые к реализации в течение прогнозного периода, будут направлены на широкое применение инструментов государственного стимулирования экспортной деятельности. Это подразумевает дальнейшее расширение охвата и объемов кредитной, страховой и гарантийной поддержки российских экспортеров, а также внедрение новых стимулирующих инструментов, таких как поддержка в адаптации и сертификации российской продукции на внешних рынках, регистрация и защита на внешних рынках интеллектуальной собственности российских производителей, содействие в области логистики, патентования, маркетингового продвижения (выставки, бизнес-миссии, пилотные поставки). В результате, экспорт несырьевых товаров в 2018 - 2020 гг. будет расти со средним темпом, превышающим 6%, его доля постепенно повысится с 40,3% в 2017 г. до 46,4% к концу прогнозного периода.
Импорт товаров по целевому варианту будет выше, чем в базовом варианте. В реальном выражении он будет увеличиваться в среднем на 5,0% в 2018 - 2020 гг. Стоимостные объемы импорта в 2020 г. превысят его объемы по базовому варианту примерно на 20 млрд. долларов США. Импорт машин, оборудования и транспортных средств будет увеличиваться примерно на 5,3 - 6,7% в год. Темпы роста инвестиционного импорта составят в среднем 5,8%, в структуре импорта его доля возрастет к 2020 г. до 26,7%.
В целевом варианте разработка и более активная (по сравнению с базовым вариантом) реализация ряда мер экономической политики, направленных на рост инвестиционной активности, позволит росту инвестиций в основной капитал ускориться в среднем до 7% в год на среднесрочном периоде. На фоне смягчения кредитных условий, развития института проектного финансирования, создания предсказуемых условий ведения бизнеса на макро- и микроуровне, трансформации налоговой системы и развития инструмента государственно-частного партнерства предполагается более активное восстановление интереса бизнеса к инвестированию. Прирост инвестиций будет обусловлен развитием транспортной инфраструктуры, более масштабной технологической модернизацией в обрабатывающих и добывающих производствах и инвестированием в отрасли, направленные на развитие человеческого капитала.
Целевой вариант основан на высоком сценарии демографического прогноза.
В условиях роста демографической нагрузки проводимая на рынке труда политика с целью вовлечения в трудовую деятельность отдельных категорий граждан, испытывающих трудности при трудоустройстве, позволит частично сохранить трудовые ресурсы. В результате численность рабочей силы к 2020 г. сократится на 801 тыс. человек по сравнению с 2016 г. при сокращении численности населения трудоспособного возраста на 2 827 тыс. человек. Численность занятых в экономике в этих условиях стабилизируется на уровне 72,1 млн. человек, а уровень безработицы к 2020 г. снизится до 4,5% от рабочей силы.
В условиях более высоких темпов роста экономики в целевом варианте темпы роста реальной заработной платы работников организаций в 2018 - 2020 гг. будут выше, чем в базовом варианте в среднем на 0,2 пп., а в целом за три года рост составит 7,8% (в базовом варианте - 7,0%).
В результате рост реальных располагаемых доходов также будет более интенсивным (увеличение за 2018 - 2020 гг. на 5,6%), стимулируя потребительский спрос. Ожидается, что оборот розничной торговли будет расти ежегодно более чем на 3%, а в целом за 2018 - 2020 гг. увеличится на 9,7%.
В целевом варианте темпы роста ВВП ускоряются с 2,2% в 2018 г. до 3,1% в 2020 г.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей