Локальная отраслевая программа: ДИК3

Отрасль АПК: дикоросперерабатывающая

Продукция: орех кедровый

Страны-импортеры: государства - члены СНГ

Пример отраслевой программы:

В зарубежной практике нет аналогичных внутренних программ поддержки экспортеров дикорастущей продукции, однако в схожей по природному положению Канаде вся добыча дикоросов на законодательном уровне передана коренному населению Северной Америки - индейцам, эскимосам и другим малым этническим народам. Подобные государственные меры содействуют снижению социальной напряженности на территориях локации коренного населения и способствуют повышению международного имиджа страны путем предотвращения хищнической эксплуатации природных ресурсов.

При анализе международных программ неспецифической поддержки экспорта можно обратить внимание на китайскую корпорацию по страхованию экспортных кредитов Sinosure, основанную 18 декабря 2001 г. и занимающуюся обеспечением поддержки и развития экспорта китайских товаров, а также созданием условий для привлечения зарубежных инвестиций китайских компаний через страхование экспортных кредитов, инвестиций и выпуск соответствующих гарантий. Sinosure выполняет роль институционального инструмента реализации государственной политики в области стимулирования национального экспорта изделий с высокой степенью добавленной стоимости. Источником капитала компании является Рисковый фонд страхования экспортных кредитов, который формируется за счет государственного бюджета.

Основными услугами компании Sinosure является страхование краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных экспортных кредитов; страхование китайских инвестиций за рубежом; предоставление различного рода страховых гарантий участникам внешнеэкономической деятельности; взыскание коммерческой задолженности с иностранных контрагентов китайских экспортеров; оценка и анализ кредитоспособности иностранных контрагентов китайских экспортеров.

За время существования Sinosure объем гарантий по экспортным кредитам, застрахованным этой организацией, составлял от 0,8 до 1,1% от ВВП Китая в год. Объем экспортных кредитов, выдаваемых Экспортно-импортным банком Китая, составляет стабильно около 0,5% от ВВП страны. Таким образом, совокупное государственное финансирование экспорта в стране составляет около 1,3 - 1,6% от ВВП в год. Этот показатель представляется более чем впечатляющим, так как, по данным Бернского союза, на финансовую поддержку экспорта в развитых странах тратится в среднем 0,35% ВВП. В России этот показатель не превышает 0,15% от ВВП.

Условия экспорта в страны-импортеры:

Несмотря на значительный рыночный потенциал дикорастущей продукции как экспортного продукта, на сегодняшний день отрасль практически отсутствует, основные механизмы государственного регулирования, инфраструктурной поддержки и рыночные особенности функционирования отрасли дикоросов не сформированы. Сбор, переработка и экспорт находятся в руках частных компаний разного масштаба и сфер хозяйствования. Единой государственной системы контрольно-надзорных мер нет. В отрасли слабо развита система логистики продукции, в случае крупных экспортных объемов проблема транспортировки обычно решается за счет средств иностранных покупателей.

Объем легального экспорта очень невелик (по разным оценкам, 6 - 10 млн долл.), "черный" экспорт превышает легальный примерно в 2 - 4 раза. При этом, если нелегальная реализация продукции в страны Европы идет путем закупки в депрессивных дотационных регионах Европейской части России (Псковская, Вологодская, Мурманская области, Республика Карелия), то Китай, пользуясь отсутствием экспортных пошлин, старается нелегально вывезти продукцию из мест массовых произрастаний дикоросов на востоке России, не платя таким образом в российский бюджет соответствующие сборы.

На сегодняшний день не налажены контакты со странами - прямыми потребителями дикорастущей продукции (Францией, Нидерландами, Германией, Италией, Испанией), большое количество сырья уходит через страны-посредники (Беларусь, Китай, Литву, Сербию), что значительно снижает доходность ведения бизнеса.

В отрасли практически отсутствуют долгосрочные контракты и налаженные каналы сбыта, торговля с зарубежными покупателями идет разовыми партиями товара различного объема, отсутствуют единые подходы к стандартизации, сертификации и контролю качества для соответствия международным требованиям, предъявляемым к реализуемой продукции. Обращает внимание крайне низкий уровень доверия к России на международном рынке как производителю и экспортеру дикоросов, отсутствие культуры сбора, сортировки и упаковки, непрозрачность ведения бизнеса, низкий региональный инвестиционный климат.