Источник: Российский зерновой союз
Учитывая различный уровень экономических отношений и степень закрепления на рынках различных стран, экспортная программа преследует различные цели:
1. Сохранение позиций на традиционных рынках сбыта, что предполагает усиление текущих и появление новых возможностей поставок (по различным видам товаров, условиям экспорта и т.д.).
2. Развитие экспорта зерна на новых для России рынках.
3. Развитие экспорта пшеницы твердых сортов.
4. Расширение объемов и географии поставок продукции переработки зерна.
Мероприятия для усиления позиций на страновых рынках предусмотрены следующие:
1. Формирование специальных программ поддержки экспорта путем предоставления гарантий по экспортным кредитам и бонусов для продвижения экспорта продукции сельского хозяйства по аналогии с международными программами США по продовольственной "помощи", такими, как PL-480 или GSM-102. При этом гарантии государства должны покрывать не менее 75% (в США до 92%) стоимости экспортного контракта. Такой подход позволит активно выходить на новые рискованные рынки и оказывать стимулирующее воздействие на импортеров для закупок, при этом появляется возможность отказа от дисконта при поставках (для выхода на новые рынки дисконт составляет от 10% до 20%). Данное мероприятие может реализовываться в форме гарантий платежей в случае, если российские банки предоставляют кредиты зарубежным банкам для финансирования закупки продукции АПК России. Данное мероприятие будет дополнять созданную в рамках АО "Российский экспортный центр" (далее - РЭЦ) разветвленную систему финансовой поддержки и страхования экспортных контрактов.
2. Разработка стандартов, гармонизированных с международными экспортными стандартами на ключевые виды продуктов сельскохозяйственного экспорта из России.
3. Создание специальной программы финансирования и поставок образцов сельскохозяйственной продукции для потенциальных клиентов за рубежом, что будет дополнять мероприятия РЭЦ по поддержке сертификации объектов потенциального экспорта.
4. Программа вхождения на развивающиеся рынки, которая предполагает государственные гарантии и прямое техническое содействие для продвижения продукции АПК России на новые рынки. Как правило, во многих странах-покупателях слабо развита инфраструктура и переработка сельскохозяйственного сырья. В этой ситуации содействие в строительстве объектов логистической инфраструктуры на территории стран-импортеров, которые будут находиться в собственности или управлении российских компаний, позволит создать благоприятные условия для накопления ресурсов, для их последующей продажи по ценам внутреннего рынка стран-импортеров, которые существенно выше экспортных цен. Такие объекты желательно размещать в портовой зоне (в районе сухопутных погранпереходов), также могут размещаться небольшие предприятия по переработке поставляемого из России сырья (мукомольные мощности, предприятия по рафинированию и бутилированию растительного масла, производству круп, фасовке сахара и др.). Мощности этих предприятий должны быть относительно небольшие, чтобы не вызывать конфликт интересов с местными переработчиками. Необходимо предусмотреть содействие РЭЦ и оказание им услуг по формированию основного капитала таких предприятий, предусматривая последующую продажу этой доли сторонним (российским или местным, включая государство, инвесторам). Функционирование предприятий ведется в рамках зон свободной торговли, что позволит минимизировать текущие таможенные выплаты. Также возможно создание другой группы предприятий по переработке, для последующей поставки готовой продукции в сопредельные страны. Одним из инструментов продвижения таких подходов может стать создание в рамках проектов мощностей и формирование ресурсов для содействия странам региона в обеспечении продовольствием при возникновении чрезвычайных ситуаций.
5. Поддержка конгрессных мероприятий. Работа по информированию компаний АПК о возможностях экспорта зерновой продукции сведена к созданию центров консультационной поддержки, однако она ориентирована на российских участников и по факту уже ведется РЭЦ, возможно, необходимо просто ее акцентировать и реализовывать совместно. Освоение новых направлений зачастую сопряжено с трудностями для российского экспорта зерна - высокий уровень конкуренции, риски неисполнения обязательств покупателями, политические риски и т.д., что требует определенной поддержки со стороны государства, в первую очередь, путем активной информационно-разъяснительной работы как с государственными органами стран-импортеров, так и с потенциальными покупателями.
В то же время экспорт возможен лишь при наличии контрагентов за рубежом, а российская продукция не является уникальной, что будет осложнять ее сбыт и, соответственно, необходим акцент на информационную поддержку ее продвижения на новые рынки. При этом существующая поддержка участия в зарубежных выставочно-ярмарочных мероприятиях объективно малоэффективна, так как лишь формирует общий фон для развития отношений. В этом отношении положительно зарекомендовала практика проведения мероприятий международного масштаба, которые преследуют цели создания благоприятных условий для российского зернового экспорта и установления деловых контактов между экспортерами и импортерами российского зерна, в том числе Международная зерновая торговая конференция "Азия-Россия", которая проводилась Российским зерновым союзом в Сингапуре в 2010 и 2012 годах и уже стала "визитной карточкой" России в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и Юго-Восточной Азии. Результатом конференций стало кратное увеличение экспорта российского зерна в этот регион.
Наиболее эффективна поддержка конгрессных мероприятий по отдельным видам продукции АПК, организованных и проводимых на коммерческой основе. Целесообразно при проведении крупных международных мероприятий (исключительно за рубежом) предусмотреть финансовую поддержку их проведения в части полной компенсации организационного взноса по определенному кругу иностранных участников, а также российских и местных государственных органов.
Основные источники финансирования:
1. Средства бюджетов всех уровней, направляемые на реализацию в рамках Госпрограммы отраслевых программ развития производства зерна и формирование зерновых кластеров.
2. Внебюджетные источники - собственные инвестиции участников рынка зерна.
3. Бюджетные средства, предусмотренные для финансирования деятельности госорганов в части проведения официальных межстрановых переговоров, согласования фитосанитарных требований, обеспечения деятельности зарубежных представительств.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей